Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I. Теоретические основы организации проектной деятельности 6
1.1. Исторические аспекты возникновения проектной деятельности 6
1.2. Этапы организации проектной деятельности в начальных классах 13
Выводы по первой главе 19
II. Практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности 20
2.1. Развитие творческих способностей младших школьников как педагогическая проблема 20
2.2. Рекомендации для организации проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей младших школьников 27
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 39

  

Введение:

 

Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательной организацией ставится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Современное общество требует таких индивидов, которые способны к самосовершенствованию и саморазвитию, умеют эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы. В итоге на первый план воспитания выходит развитие творческой активности обучающихся.
Отметим, что проблема развития творческой личности представляется нами в контексте развития реальных способностей растущего человека, формирующихся и воплощающихся в разных видах познавательной и созидательной деятельности. При этом результат такой деятельности не всегда имеет очевидную общественную ценность, однако ее участие в процессе воспитания личности имеет значение для детей, так как они учатся проявлять самостоятельность, инициативу, раскрывать свой творческий потенциал.
Образование на сегодня направляется на развитие личности ребенка, при которой творческая активность становится основанием для всестороннего развития, поэтому ее формирование является одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Значимость творческой активности проявляется в том, что в процессе творческой деятельности обучающиеся получают эвристические приемы овладения знаниями, воспитывают в себе любовь к серьезному труду и постоянное стремление к самообразованию, а также настойчивость в достижении поставленной цели.
Без проявлений творческой активности не могут эффективно развиваться познавательные процессы учеников при овладении знаниями по какому-либо предмету. На сегодняшний день, одним из наиболее оптимальных средств по развитию творческой активности учащихся считается проектная деятельность.
Степень изученности темы исследования. Вопросами развития творческой активности занимались такие исследователи как А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и другие. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева раскрывают сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают способы и методы развития творческой активности в любых видах деятельности.
Общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей как С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С. Платонов и др.
Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Проектная деятельность при развитии творческой активности в процессе учебной деятельности изучается в трудах таких исследователей как П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муривьев, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко и многих других.
Целью исследования является разработка рекомендаций для использования проектной деятельности как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить исторические аспекты возникновения проектной деятельности.
2. Охарактеризовать этапы организации проектной деятельности в начальной школе.
3. Исследовать творческие способности младших школьников.
4. Определить условия организации проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей младших школьников.
Объектом курсовой работы выступает процесс организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Предметом курсовой работы является развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности.
Методы исследования курсовой работы:
1. Теоретический метод (анализ литературы по теме исследования).
2. Эмпирический метод (тестирование, опрос, диагностика).
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «Елеевская средняя общеобразовательная школа» Параньгинского района Республики Марий Эл. В исследовании приняли учащиеся третьего класса в количестве 20 обучающихся.
Структура работы определяется ее целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
В наш век высоких технологий, общество нуждается в креативно мыслящих, работоспособных, квалифицированных специалистах, умеющих ставить перед собой творческие цели и планировать деятельность для их достижения.
Анализ психолого-педагогической литературы о развитии творческой активности помог нам определить принципиальные позиции, определяющие подход к исследованию поставленной проблемы. Так основные принципы нашей позиции заключаются в следующем: развитие творческой активности – длительный и сложный процесс, тесно связанный со всеми психическими функциями и качествами личности.
Проектная деятельность – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Возможно применение метода при коллективной и при индивидуальной работе учащихся.
При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нестандартных задач, находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. На развитие творческих способностей направлены индивидуальные исследовательские проекты. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Анализ результатов диагностики и проведенное исследование позволяют выделить три уровня творческой активности школьников в процессе выполнения ими проектных заданий: низкий (репродуктивный), средний (эмпирический), высокий (креативный). Уровень развития творческой активности определяется по ряду критериев: полнота, систематичность, аргументированность. Уровни распределены неравномерно, среди доминирующих выделяются низкий и средний. И только небольшая часть исследуемых нами учащихся проявила высокий уровень творческой активности. В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

I. Теоретические основы организации проектной деятельности

1.1. Исторические аспекты возникновения проектной деятельности

На сегодняшний день существует тенденция введения в образовательную деятельность новых педагогических технологий, которые представляют собой активные методы обучения, в числе которых и проектная деятельность. Такое положение объясняется тем, что обычная школа, в которой ученик выступает как объект обучения, потеряла свою актуальность. На ее место пришла школа, в которой ученики могут проявлять свои таланты и индивидуальность, обучаться выбирать и принимать решения [4].
Идея проектной деятельности изменялась с течением времени. Так, из компонента свободного воспитания, он становится важной частью разработанной и структурированной системы образования. Однако его сущность остается неизменной. Она заключается в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам, которые предполагают владение некой суммой знаний посредством проектной деятельности [24].
Для советской школы проектная деятельность имеет огромное значение, потому что в период ее зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности.
В начале XX века проектная деятельности привлекала внимание русских педагогов. Одним из разработчиков этой деятельности в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России проектная деятельность внедрялась очень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в ней преодоление академизма классической гимназии.
Работа в классе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников. Остальные являются участниками-наблюдателями этой работы в большей или меньшей степени. По мнению С.Т. Шацкого, организация занятий в классе носит неэнергичный характер. Он предлагает организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи [31].
В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. После чего каждая бригада занималась самостоятельным выполнением задания, за которое лидер бригады — бригадир отчитывался перед учителем.
Но в 1931 году проектная деятельность была осужден и запрещена постановлением ЦК КПСС (б), с тех пор среди отечественных педагогов при упоминании данной учебной деятельности часто возникает реакция отвержения.
Повторный интерес к проектной деятельности возник в 1960-1990-е годы XX века. Учителя вновь начинают прибегать к данному направлению работы с детьми. Постепенно ослабевает социальная значимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностное участие в работе. В 1960-е годы такая работа направлена на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж. Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. В конце 70-х — начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления: гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельность школы базировалась на проектной деятельности и предусматривала продуктивное обучение [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы