Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников 5
1.2. Понятие и сущность познавательной активности старших дошкольников 9
1.3. Специфика проектной деятельности и ее осуществления в рамках дошкольного образовательного учреждения 12
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. Значимость развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте 17
2.2. Диагностика развитости познавательной активности дошкольника как элемента психологической готовности к школе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Проблема исследования обусловлена значимостью анализа факторов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, в качестве одного из таких выступает проектная деятельность. Регулярные и систематические занятия проектной деятельностью развивают в детях не только познавательную активность, но и познавательная активность. Познавательная активность как понятие характеризуется тем, что ребенок может сам, без помощи другого человека, реализовать собственную активность при решении различных задач.
В рамках данной проблемы значимы исследования субъектной активности (развиваемой самим субъектом, организуемой и контролируемой им самим). При этом субъектность можно определить как содержательно-действенную характеристику активности, проявляющуюся в деятельности и поведении, процессах восприятия, принятия решений и т.п., и связать ее, прежде всего, с индивидуальными особенностями освоения человеком преобразующей активности (индивидуальными особенностями постановки и решения задач, как мысленных, так и предметных). В связи с этим образовательный процесс должен способствовать накоплению, расширению и развитию субъектного опыта дошкольника (как рационального, так и эмоционально-чувственного).
Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование проектной деятельности как фактора развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступает познавательная активность как психолого-педагогическая категория. Предметом исследования является проектная деятельность как фактор развития познавательной у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические характеристики старших дошкольников.
2. Выявить понятие и сущность познавательной активности старших дошкольников.
3. Проанализировать особенности использования проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
4. Обосновать значимость познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.
5. Описать способы диагностики развитости познавательной активности дошкольника как элемента психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Степень теоретической разработанности данной проблемы можно охарактеризовать как достаточную. Ряд исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.) подчеркивают, что в формировании умения управлять своим поведением важно наличие внутреннего интеллектуального плана действий, который непосредственно связан с эмоциональным отношением к самому действию.
Психологи (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) связывают умение управлять своим поведением с развитием произвольности поведения и выделяют такие критерии произвольности, как самоконтроль, самостоятельносту, произвольность управления психическими процессами и др.
При написании работы использованы методы синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, а также заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Формирование и проявление познавательной активности детей происходит как процесс освоения и актуализации ребенком субъектной позиции в познавательно- исследовательской деятельности, накопления субъектного и субъективного опыта данной деятельности.
Следует отметить, что в современных исследованиях отсутствует единая трактовка умения ребенка осуществлять самоуправление своим поведением и деятельностью. Однако исследователи едины в том, что умение управлять собой является проявлением способности ребенка осознанно и целенаправленно планировать, оценивать и корректировать свою деятельность и поведение.
Можно выделить следующие компоненты познавательной активности:
1) мотивационно-волевой компонент – обеспечивает проявление инициативы, активности и во- левых усилий на протяжении всего процесса познания; включает познавательные потребности, интересы, мотивы;
2) ориентационный компонент – обеспечивает создание и фиксацию субъективной модели значимых условий деятельности, включает умения, обеспечивающие постановку (принятие) цели познавательно-исследовательской деятельности на основе ориентировки в проблемной ситуации и ее анализа, прогнозирование способов и средств ее достижения и планирование действий по их реализации;
3) исполнительский компонент – обеспечивает удержание и последовательное выполнение субъектом разработанной программы собственно исполнительских действий при реализации разработанных условий деятельности; включает умения, обеспечивающие целенаправленное адекватное использование средств и способов познания при поэтапном решении поисковых задач, фиксацию промежуточных результатов и презентацию итоговых результатов деятельности (получение и переработку информации и применение знаний на практике);
4) контрольно-оценочный компонент – обеспечивает осуществление самоконтроля на основе получения и анализа информации о реально достигнутых промежуточных и итоговых результатах; включает умения устанавливать правильность выполнения своих действий (соответствие ориентировочной основе действий), соответствие номенклатуры и последовательности действий плану, а результата – критериям успешности деятельности, определять степень достижения поставленной цели.
Содержательная характеристика групп умений по каждому компоненту познавательной активности может служить основой для целенаправленного воздействия на отдельные компоненты и параметры деятельности путем соответствующей организации образовательного процесса.
В свете вышесказанного ребенок выступает как полноценный субъект деятельности, если умеет не только выполнять специфические действия, определяющие общие исследовательские и поисково-информационные умения, но также регулятивные умения, составляющие психическую саморегуляцию. Это обусловливает необходимость постановки и решения соответствующих блоков образовательных задач при формировании познавательной активности детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах Л. Венгера, З. Икуниной, А. Леонтьева, Н. Поддьякова и др. [13].
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самостоятельностах. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Как пишет Б. С. Волков, дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп [10, c.133].
На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.
Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.