Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность школьников: практика реализации, проблемы, перспективы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1.Теоретические аспекты изучения проектной деятельности школьников 4
§1.1 Сущность
понятий «проект», «проектная деятельность». 4
§1.2 Виды и направления школьных проектов. 10
§1.3 Проблемы
организации и реализации проектов в школе. 14
§1.4 Теория и
практика организации проектной деятельности в школе. 22
Выводы по
главе 1. 29
Глава 2. Диагностика
учебных/внеучебных проектов школьников. 30
§2.1 Анализ
учебного школьного проекта. 30
§2.2 Анализ
внеклассного проекта. 36
§2.3
Рекомендации по сопровождению школьного проекта. 38
Выводы по
главе 2. 42
Заключение. 43
Список
литературы.. 44
Введение:
Метод проектов приобретает все большую популярность, используется в
самых разных сферах жизни нашего общества – от телевидения до космической
промышленности – и при этом занимает особое место в системе современного
школьного образования, поскольку дает возможность применить теоретические
знания на практике и получить результат в виде конкретного продукта. Поэтому мы
считаем данную тему актуальной, ведь несмотря на то, что этот метод в
педагогике используется не первое десятилетие, проблемы и трудности в его
использовании существуют.
Объектом исследования данной работы является проектная деятельность в
образовательных учреждениях, а именно в школе.
Предметом исследования – практика организации проектной деятельности,
перспективы ее развития в условиях системы современного образования.
Ее целью видим в повышении качества проектов, осуществляемых в школе,
изучении и стандартизации критериев, предъявляемых к проекту при его
оценивании. Перед нами стоят следующие задачи:
— Изучить историю появления метода проектов и проектной деятельности
— Рассмотреть сущность понятий «проект», «проектная деятельность»
— Рассмотреть существующие виды проектов
— Выявить основные проблемы организации проектной деятельности в
современной школе
— Выявить критерии анализа школьных проектов и анализировать учебные и
внеучебные школьные проекты.
Теоретико-методологическая основа курсового исследования: В современной
науке созданы предпосылки для анализа и решения обозначенных вопросов. Базовыми
для нашего исследования стали работы: раскрывающие теоретические основы и
особенности проектной деятельности (Н.М. Анисимов, Г.М. Гаджиев, Г.Б. Голуб,
A.M. Горнов, Ю.В. Громыко, Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, Н.К. Зотова, У. Килпатрик,
Е.А. Крюкова, И.И. Мазур, Н.В. Матяш, A.A. Оголь, Н.П. Поличка, А.И. Уемов, П.
Хилл); исследующие педагогический потенциал метода проектов (В.Н. Бурков, Дж.
Джонс, Е. Коллингс, Л.И. Лебедева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Н.Стернберг, И.Д.Чечель);
анализирующие возможности использования проектного обучения для развития
самостоятельности и творчества учащихся (В.Г. Воровщиков, Т.И. Долгодворова,
Н.Б. Крылова, А.Г. Куликов, П.С. Самородский, •Л.В. Чупрова); выявляющие
педагогические условия формирования проектных, проективных и проектировочных, а
также исследовательских, индивидуально-творческих и конструктивных умений
учащихся (В.М.Баженов, Д. Джонсон, А.Г. Казаченко, И.А. Колесникова, В.Д.
Симоненко, И.П. Тарасова); рассматривающие различные аспекты проблемы проектных
заданий (Ф.Бэгьюли, A.A. Золотарев, Т.П. Ильевич, Т.М. Мартьянова, J1.M.
Фридман, A.B. Хуторской).
В работе используются следующие методы исследования:
— Теоретические ( анализ, синтез и обобщение литературных
источников, интернет-ресурсов, классифицирование)
Базу исследования составляют следующие образовательные учреждения: СОШ№5
г.Каменец-Подольский, СОШ №15 школе-лицее им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают семь
параграфов и выводы, заключения, списка используемой литературы и
интернет-источников.
Заключение:
Таким образом, педагогическая проектная деятельность: а) формирует
проектное творческое мышление, сочетая различные виды деятельности; б)
предусматривает методы активного обучения, обеспечивая полноценный связь теории
с практикой; в) определяет способы "живой" деятельности, выступает
механизмом внедрения компетентностно направленного подхода; г) обеспечивает
адекватную реакцию образования на изменения социокультурного и
информационно-технологической среды; д) разрабатывает и внедряет разновидность
инновационных подходов; е) рассматривает важные аспекты социального
проектирования как одного из важных направлений жизненной практики учащихся; е)
вступает средством изучения того или иного предмета (география, биология,
физика и т.д.); ж) обеспечивает технологию решения задач: от постановки цели —
к конечному результату. Реализация далеко не полной ряда указанных нами
содержательных задач позволяет подчеркнуть значимость на современном этапе
педагогической проектной деятельности как формы организации научного знания
учащейся молодежи.
В настоящее время метод проектов в методической и
педагогической литературе освещен достаточно, но возможность его реализации в
процессе обучения биологии рассмотрено только некоторыми авторами.
Наибольшие проблемы внедрения метода проектов
возникают в преподавании биологии.
Организация научно-исследовательской работы
активизирует школьников и реализует исследовательский потенциал, прививает
самостоятельность, учащиеся приобретают новые знания и умения.
Выполнение научно-исследовательской работы дало положительные
результаты. Школьники ознакомились с основами научно-исследовательской работы,
научились выделять цель и задачи исследования, составлять план исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения
проектной деятельности школьников
§1.1 Сущность понятий «проект», «проектная
деятельность» Учебное
проектирования не является принципиально новой технологией. Метод проектов
возник в 20-е годы нынешнего века в США. Сначала его называли «методом проблем»
и развивался он в рамках гуманистического направления в философии и
образовании, в педагогических взглядах и экспериментальной работе Джона Дьюи. В
нем содержались идеи построения обучения на активной основе, через
целесообразную деятельность ученика, в соотношении с его личным интересом
именно в этих знаниях. Очень важно показать ребенку его личную
заинтересованность в получении этих знаний, где и каким образом они могут ей
пригодиться в жизни. Проблема должна быть из реальной жизни, знакомая и
значимая для ребенка, для ее решения ребенку необходимо применять полученные
знания или те, которые должны быть получить.
Одному
из последователей Дж. Дьюи — В. X. Килпатрик удалось усовершенствовать систему
работы над проектами. Под проектом в то время имелся в виду целевой акт
деятельности, в основе которого лежит интерес ребенка. В. X. Килпатрик дал
следующую классификацию проектов [8]:
создаваемый
(продуктивный) проект, связанный с трудовой деятельностью — уходом за
растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской деятельностью и
тому подобное;
потребительский
(его целью является потребление в широком смысле, включая развлечения) —
подготовка экскурсий, разработка и предоставление различных услуг (ремонт
одежды, обуви, информационные услуги и т.д.), проекты решения проблем
жизнеобеспечения лагеря и тому подобное;
проект
решения проблемы (научно-исследовательский проект); исследование
влияния условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические
проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных
проблем (которые, как правило, сочетаются с дискуссионными формами работы) и
т.д.;
проект-упражнение
(проекты обучения и тренировки для овладения определенными навыками).
Работа
над проектом включает осознание учеником цели, оформление замысла, разработку
организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного
отчета.
Метод
проектов привлек внимание и российских педагогов начала XX в. Идеи проектного
обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских
ученых. В 1905 гг. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была
организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно внедрять
проектные методы в практике преподавания.
Позже,
уже при советской власти, идеи проектирования начали широко использовать и
включать в учебно-воспитательный процесс школы. Но, к сожалению, недостаточно
продуманно и последовательно, через что постановлением ЦК ВКП (б) 1931 метод
проектов был осужден и запрещен. С тех пор и в России больше не делалось
никаких серьезных попыток возродить метод в образовательной практике. К
сожалению, возвращение к методу проектов сегодня происходит медленно,
используются лишь отдельные элементы технологии [12].
В
школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии,
Нидерландов идеи гуманистического подхода Дж. Дьюи получили большее
распространение и популярность благодаря рациональному сочетанию теоретических
знаний с их практическим применением для решения конкретных проблем окружающей
среды в совместной деятельности школьников. Впоследствии идея метода проектов
претерпела достаточной эволюции. Родившись из идеи свободного воспитания, в
наше время проектирования становится интегрированным компонентом вполне
разработанной и структурированной системы образования.
Работа
над проектом — практика личностно-ориентированного обучения в процессе
конкретной работы ученика на основе его свободного выбора, с учетом его
интересов. В сознании ученика это выглядит так: "Все, что я познаю, я
знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить».
Для
педагога — это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими
знаниями, умениями и навыками.
Учебное
проектирование ориентировано прежде всего на самостоятельную деятельность
учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени.
Технология
проектирования предусматривает решение учеником или группой учащихся какой-либо
проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из
различных областей науки, техники, творчества.
Результаты
выполнения проектов должны быть "ощутимые": если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат,
готовый к внедрению [2,c.90].
Проектная
технология предусматривает использование педагогом совокупности
исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов,
средств.
Таким
образом, суть проектной технологии — стимулировать интерес учащихся к
определенным проблемам, предусматривающие владение определенной суммой знаний,
и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда
проблем, показать практическое применение приобретенных знаний. От теории к
практике, гармонично сочетая академические знания с прагматическими, соблюдая
соответствующий их баланс на каждом этапе обучения.
Образование
сегодняшнего дня направлено на условия демократии, рынка, новейших научных
информационных технологий. Все чаще внедряются в России инновационные методы,
новые образовательные проекты, учебные курсы и даже образовательные программы,
основанные на передовом опыте западного образования. Благодаря этому украинское
образование быстро обогащается новым опытом, подходами, образовательными
технологиями и методами, которые улучшают качество обучения в наших школах.
К
одной из продуктивных и оптимальных технологий создания творческой образовательной
среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и
интересов, стимулирует самостоятельность. Необходимо обеспечить единство
интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает ученика
способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния. Задача учителя
— направить исследовательскую деятельность ребенка не на глобальные проблемы, а
на то, что дети могут увидеть сами, ощутить [3,c.208].
Метод
проектов – способ, позволяющий эффективно спланировать исследование,
конструкторскую разработку, управление и т.д. для того, чтобы достичь
результата оптимальным способом. Для успешной реализации осуществляется
практическая деятельность, предполагающая достижение поставленной цели. Проект
реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при
этом лишь организованным проектным методом.
Исследовательская
деятельность – такая деятельность, которая связана с решением творческой,
исследовательской задачи с предсказуемым результатом, предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку
проблемы (или формулировка ключевого вопроса), изучение теории, связанной с
выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и
практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук
оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая схема является неотъемлемой
составляющей исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная
деятельность – совместная деятельность, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является представление о конечном
продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение
целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание
плана реализации проекта) и его реализации. Проектная деятельность имеет
характерные для любого типа деятельности атрибуты – прежде всего культура
деятельности, определяемый традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная
ценность проектной деятельности – завершение. Все средства подчинены достижению
результата. Естественно, что на разных этапах реализации проекта необходимо
решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится
нереальным. Но именно исследования выполняет чисто обслуживающие функции [14,c.88].
В
основе методов проекта и исследования:
•
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
•
умение ориентироваться в информационном пространстве;
•
умение самостоятельно конструировать свои знания;
•
умение критически мыслить.
В
начальной школе детей можно привлекать к отдельным видам труда,
исследовательской деятельности.
Специфика
реализации проектов в начальной школе. Важные ограничения на тематику, характер
и объем исследований накладывают требования возрастной психологии. Для младшего
школьного возраста характерны еще невысокий общий учебный уровень, низкая
сформированность научного мировоззрения, слабое развитие способности к
самоанализу, недостаточная концентрация внимания [20]. Чрезмерный объем
информации, необходимость концентрироваться на последовательности действий и
«держать в поле зрения» разрозненные объекты могут нанести вред общей цели
(формирование навыков учебной деятельности и общее развитие), которые являются,
безусловно, главной задачей в этом возрасте. Переход от игровой деятельности,
которая преобладает у учащихся в данном возрасте, к учебной должен происходить
постепенно. Поэтому, далеко не каждое исследовательское задание, привнесенное
из науки, пригодна для реализации в начальных классах. Такие задачи должны
удовлетворять требования, имеющие Государственные образовательные стандарты,
руководствуясь которыми, возможно установить общие принципы проектирования
исследовательских задач учащихся в различных областях знаний и не навредить
естественному последовательному развитию младшего школьника. В начальной школе
формирование исследовательского поведения учащихся — это средство развития и
становления познавательных потребностей, формирования растущей мотивации к
учебной деятельности; создание условий для раскрытия и развития способностей и
дарований [8,c.176].
Используя
активные методы обучения, можно убедиться, что учащиеся лучше стали
анализировать, сопоставлять, выделять главное, умело применять приобретенные
навыки на практике, приобрели коммуникативных навыков. Повышается интерес
учащихся к знаниям, растет самоуважение. Поэтому можно сказать — за активными
методами обучения — будущее. Постоянное внедрение их в практику работы делает
процесс обучения значимым, ориентированным на личность ученика. И дает, в конце
концов, весомые достижения.
При
использовании такой деятельности на уроках можно говорить о том, чего мы
достигнем.
Ребенок
умеет:
—ориентироваться
в различных жизненных ситуациях;
—
критически мыслит, использует современные технологии;
—
формулирует и отстаивает собственное мнение;
—
умеет работать с информацией;
—
коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
У
детей исчезает страх перед неправильным ответом. Самостоятельный поиск
учащимися ответа на вопрос «ПОЧЕМУ?» приносит массу удовольствия не только
учителю, а прежде всего самому ученику. Опираясь на собственный опыт, учащиеся
сами предлагают задания, ставят вопросы и ищут на них ответы. Самой большой
проблемой, с которой можно столкнуться в начале работы, безразличный детский
взгляд. Далеко не все воспитанники изъявляют желание выполнять дополнительные
задания. Польза метода проектов для начального обучения сложно переоценить. Он
не является альтернативой образовательной системе. Надо его воспринимать как
дополнительное средство, что развивает познавательную сферу и личностные
качества младшего школьника [22]. С помощью метода проектов повышается
познавательный интерес учащихся к обучению. Этот метод является значительным из
числа познавательных методов (по мнению ученого А. Я. Савченко) и возникает
только в ситуации поиска новых знаний и самостоятельной деятельности. Многие из
учителей против предоставления учащимся знаний в готовом виде, необходимо
создавать условия для самостоятельной познавательной инициативы ученика. И если
ученики на уроке задают вопрос — вы победитель: детям интересно, они вас
слушают и хотят знать больше.