Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность в начальной школе при изучении окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Особенности организации проектной деятельности
в начальной школе
1.2.Понятие «проектные умения»
Глава 2.
Исследование возможности проектной деятельности на предмете «окружающий
мир»
2.1. Анализ учебного курса «окружающего мира» и
реализация проектной деятельности в нём
2.2
Разработка проектной деятельности на уроках окружающего мира
Введение:
Актуальность.
Современное общество делает заказ на
выпускника начальной школы, развитие которого осуществляется в процессе его самостоятельной
поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его
окружением. Новые жизненные условия, очень быстрый темп развития общества,
большое обилие информации, современные информационные технологии, требования
ФГОС все это выдвигают свои условия к формированию подрастающего поколения: оно
должно быть не только знающим и умелым, но также мыслящим, инициативным и
самостоятельным. Ребенок должен стать личностью, уважающей ценности семьи и
общества, любящей своё Отечество, хранящей традиции своих предков. Должен
адекватно ориентироваться в современном конфликтном, динамично меняющемся мире,
свободно выбирать собственную жизненную позицию и уважать мнения других, ученик
должен знать, как безопасно вести себя в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Особенность предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет
в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего,
целостную картину мира. Где обучающийся сам добывает материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязей. Этот предмет благоприятен для формирования
универсальных логических действий, однако учитель не в полной мере использует
предмет для формирования универсальных логических действий. В то же время
именно младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими
универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Недостаточно
освещена в метод литературе.
Проектная деятельность, направлена на
развитие у учащихся познавательной активности, наглядно-образного, логического
и творческого мышления, способности выявлять из непрерывного информационного
потока необходимый для решения образовательных задач учебно-познавательный
материал [12]. В связи с этим актуальным становится
использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих
формированию у учащихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Решить эту проблему в образовательном процессе пытаются, в
частности, через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной для
учащихся младшего звена в соответствии с нормативами основной образовательной
программы начального общего образования. Проектной деятельности посвящен целый ряд
специальных работ она не является новшеством (проектная деятельность связана с
именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика
Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода
разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей
под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода
обучения. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению
Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов
самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с
текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества [14].
Выявляется следующее противоречие:
Проектная деятельность младших школьников
на уроках окружающего мира способствует приобретению новых знаний в тесной
связи с реальной жизненной практикой. Грамотная организация учащихся при
выполнении проекта у ученика выработается навык самостоятельности. Однако в
случае неправильной постановки учителем приоритетов и жестком контроле можно
получить обратный эффект: а именно пассивного ученика, который не умеет
самостоятельно работать и сознательно избегает этого. Учитывая актуальность,
практическую потребность и значимость была определена тема исследования:
организация проектной деятельности младших школьников на уроках Окружающего
мира.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить особенности
организации проектной деятельности младших школьников на уроках Окружающего
мира.
Объект
работы – процесс обучения окружающему миру младших школьников.
Предмет
работы – Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего
мира.
Гипотеза: предполагается,
что при использовании проектной деятельности в рамках урока окружающего мира у
обучающихся начальной школы будет повышаться эффективность усвоения материала.
В работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие проектной
деятельности в психолого-педагогической литературе;
2.
Определить роль проектных технологий в начальном образовании;
3.
Выявить особенности организации проектной деятельности в курсе предмета
«Окружающий мир»;
4. Провести опытно-экспериментальную
работу по организации проектной деятельности на уроках Окружающего мира.
Методы исследования: анализ представленных
в литературе психолого-педагогических данных о проблеме исследования;
педагогический эксперимент; обработка данных, полученных в наблюдениях и
экспериментах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
модернизации образования необходимо
обеспечить мероприятия по совершенствованию организации учебного процесса –
создание педагогических условий, которые позволят гарантировать достижение
требований ФГОС к метапредметным результатам образования.
Анализ полученных количественных и качественных результатов
опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое
подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Основные выводы исследования:
1. Проектные
технологии на сегодняшний день прочно вошли в учебно-воспитательный процесс
образовательных учреждений. Учебный
творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный
учащимися продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения,
обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и
при консультации учителя. Учебный проект с точки зрения учителя – дидактическое
средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной
деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач,
вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
2. Проектная деятельность учащихся
начальной школы способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию
обучающихся, развитию творческих способностей и активности учащихся,
формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных
мотивов учения – учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который
возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и
совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
3. Применение на уроках окружающего мира
современных образовательных технологий позволяет формировать у младших
школьников важнейшие личностные, регулятивные; познавательные, коммуникативные
учебные действия. Реализация каждого проекта может осуществляться как в
традиционной, так и в нетрадиционной форме, с включением учащихся в различные
виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном
контакте с различными объектами окружающей природы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты организации проектной деятельности в начальной школе при изучении
окружающего мира
1.1
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
В современном обществе при введении
Федеральных государственных стандартов образования второго поколения проектная
деятельность учащихся обеспечивает формирование универсальных учебных действий,
направлена на воспитание духовно-нравственной, трудолюбивой, самостоятельной
личности. Такие качества личности характерны для ученика развивающегося
современного общества.
Проект — это совокупность задач или
мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет
уникальный и неповторяющийся продукт [17].
Современные дети — далеко не чистый лист
бумаги, на который можно нанести знания. В постоянно развивающемся мире к детям
из разных источников поступает большое количество информации. И не учитывать
это нельзя. Но очень часто многообразие полученной информации не может привести
к системности знаний. Перед учителем встает задача ‑ научить детей правильно
усваивать полученную информацию. Для этого необходимо научить учащихся
следующим умениям:
‑ умению находить и выделять главное;
‑ умению находить связи в полученной
информации;
‑ умению структурировать информацию.
Кроме этого необходимо научить учащихся
поиску информации по поставленной цели, поисковой деятельности. В результате
появляется новая для образования проблема, которая заключается в подготовке
ученика, умеющего находить и использовать необходимую для него информацию,
учитывая ее обилие; ученика, умеющего усваивать данную информацию в виде новых
знаний. В этом случае речь идет о формировании информационной компетенции у
учащихся [22].
Проектная деятельность в начальной школе
имеет свои особенности, как считает М.В. Романовская, – маленькие дети способны
выполнять проекты, отличающиеся несложностью, простотой. Ученик должен
представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее
решения. Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно назвать:
· Проекты-наблюдения.
· Проекты-рассказы.
· Экскурсионные
проекты.
· Конструктивные
проекты.
· Проекты игр
(спектакли, концерты и т.п.).
Применение на уроках технологии метода
проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала [12].
Проектная деятельность обучающихся – это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата.
Педагог должен учить учащихся не просто
запоминать полученные знания, но и применять их на практике. В современном
обществе ценностью становится коммуникативная компетентность. В результате
возникает ряд проблем у педагога: определение выработки необходимых умений у
учеников для их формирования (результативного общения учащегося с ровесниками,
с техникой, с Интернет ‑ ресурсами, информационным полем и др.). В частности,
как научить ученика сформулировать вопросы для поиска информации и для общения?
В современных условиях педагогу необходимы новые методы для организации
процесса обучения, взаимоотношения между учеником и учителем по – новому [27].
Поиск инновационных средств подводит
педагогов к пониманию того, что необходимы игровые, ролевые, практико-ориентированные,
проблемные, деятельностные, групповые, рефлексивные и другие методы и формы
обучения. Эти средства частично были разработаны и использовались в разной
степени для улучшения ситуации в образовании. Главным отличием в поиске новых
условий является изменение понимания целей, задач образования. Результатом
этого является новое понимание способов и возможностей применения этих средств [12].