Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность клуба «Второе дыхание» при Кужбинском филиале Усть-Куломской ЦБ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности в
библиотеке. 5
1.1.Сущность проектной деятельности в библиотеке. 5
1.2. Составление проектов в библиотеке. 10
Выводы по первой главе. 17
Глава 2. Проектная деятельность – залог положительного
имиджа библиотеки Кужбинского филиала Усть-Коломской. 18
2.1.Современные тенденции развития библиотеки. 18
2. 2. Библиотека – цифровое поколение. Перспективы
развития клуба «Второе дыхание» в патриотическом воспитании. 21
2.3. Создание проекта в библиотеке. 23
Выводы по второй главе. 28
Заключение. 29
Литература. 31
Приложение 34
Введение:
Актуальность исследования. Библиотека – уникальный социальный институт, отличительными чертами
которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный
характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек,
создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов.
Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека XXI века.
Современная библиотека – это один из самых доступных для широких масс центров
культуры, общения с книгой. Библиотеки занимают ведущие позиции в решении
глобальной задачи построения информационного общества. Участие и активное
влияние библиотек и библиотечно-информационных технологий отчетливо проявляется
в базовых требованиях, определяющих движение России к информационному обществу.
Последнее десятилетие отмечено формированием таких важных направлений, как
интеграция информационных ресурсов библиотек; становление библиотек в качестве
региональных центров культуры и досуга; создание на базе библиотек
информационных центров в области права, экологии и других областей
деятельности.
Все эти тенденции обусловливают огромное значение библиотек в
социокультурном развитии каждого региона России.
Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью,
изначально ограниченные только задачей выживания, становятся малоэффективными.
Проектная деятельность открывает широкие возможности участия библиотек в
процессе формирования социокультурной среды.
Однако в настоящее время разработка проектов в библиотечном деле носит во
многом стихийный характер из-за отсутствия методических и технологических
основ. Поэтому проектная деятельность библиотек ограничивается только
отдельными элементами этого комплексного направления, осуществляется по
стандартам и организационным схемам, разработанным еще в условиях
централизованного директивного планирования.
Все это свидетельствует о наличии проблемной ситуации и, следовательно, об
актуальности разработки методологических основ управления проектами в
библиотечном деле.
Теоретическая база исследования. Характерные тенденции девяностых годов XX в. – движение и активность
региональной общественности, многообразие социально-экономического и
социально-культурного развития обусловили тот факт, что к проблемам
формирования социально-культурной среды привлечено внимание ученых. В работах
А. И. Арнольдова[1], С. Э.
Зуева[2], В. И.
Курбатова и О. В. Курбатовой[3], Ю. Д.
Красильникова[4], Г. М.
Кузицына[5] и др.
исследуется сущность культурной среды, отмечается ее многообразие, выделяются
структурные элементы, прослеживается динамика развития.
Инновационными и в то же время значимыми исследовательскими направлениями
последнего десятилетия являются два типа проблем: взаимосвязь культурной и
библиотечной политики и изучение библиотеки как элемента социокультурной среды.
Цели и приоритеты государственной культурной политики, ее влияние на
библиотеки исследованы в контексте глобальных геополитических и культурных
изменений Е. И. Кузьминым[6].
Государственное регулирование деятельности библиотек нашло отражение в
публикациях Ю. А. Гриханова[7], А. И.
Пашина[8], Ю. Н.
Столярова[9], В. Р.
Фирсова[10].
Решение важнейшей задачи становления современного демократического общества
– обеспечение свободного доступа к информации – Т. JI., Манилова связывает с
развитием сети муниципальных библиотек[11].
Модель библиотеки как открытой, четко выстроенной системы, являющейся
равноправным партнером других организаций и учреждений по формированию
культурно-информационной среды, разрабатывается в работах Н. Поздеевой[12].
Однако все представленные работы преимущественно посвящены какому-либо
одному из направлений рассматриваемой темы. В то же время отсутствуют
комплексные исследования, характеризующие условия, факторы и особенности
функционирования библиотек.
Цель работы – рассмотреть проектную деятельность Кужбинского филиала по
гражданско-патриотическому воспитанию.
Решение поставленной цели помогут решить следующие задачи:
– раскрыть понятие проектная деятельность в библиотеках;
–проанализировать значение проектной деятельности для самих библиотек;
– определить особенности жизненного цикла библиотечного проекта;
– изучить проектную деятельность Кужбинского филиала;
– создать проект на базе клуба «Второе дыхание» при Кужбинском филиале
Объект исследования – деятельность публичных библиотек по
гражданско-патриотическому воспитанию.
Предмет исследования – проектная деятельность Кужбинского филиала
Усть-Куломской ЦБ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. [1]Арнольдов А.И.
Культурна политика: реалии и тенденции. — М. : МГУКИ, 2002. – 64 с. [2]Зуев С.Э.
Социокультурное проектирование : Анализ ситуации, постановка проблемы //
Учреждения культуры : Справ, руководителя. – 2003. – № 1. – С. 43 – 47. [3]Курбатов В.И.
Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова О.В. – Ростов н/Д :
Феникс, 2001. – 401 с. [4]Красильников
Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования. – М. : МГИК, 1993. – 73 с. [5]Кузицын Г. М.
Проектирование социально-культурных процессов. – Пермь : ПГИК, 2002. – 160 с. [6] Кузьмин Е. И.
Государственная информационная политика и библиотеки : к проблеме
взаимодействия // Научные и технические библиотеки. – 2001. – № 1. – С. 27 –
45. [7]Гриханов Ю. А.
Правовое регулирование библиотечной деятельности в субъектах Российской
Федерации // Библиотека и закон. – 1997. – С. 46 – 61. [8] Пашин А. И.
Изменения в обществе и новые принципы управления // Библиотека. – 1997. – №12.
– С. 29 – 30. [9]Столяров Ю. Н.
Библиотековедение. – М. : Пашков дом, 2001.
– 555 с. [10]Фирсов В. Р.
Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. – СПб.,
2000. – 256 с. [11]Манилова Т.Л.
Библиотека и социальная среда: возможности взаимопонимания // XX век :
духовно-нравственное и социальное здоровье человека. – М., 2001. – С. 162 –
163. [12]Поздеева Н.
Моделирование: библиотека в среднем городе / /Библиотека. – 2001. – № 9. – С.
23 – 26.
Заключение:
Итак,
в процессе работы, посвященной проектной деятельности библиотек, нам удалось
раскрыть понятие «проект» и «проектная деятельность». Мною также рассмотрен
вопрос создания проекта, его виды и этапы работы в процессе написания проекта.
Роль
проектной деятельности публичных библиотек заключена в широком круге
возможностей для библиотек, способствующих не только качественному улучшению
работы, но и выходу самой библиотеки на качественно новый уровень.
К числу приоритетных направлений проектирования относятся такие из них,
как:
– содействие социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп
населения;
– внедрение современных информационных технологий и форм;
– организация культурного досуга населения в целом и отдельных его
категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и
подростки и т. п.);
– восстановление и сохранение исторических и культурных традиций; помощь в
решении вопросов обеспечения занятости населения.
Основной
целью нашей работы было создание проекта и анализ гражданско-патриотического
воспитания в Кужбинском филиале Усть-Куломской библиотеки.
Нам
удалось выяснить, что библиотека на протяжении нескольких лет ведет активную
проектную деятельность, в том числе и патриотической направленности. Одной из
составляющих патриотического воспитания является краеведческая работа
библиотек, которая также активно проводится в нашей библиотеке.
Наше
собственное исследование позволило выявить общественный запрос на новые услуги.
Мы выяснили, что у населения с. Кужба повышенный интерес к такой, популярной в
наше время теме, как изучение родословной. Ввиду этого, наш проект направлен на
генеалогические исследования.
В
былые времена только вельможи имели возможность и ощущали необходимость в фиксировании
родственных связей. Сегодня каждому доступны занятия генеалогией. Это не только
захватывающее занятие, но и познавательное. Знакомство с семейными легендами
создает историческую канву: в этом событии принимал участие мой отец, а здесь
воевал мой дед…
Таким образом, прошлое
каждой семьи становится частичкой общей истории страны, и человек, создавая
свою родословную, осознает связь с историей. Знание своего прошлого становится
полезным, как в краеведческой работе, так и в патриотическом воспитании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности в библиотеке
1.1.Сущность
проектной деятельности в библиотеке Библиотека
на современном этапе – это уникальное пространство реальных и виртуальных
коммуникаций среди населения любого возраста и достатка, ей отводится роль в
формировании социальных и культурных интересов личности любого возраста,
организации доступа к информационным сетям. Можно сказать, что публичная
библиотека является центром общественной жизни определенного контингента
населения, она неотъемлемая часть социокультурной жизни общества. Современные публичные библиотеки
развиваются как многофункциональные интеллектуальные и
культурно-просветительские центры, ими активно осваиваются различные
информационно-коммуникационные технологии развития дистанционных услуг для
населения. В том числе, новейшие эффективные инновационные решения библиотекам
помогает находить проектная деятельность[1].
Можно сказать, что инновационная деятельность публичных библиотек является
неразрывно связанной именно с проектной деятельностью, являющейся инструментом
реализации различных библиотечных инноваций.
Итак, на современном этапе проектная, в особенности грантовая деятельность
(чаще всего, когда речь идет о проектной деятельности, подразумевается именно
оформление и подача проекта на получение гранта), – это важное направление
работы публичных библиотек[2].
Сегодня активно
реализуется идея проектного образования. Проектное обучение и использование
проектных технологий в библиотечной работе создает уникальные предпосылки для
развития ключевых компетенций библиотечных специалистов в постижении нового,
стимулируя естественную любознательность и творческий потенциал молодого
поколения. [1]Деревенцова С.
И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления
: от теории к практике. – 2013. – № 7. – С. 32 – 35. [2]Макеева О. В.
Проектная деятельность общедоступных (публичных) библиотек : развитие
традиционных направлений новыми средствами (Сибирский федеральный округ) //
Труды ГПНТБ СО РАН. – 2015. – № 8. – С. 449 – 454.