Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность в эстетическом воспитании учащихся при обучении математике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников методами
проектной деятельности на уроках математики. 5
1.1
Основы эстетического воспитания на уроках математики. 5
1.2
Особенности проектной деятельности на уроках математики. 11
Глава
2. Применение метода проектов на уроке математики в рамках эстетического
воспитания учащихся. 15
2.2
Первичная диагностика состояния эстетического воспитания учеников 2 класса 15
2.2
Реализация условий использования метода проекта при реализации эстетического
воспитания. 21
Заключение. 28
Список
использованных источников. 30
Введение:
В процессе формирования гармоничной личности особое место
занимает эстетическое воспитание учащихся. Очень сложно переоценить роль
математики как учебного предмета в эстетическом воспитании учащихся, так как
потенциал математики огромен. Математика богата красивыми формулами,
рассуждениями (доказательствами, красивыми решениями задач), ценность которых
достаточно велика для эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание органически связано с термином
«эстетика», обозначающим науку о прекрасном.
«Эстетическое воспитание – это выработка и совершенствование
в человеке способностей воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по
законам красоты».
Действенное раскрытие эстетического потенциала в школьном
курсе математики предполагает:
1. Полноценное восприятие обучающимися математической
красоты, развитие их эстетических чувств, эстетического вкуса средствами
образного мышления и логической культуры.
2. Формирование ценностной ориентации личности в ее
стремлении к «прекрасному» через овладение ею действительностью при помощи
геометрического материала.
3. Развитие творческих способностей учащихся и формирование
их познавательного интереса, а также вырабатывание положительного отношения к
предмету, то есть формирование элементов эстетической культуры.
Проблема эстетического воспитания в проектной деятельности
приобретает сейчас особую важность, т. к. целью образования становится
раскрытие творческого потенциала граждан. В концепции ФГОС указывается, что
организация занятий по направлениям проектной деятельности должна стать
неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере
реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования». Это подчеркивает актуальность выбранной темы работы.
Объектом исследования является эстетическое воспитание
учащихся, предметом – технологии реализации эстетического воспитания
обучающихся в проектной работе по математике.
Гипотеза исследования – проектная деятельность является
эффективным инструментом для эстетического воспитания учащихся.
Цель исследования: рассмотреть возможности проектной
деятельности по математике в реализации эстетического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
— рассмотреть основы эстетического воспитания на уроках
математики;
— изучить особенности проектной деятельности на уроках
математики;
— провести первичную диагностику состояния эстетического
воспитания учеников 2 класса;
— описать реализацию условий использования метода проекта
при реализации эстетического воспитания.
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы учителями с целью организации внеурочной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, основной
части, содержащей две главы, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Результаты, полученные в работе, позволяют сделать следующие
выводы:
1. Изучено понятие эстетического воспитания и его задачи при
обучении математике. Установлено, что под эстетическим воспитанием учащихся в
процессе обучения математике мы понимаем совокупность ее возможностей и
ресурсов, которые могут быть реализованы как средства эстетического развития
личности.
2. Рассмотрено понятие красоты в математике. Изучив
различные подходы к понятию красоты в математике, выявлено, что красота в
математике выражается в: гармонии чисел и форм; геометрической выразительности;
стройности математических формул; изяществе математических доказательств;
порядке; богатстве приложений; универсальности математических методов.
3. Раскрыты уровни красоты математического объекта.
Определено, что существует три уровня привлекательности математического
объекта, где предъявляемый объект:
а) привлекателен тем, что совпадает с образом,
сформированным у школьников;
б) не полностью соответствует своему образу, но может быть
легко до него дополнен;
в) предполагает рассмотрение его внутренней структуры, то
есть привлекательность заключена в поиске различных способов решения задачи,
выделение среди них наиболее оригинального.
4. Выделены требования, предъявляемые к математической
задаче, способствующей формированию эстетического вкуса у учащихся в
общеобразовательной школе:
а) условие задачи должно быть интересно школьнику, если
задача геометрическая, то чертеж должен быть "красивым";
б) задача должна устанавливать интересный факт, порой
неожиданный;
в) в решение задачи обязательно нужно спрятать
"изюминку", чтобы оно было наглядно и удивительно просто;
г) желательно, чтобы было несколько способов решения задачи.
5. Выявлены методические особенности формирования
эстетического вкуса у учащихся при выполнении математических проектов в
общеобразовательной школе: поощрение поиска самостоятельных путей и приемов
рационального решения; демонстрация учителем оригинальных путей решения доступных
для учащихся задач; применение приемов достраивания фигуры, использование
красоты симметрии при решении некоторых задач, которая, выражает эстетическую
категорию порядка.
6. Разработана программа проекта «Весь мир – геометрия»,
способствующего формированию эстетического вкуса у учащихся общеобразовательной
школы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания
школьников методами проектной деятельности на уроках математики
1.1 Основы эстетического воспитания на уроках математики
Формирование эстетического восприятия, вкуса и способности к
творчеству по законам красоты, эстетического идеала, ориентация в мире
эстетических ценностей в искусстве, труде и быту служат целями эстетического
воспитания личности [5, 6, 12]. Эстетическое воспитание задает ориентацию
ценностей человека и способствует развитию его потенциала.
Эстетическое воспитание определяется в тесной связи с
этическим, нравственным воспитанием, когда красота становится регулятором
отношений между людьми, проводником добра, источником развития их духовных
способностей [4].
Эстетическое воспитание является важной составляющей
учебно-воспитательного процесса, должно реализовываться на занятиях по каждой
из учебных дисциплин, во внеклассной и самостоятельной работах [6-9].
Эстетическое воспитание школьников на уроке определяется
эстетическим содержанием учебной дисциплины и методикой ее преподавания.
Эстетическое содержание дисциплины кроется в особенностях
соответствующей науки. Для математики такими особенностями являются
абстрактность и дедуктивный характер, непреложность выводов, единство частей и
совершенство математического языка.
Что есть красота в математике? Как показать изящество
математики школьнику?
Мы видим форму объекта, оцениваем его величину,
устанавливаем связь между целым и частями. Если все это выглядит соразмерно,
воспринимается упорядоченно и взаимосвязано, гармонично, то воспринимается как
красивое и приносит истинное наслаждение.
Для ученика математические объекты считаются красивыми, если
их восприятие дается с наименьшими усилиями, а их привлекательность усиливается
оригинальностью и неожиданностью. Эстетическое восприятие объекта улучшается
при упорядочении его структуры, которое может происходить в процессе его
преобразования. Можно утверждать, что красота математического объекта
определена взаимодействием его обобщенного образа, созданного нашей психикой, и
оригинальности, выделяющей его из других объектов [2].
Проверкой уровня эстетического восприятия математических
объектов младших школьников может служить тест, включающий пять заданий на
построение. Цель заданий состоит в следующем: по качеству изображения оценить
уровень эстетического воспитаний обучающихся.
Основными критериями, предъявляемыми к выполнению тестовых
заданий являются точное, ровное проведение линий, внимательное определение
длины отрезка или величины угла, умение увидеть закономерности в построении
ряда графических изображений. Отступление от данных условий свидетельствуют о
недостаточном уровне эстетики в математических знаниях школьников [8].
Обучение эстетическому восприятию пространства –
процесс достаточно долговременный и кропотливый. Он требует от учителя терпения
и понимания того, что все дети разные и к ним требуется разный подход. Но в
системе унифицированных школьных уроков учитель поставлен в жесткие рамки, как
временные, так и в программные, которые, к сожалению, ориентированы на
«средних» учеников. Исправлению такой ситуации мог бы помочь, на наш взгляд,
дифференцированный