Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальное дефектологическое образование (логопедия)

Курсовая с практикой на тему Проективный метод в изучении страхов и тревожности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1.1. Понятие «тревожность» как психологический феномен 5
1.2. Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста 11
1. 3 Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 18
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 23
2. 1 Характеристика проективных методов 23
2. 2 Диагностический инструментарий для выявления проявлений тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На данный момент вопрос изучения феномена тревожности у детей старшего дошкольного возраста стоит достаточно остро. Тревожные состояния в детском возрасте имеют невротическую природу и, вследствие этого, будут негативно сказываться на личностной, эмоционально-волевой, а также познавательной сферах ребенка. В отечественной психологии этой проблеме посвящено малое количество разработок – среди них можно отметить работы В. Н. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, А. И. Захарова, Л. М. Костиной, И. А. Мусиной, А. М. Прихожан, К. Р. Сидорова. Особенного внимания заслуживает проблема тревожности в условиях наличия у ребенка речевой патологии, когда нарушение речи имеет существенное влияние на психику ребенка и может быть вступления в открытый диалог, а это, в свою очередь, может существенно затруднить адаптацию ребенка в обществе и дальнейшую его социализацию. Поэтому коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является одним из значимых вопросов для специальной педагогики и психологии.
Проблема исследования заключается в малоизученности феномена тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, и недостаточного количества коррекционных методов по снижению уровня тревожности у данной категории детей.
Объект исследования – тревожность у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – процесс коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования – выявить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, экспериментально апробировать проективный метод по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
— проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
— изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
— апробировать проективный метод, направленный на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
— экспериментально проверить эффективность проективного метода, направленного на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Благодаря внедрению проективного метода в дошкольную образовательную организацию, будет происходить снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования: 1. К теоретическим методам относится анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; 2. К эмпирическим методам относится использование стандартизированных диагностических методик, а также методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема тревожности считается одним из наиболее актуальных вопросов в воспитании и обучении ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как речевая патология оказывает большое влияние на развитие, функционирование и формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, речевое нарушение считается одной из важных причин закладывания определенных отрицательных индивидуальных качеств у детей, в том числе и низкую самооценку, нерешительность в себе, застенчивость, робость.
Целью исследования являлось абстрактное обоснование, характеристика проективных методик по уменьшению степени тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Для её достижения были применены метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Данный метод позволил исследовать характерные черты проявления тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическое исследование позволило изучить феноменологию тревожности, закрепить познания о проявлениях тревожности у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и у ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе теоретического изучения было выяснено, что понятие тревожность полиэдральное и различные ученые по-своему трактуют данное понятие. Так акцентируют тревожность как состояние и как черту личности, отсюда отталкиваются виды тревожности – ситуативная и личностная. Кроме того, тревожность и страх – это взаимозависимые определения. Факторами тревожности могут являться неадекватная стратегия домашнего воспитания, неблагоприятная обстановка в детском саду либо семья, психотравмирующий фактор. Исследование психолого-педагогической литературы показало, что проявления тревожности как у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста, так и у ребенка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ребятам старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи свойственно невротическое проявление, значительная эмоциональная напряженность, заниженная самооценка, стеснительность, значительная степень чувствительности и беспокойства, склонность к страхам, интровертированность, а кроме того соматические расстройства (расстройства сна, аппетита).
Выполненное исследование углубляет познания о феноменологии тревожности как явления, выявляет сведения о проявлениях тревожности у детей этой группы, а кроме того демонстрирует результативность проективных методов. Данная информация будет нужной для построения эффективного плана учебной, воспитательной и коррекционной деятельности с тревожными детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как в обстоятельствах дошкольных образовательных учреждений, реализующих адаптированную основную образовательную программу, так и в обстоятельствах организации, которая реализует инклюзивную практику.
Таким образом, исследование полученных данных дает возможность констатировать, что цель достигнута, задачи решены.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1. Понятие «тревожность» как психологический феномен

Проблема тревожности обширно исследуется не только учеными в области психологии, но и представителями таких смежных с ней наук как психиатрия, социология, физиология и даже философия. Необходимо выделить, что число публикаций в иностранных академических журналах на тематику тревожности, в разных её ньюансах, продолжают повышаться.
Несмотря на то, что в отечественной науке, вопросу тревожности отдано большое количество трудов (В. Н. Астапов, Л. Н. Захарова, Н. В. Именадзе, М. П. Кузьминова, И. А. Мусина А. М. Прихожан, П. И. Сергиюк), определенные нюансы тревожных состояний изучены фрагментарно.
В психологической литературе имеются разнообразные подходы к определению термина «тревожность». Психологический лексикон, определяет это понятие как личностную черту, проявляющуюся в легком и частом возникновении состояний тревоги, тогда как словарь практического психолога трактует понятие как готовность к страху, обеспечивающее в ситуации опасности реакцию на страх. А философская энциклопедия рассматривает понятие тревожности как не вполне оправданное чувство страха [24].
В данных суждениях хорошо просматривается взаимосвязь тревожности и тревоги. Следует объяснить данную взаимосвязь. Взгляды на данную задачу у зарубежных и российских экспертов расходятся. Иностранные ученые П. Купер, Л. Мюррей, Д. Пине полагают, то что понятие тревоги обширно, а тревожность считается её компонентом, российские же эксперты (В. М. Астапов, А. М. Прихожан) склоняются к суждению, что соотношение этих определений содержит линейный характер. Таким образом, понятие тревожность применяют для обозначения черты личности индивидуума, тогда как тревогу подразумевают как негативную окраску эмоционального состояния с одной стороны, и как физическое изменение в организме, взаимосвязанное с активацией нервной системы, в обстоятельствах реагирования на угрозу, с другой [18].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы