Теория и методика обучения русскому языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка в 7 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проектной  деятельности  учащихся  6

1.1. Сущность
понятия «проектная деятельность». 6

1.2. Этапы
организации проектной деятельности. 10

Глава 2. Организация проектной деятельности на уроках
русского языка в 7 классе  16

2.1.
Проектная деятельность как средство развития языковой личности учащихся 7
классов на уроках русского языка. 16

2.2. Применение проектной технологии обучения на уроке
русского языка в 7 классе  19

Заключение. 28

Список
использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность работы. Современное образование
ориентировано на формирование всесторонне развитой и творчески мыслящей
личности. Важным средством, помогающим в ее становлении, стал метод проектов.
Проектирование является важной сферой познавательной деятельности школьников,
оно способствует развитию творческих возможностей личности, навыков письменной
речи, ораторских способностей, т. е. становлению языковой личности.

Проблему проектной деятельности, ее
сущность, место, которое она занимает в воспитательно-образовательном процессе,
ее проблемный характер исследовали в своих работах как зарубежные (Дж. Дьюи, В.
Килпатрик и др.) так и отечественные (Давыдов В.В., Джуринский А.Н., Матяш Н.В.
и др.) ученые в областях философии, психологии, педагогики.

В практике обучения метод проектов
получил свою реализацию еще в 1918 году, после того, как В. Килпатрик опубликовал
книгу «Метод проектов». Он утверждал, что проект замысел, который ученик
выполняет от души.

Дж. Дьюи выступил с критикой труда В.
Килпатрика, утверждая, что проект должен быть совместной деятельностью учителя
и ученика.

В качестве источника образования он
рассматривал опыт, т.е. образование, по его теории, было целесообразно лишь
тогда, когда знание подчинялось динамично представленным целям: «Я полагаю, что
свой фундамент новейшая философия образования постепенно обретает в идее о
необходимости установления тесной связи между текущим опытом во всем его многообразии
и образованием»[1].
Теоретической основой метода являются его концепции, где большое внимание
уделялось обучению через деятельность. В качестве наиболее актуальной позиции
на данный момент можно выделить следующую — учитель должен направлять свою
деятельность на формирование мышления учащихся, основой которого является их
личностный опыт.

В России идеи метода проектов впервые
описал в своем труде «Дидактические очерки» выдающийся педагог

П.Ф. Каптерев. Он утверждал, что:
«Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень
мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься… Самое важное
приобретение учащихся — уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться»[2].

Под
проектной деятельностью понимается обобщенная модель определенного способа
достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология
познавательной деятельности. Проектная деятельность невозможна без постановки
проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и
индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы.

Метод
проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают
проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым,
обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в
практической ситуации.

В
результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в
ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность,
подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя
свои высказывания. Результатом выполненного проекта должно стать решение
поставленной задачи с осознанием ее практической направленности.

Проектно-исследовательский метод
обучения на сегодняшний день является одним из самых эффективных инструментов
организации поэтапного планирования учебной деятельности.

Объект исследования
– процесс проектной деятельности

Предмет исследования  – урок русского языка в основной школе.

Цель исследования
– изучить особенности проектной деятельности учащихся на уроках русского языка
в 7 классе.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятия
«проектная деятельность»;

2.
изучить этапы организации проектной деятельности;

3.
проанализировать проектную деятельность как средство развития языковой личности
учащихся 7 классов на уроках русского языка;

4.
проанализировать особенности применения
проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы. [1] Дьюи
Дж., Дьюи Э. Школа будущего. М.: Госиздат, 1926. 179 с. – С. 129. [2] Каптерев
П.О. Дидактические очерки. Петроград: 1915. 432 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, Проектная деятельность широко распространена в системах образования
разных стран. В условиях непрерывного информационного потока, в котором
стремительно утрачиваются достоверные сведения об окружающем нас мире,
необходимо не столько передавать определенный объем тех или иных знаний,
сколько обучить их навыку приобретать необходимую достоверную и полезную
информацию самостоятельно; развить умение пользоваться ею для решения новых
практических задач, которые есть непосредственно в курсе изучения математики.

Последние
десять лет образовательная система Российской Федерации претерпевает
кардинальные изменения, в частности ступень школьного образования начала свою
модернизацию с введения Федерального Государственного Образовательного
Стандарта (ФГОС) на ступени основного общего образования, где главными задачами
школы стали духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми
компетентностями и формирование универсальных учебных действий (УУД).

Фундаментом
формирования универсальных учебных действий является системно-деятельностный
подход. Главной отличительной чертой данного подхода и есть непосредственная
активность обучающегося, которая признается основой достижения развивающих
целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими
учащимися в процессе познавательной деятельности.

Среди
технологий, методов и приемов формирования УУД бесспорное преимущество за
учебно-исследовательской и проектной деятельностью. Реализация метода проектов,
методики сотрудничества, весьма перспективна и продуктивна при изучении
математики особенно в среднем звене школьного образования. Данный подход в
образовании позволяет школьникам развить проектное мышление, четкое
планирование своих действий, рационализировать процесс обучения – все это
способствует не только более эффективному формированию УУД, но и применяется во
многих современных сферах: экономика, политика, бизнес, искусство и спорт.

Проектная
деятельность обладает крайне устойчивой и обязательной логикой, исполнение
которой должно производиться всеми участниками и руководителями проектов.

Проект,
по нашему мнению, представляет собой не столько набор действий, произведенных в
определенном порядке, сколько результат активного взаимодействия всех
участников, компонентов, методик и технологий, задействованных в процессе
проектирования.

При
этом важно учитывать степень квалификации педагога, руководителя проекта,
уровень его проектных умений, а также степень его владения разрабатываемой
темой, что также лежит в основе успеха проектной деятельности.

Рассмотрение
вышеуказанных этапов организации проектной деятельности позволяет
сконструировать стойкую систему, на основе которой возможно реализовать
практически любой проект, особенно в рамках педагогического проектирования,
образовательной системы, либо конкретного учреждения, а также сгенерировать на
их основе новые этапы и концепции проектной деятельности.

Важно
помнить, что внутри каждого из этих этапов существуют определенные процедуры,
или подэтапы, составляющие содержательную, структурную, технологическую,
организационную, административную основу всех проектных действий. Проектные
шаги должны быть продуманы и спланированы заранее, риски и проблемы должны быть
предусмотрены, основаны на опыте предшественников.

Таким образом, проектная деятельность – это дидактическая
технология, направленная на приобретение знаний и умений учениками в ходе
самостоятельной исследовательской работы, конечным результатом которой
становится практически значимый учебный продукт.

В основе проектной деятельности лежит метод проектов –
обучение посредством выполнения практических исследовательских задач в рамках
изучения какой-либо темы.

— Дидактическая ценность проектной деятельности заключается в
следующем:

— Возможность творческого подхода к изучаемой теме и, как
следствие, повышение мотивации к учению.

—  Развитие
самостоятельности.

— Повышение уровня информационной культуры через овладение
навыками поиска, отбора и презентации сведений.

— Приобретение навыков коллективной работы, социального
взаимодействия в ходе решения общей задачи.

—  Возможности индивидуализации
процесса обучения.

— Развитие культуры мышления, навыков исследовательской
деятельности.

Таким
образом, цель современной российской системы образования – научить ребенка добывать знания самому,
именно проектная деятельность на уроках русского языка – один из лучших способов для совмещения
личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

На
уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы
образования.

Проектирование
оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и
обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном
образовании, помогая овладевать культурой мышления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
проектной деятельности учащихся

1.1. Сущность понятия «проектная
деятельность» Организация проектной деятельности – это совокупность
действий, направленных на реализацию определенного проекта, предполагающего
получение конкретного результата за установленный срок.

Проектная деятельность – это эффективный инструмент,
обеспечивающий вовлечение работников в реализацию стратегии и достижение
стратегических целей, а также организацию их успешного функционального
взаимодействия.

Проект – это выполнение определенной работы, которая требует
проведения подготовительных мероприятий, аналитической проработки возможностей
и вариантов, обоснования требуемых ресурсов[1].

Работа по реализации проектов отличается ограниченностью по
времени, наличием заранее четко определенного результата, организации и обеспечению
функционирования межфункциональных групп, образуемых представителями различных
служб. В этом заключается основное отличие проектной деятельности от действий
руководителей текущего характера.

Проектная деятельность предполагает реализацию определенной
работы, которая невозможна к исполнению в рамках повседневной деятельности. Для
эффективной реализации любого проекта требуется наличие правильно
сформулированных целей и определение конечного результата, ожидаемого на выходе
из проекта.

Отличительной
особенностью проектной деятельности является высокий уровень реализации. То
есть рядовые работники, как правило, не отвечают за реализацию проектов,
поскольку их действия носит несистемный локальный характер. [1] Беднарская, Л. Д. Проектная
деятельность на каждом уроке [Текст] / Л. Д. Беднарская // Русский язык в
школе. — 2015. — № 5. — С.3- 4.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы