Курсовая с практикой на тему Проектная деятельность библиотек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ 6
1.1. Теоретические основы библиотечного обслуживания 6
1.2. Задачи детской библиотеки в формировании духовного развития юной личности 9
ГЛАВА ІІ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕКИ И СЕМЬИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1. Уровни и направления работы детской библиотеки с семьей как элемент организации проектной деятельности библиотеки 12
2.2. Реализация возможностей проектной деятельности в деятельности библиотеки 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Чтение – это мощный транслятор знаний и социального опыта, накопленного человечеством тысячелетиями, уникальная возможность и лучший способ в короткие сроки овладеть им, а трансляция духовного наследия прошлого через лучшие образы художественной литературы является неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.
С древних времён и до сих пор приоритетной остаётся мнение, что чтение — это базовый, компонент воспитания, образования и полноценного развития личности.
Этот процесс является деятельностью, в процессе которой формируется и развивается сознание, мировоззренческие позиции, нравственные ценности, коммуникативные способности; происходит построение индивидуальной модели социокультуры.
Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 50 тыс. публичных, 4,5 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки.
Стоит отметить, что деятельность детских библиотек (несмотря на быстро развивающийся современный мир техники, компьютеризации, которые очень сильно интересуют детей) сейчас достаточно востребована.
Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что библиотеки работают не только над тем, чтобы иметь привлекательный внешний вид, а и над тем, чтобы расширить номенклатуру услуг, сделать библиотеку местом для приятного времяпровождения.
В последние годы они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественными организациями.
Библиотека – это мир общения с книгой, играющий важную роль в работе с семьей. Именно в семье формируется интерес к книге, которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовный ценностей. Не каждая семья готова решить задачи воспитания и самообразования их ребенка, поскольку не все родители имеют для этого необходимые знания, достаточный уровень культуры. Большинство семей испытывает дефицит духовного общения, нуждается в моральной поддержке.
Необходимо создать условия для творческого партнерства родителей и педагогов, родителей и детей, найти форму сотрудничества.
Работа библиотеки с семьёй должна создавать максимально благоприятные условия для реализации прав детей на свободу самовыражения, формирует у них ценностные ориентиры, способствует повышению образовательного уровня родителей [12; 22].
Сегодня общество взглянуло под другим углом зрения на формирование юного поколения. Не случайно мы возвращаемся к традициям семейного чтения. Такие вопросы, как семейное воспитание и семейное чтение рассматриваются «крупным планом». Проблема «родители и чтение детей» является сейчас социально и общественно значимой, так как потребность в книге, в чтении закладывается еще в раннем детстве в семье. В решении этой проблемы свое функциональное место имеет библиотека, которая ориентирована на организацию и управление читательской деятельностью детей и их родителей. Роль семьи в приобщении ребенка к чтению трудно переоценить, а книга и библиотека могут стать связующим звеном в душевном единении ребенка и его семьи, во взаимоотношении отцов и детей. Кем и чем может библиотека помочь семье, родителям в организации чтения их детей? В первую очередь необходимо убедить родителей в том, что книга впервые к ребенку должна прийти в семье и чтение должно быть изначально организовано в семье.
Создание системы детского семейного чтения и досуга являются одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Библиотека для ребенка и его семьи является необходимым учреждением с особой духовно-книжной средой, способствующей вхождению растущей личности в культуру мира.
Главная задача библиотеки – возродить традиции семейного чтения, где главным действующим лицом выступает ребенок. Библиотекарь должен уметь правильно организовать работу, скоординировать свои возможности с потребностями и желаниями читателей и самое главное – помочь родителям научиться умению читать совместно с ребенком и общаться с ним, заниматься творчеством.
Давно известно: ребенок познает мир через творчество. Для него творчество – это активная и осмысленная деятельность, в которую он охотно и добровольно включается. Это способствует развитию умственных способностей, эрудиции, тренирует память, внимание.
Цель исследования – является теоретические и практические возможности использования творческих проектов в формировании деятельности библиотеки.
Объект исследования – теоретические основы проектной деятельности в библиотеках.
Предмет исследования – взаимодействие библиотеки и семьи как элемент проектной деятельности.
Задачи исследования:
— изучить и описать теоретические основы библиотечного обслуживания;
— описать задачи детской библиотеки в формировании духовного развития юной личности;
— проанализировать уровни и направления работы детской библиотеки с семьей;
— реализация возможностей проектной деятельности в формировании читательской компетентности читателей-пользователей.
Заключение:
Современные дети – свободные и открытые к общению, поэтому они нуждаются в литературе, которая воспроизводила бы реальные жизненные ситуации.
Литература должна быть современному ребёнку за «зеркала, окна, двери»:
— как зеркало, она имеет отражать опыт читателя, давать возможность познать себя;
— как окно – показывать что-то новое и проявлять другие углы зрения;
— как двери – предоставлять возможность «войти» в другой мир и узнать что-то новое, неведомое.
Каждое произведение рассматривается как произведение искусства, являющиеся результатом творчества автора и одновременно средством формирования полноценной навыки чтения, объединяющий овладения технической и смысловой сторонами чтения. В то же время в процессе работы над художественным произведением осуществляется литературоведческая пропедевтика, речевое и творческое развитие читателей.
Чтение – это специфическая форма учебной деятельности познавательно-коммуникативного характера, смысл которой заключается в сознательном активном восприятии художественного текста, творческой обработке его с целью формирования личностных духовно-ценностных ориентаций и эстетических потребностей читателей
Чтение как вид речевой деятельности – сложный процесс опосредованного – через письменный текст — общения, заключающийся в декодировании графических знаков в устную речь и понимании содержания прочитанного.
Чтение – это особое средство художественно-эстетического познания мира читателями. Библиотечным урокам принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании личности читателя-пользователя. Работа над художественными произведениями разных жанров обогащает читателей знаниями, которые пробуждает их чувства, вызывает у них желание стать лучше, помогает осознать человеческие добродетели.
Читательская компетентность является базовой для читателя любого возраста, если он стремится не только ознакомиться с ним, но и осознать смысл, передать своё впечатление от прочитанного. Относительно пользователей библиотеки это предусматривает:
понимание читателем большей части слов в тексте;
понимание содержания каждого предложения текста;
смысловых связей между ними и частями текста;
понимание основной мысли прочитанного.
Такие обработки читателями текста имеют целью понимание его фактического содержания, основного смысла, что является предпосылкой для определения структуры текста, осознанного и выразительного чтения, творческой работы по прочитанным.
Литературное чтение имеет исключительное значение в процессе библиотечной деятельности, как для углубления понимания, так и для развития эмоций, воображения и воспитания эстетических чувств.
Чтение – ключ к пониманию текста, расширяет жизненный опыт читателей разных возрастов, развивает любовь к литературе, искусству, способствует осознанию ими человеческих ценностей, норм поведения, которые поддерживаются обществом.
Проектную деятельность можно считать творческим трудом. Ведь именно она создаёт условия для творческой самореализации читателей, повышает мотивацию к деятельности, способствует развитию интеллектуальных способностей.
Метод проектов является инновационной педагогической деятельностью, направлена на овладение различными способами творческой, исследовательской, экспериментальной деятельности, духовное и профессиональное становление личности через активные действия и создание субъектом собственной стратегии деятельности, когда внимание переносится на процесс овладения читателями знаний, умений, навыков, жизненного опыта, трансформируется в компетенции.
По своей сущности работа над проектом имеет инновационный характер: требует от читателей применять новые знания, опираясь на усвоенный ранее материал; вырабатывает умение действовать и принимать решение самостоятельно или в составе команды и разрешать конфликты; искать, компоновать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач; развивает критическое мышление и стремление к творчеству, саморазвития; формирует желание и способность самостоятельно учиться.
Метод проектов является педагогической технологией, отражающая реализацию личностно ориентированного подхода в образовании (именно педагогической технологии, хотя в названии технологии используют слово «метод»), способствует формированию умения адаптироваться к быстроменяющихся условий жизни человека постиндустриального общества.
Понятие «проект» в последние годы активно вошло в практику образования. Оно выступает как в роли эффективного метода деятельности читателей, так и в качестве формы организации инновационно-развивающейся библиотечной среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ
1.1. Теоретические основы библиотечного обслуживания
Современная библиотечная политика по отношению к детям должна базироваться на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это – строгое соблюдение прав ребёнка, действующих законов.
В сфере социокультурной жизни – стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учётом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу библиотеки со школой, семьёй, неформальными группами, общественными и иными учреждениями [9; 18].
Библиотека – это, прежде всего, мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьёй.
Безусловно, справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге, которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являлась носителем нравственных, духовных ценностей.
В нашей жизни, когда надо думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, к сожалению, меньше уделяют внимание детям.
Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе – библиотеки, которые, как и прежде открывают двери всем желающим.
Именно при библиотеках вновь начали возрождаться кружки, помогающие детям с толком провести свободное время.