Курсовая с практикой на тему Проектирование здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. Теоретические основы изучения здоровьесберегающей среды в
дошкольном образовательном учреждении. 6
1.1. Понятие «здоровье», «среда»,
«здоровьесберегающая среда» и ее составляющие. 6
1.2. Особенности проектирования
здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. 12
Выводы по 1 главе. 20
Глава 2. Разработка проекта по созданию
здоровьесберегающей среды.. 22
2.1. Анализ педагогического опыта Государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга по созданию здоровбесбберегающей
среды.. 22
2.2. Проект формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном
учреждении детский сад № 90. 30
Выводы по 2 главе. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
ЛИТЕРАТУРА.. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ. 41
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях реализации
федерального государственного образовательного стандарта забота о воспитании здорового
ребёнка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Здоровый и
развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным
факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и
физиологически адаптирован. Таким образом, задача для педагога – создать условия для
здоровьеориентированной деятельности, которое направлено на правильное физическое развитие ребёнка.
Необходимо обеспечить здоровьесберегающую среду, оптимальный режим двигательной
активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному
формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными
особенностями дошкольников. Дошкольный возраст — это время, когда тело ребенка активно развивается,
формируя основные черты личности и характера. Поэтому в этом возрасте ребенок
закладывает основы физического и психического здоровья — вырабатывает
правильные привычки и представления о здоровом образе жизни.
Вопросы
проектирования и создания здоровьесберегающей среды в ДОУ рассматриваются в
исследованиях Г.А. Ковалева. М.М. Безруких, Т.С. Овчинниковой, З.Л. Венковой и
других.
Объект
исследования – здровьесберегающая среда в дошкольной образовательной
организации.
Предмет
исследования – процесс проектирования здоровьесберегающей среды в дошкольной
образовательной организации.
Цель
исследования – разработка проекта по созданию здоровьесберегающей среды в
дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: организация формирования здоровьесберегающей
среды в дошкольном учреждении будет проходить более успешно, если будет
разработан проект.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «здоровьесберегающая среда».
2. Определить особенности создания здоровьесберегающей среды в
дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать современное состояние здоровьесберегающей среды
в дошкольных образовательных учреждениях.
4. Разработать проект по созданию здоровьесберегающей среды в
дошкольной образовательной организации.
Основными методами для написания работы выступили:
— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования,
— практические обобщение и систематизация передового педагогического
опыта, проектирование.
Базой исследования выступил Государственное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга.
Практическая
значимость полученных результатов заключается в том, что предложенный проект
может быть использованы в практической деятельности дошкольных учреждений по
созданию здоровьесберегающей среды.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Создание здоровьесберегающей среды в
представленном нами виде является предпосылкой для формирования у детей умения
определять основы рационального питания, целесообразность выполнения
гигиенических процедур, закрепления навыков двигательной активности, навыков
моделирования поведения с окружающими, контроля негативных эмоций, совместной
деятельности и т.д., составляющих основу здоровьесберегающей компетентности, в
процессе самостоятельной игровой и исследовательской деятельности.
Для реализации педагогического
условия «организация здоровьесберегающей среды» используются
здоровьесберегающие технологии, сюжетно-ролевые игры, эксперименты,
практические задания, упражнения, инсценировки, моделирование ситуации,
разыгрывание пантомим на предложенную тему, развлечения, соревнования,
поручения. Названное педагогическое условие обеспечивает формирование
деятельно-поведенческого компонента здоровьесберегающей компетентности.
Во 2
главе представлен опыт работы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга по созданию здоровбесбберегающей среды.
Было выявлено, что в учреждении создана здоровьесберегающая
инфраструктура. Имеется физкультурный зал, оснащенный специальным
оборудованием и инвентарем (гимнастические стенки, балансиры, гимнастические
мячи и т.д.), оборудование, спортивно-игровые площадки на прогулочных участках;
в группах оформлены спортивные уголки, где имеются: горки, корзины для
баскетбола, мишени, скамейки, ребристая доска, сенсорные дорожки, балансиры и
другой мелкий физкультурный инвентарь, картотеки игр и упражнений в
соответствии с возрастом детей. В группах созданы уголки уединения для снятия эмоционального
напряжения. Уголок представляет дошкольникам возможность уединиться, заняться
любимым делом (игрой, рассматриванием фотографий, книг).
Таким
образом, результаты деятельности в ГБДОУ позволяют сделать следующие выводы:
1.
Разработана и внедрена благоприятная для здоровья среда в ГБДОУ.
2.
Выявлены особенности организации и содержательной деятельности в формировании
здоровьесберегающей среды в жизни детей дошкольного возраста: обоснованы
направления организационной работы по обеспечению целостного подхода к
сохранению и укреплению психофизического здоровья.
3. Разработана
и апробирована методика совместной деятельности педагогов и родителей по
формированию у них умений и навыков к ЗОЖ;
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения
здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении 1.1. Понятие «здоровье», «среда», «здоровьесберегающая среда» и ее
составляющие Приоритетными
направлением деятельности любого дошкольного учебного заведения являются:
создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого
ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказания педагогической
поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. В
нормативных документах, регламентирующих содержание деятельности дошкольных
образовательных учреждений, по здоровьесбережению определены основные правила и
нормативы к организации режима работы, учебной программы в дошкольных учреждениях
[12]
Термин
«здоровье» понимался и понимается
учеными с различных позиций. Н.А. Амосов, Г. Гегель и др. описывали его
с анатомо-физиологической стороны; А. Маслоу, Б.Н. Чумаков и др. в своих
исследованиях рассматривали социальное и психическое здоровье; Е.Г. Жук, Ю.П.
Лисицын, А.Я. Иванюшкин и др. определяли здоровье интегрировано, с учетом
биологической, психологической и социальной составляющих. Обобщенное
определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения
(ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов». В этом контексте категория «здоровье» означает «ведущий к
гармонии человека с самим собой и внешним миром».
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка
дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов, является среда. В
современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент
дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования определяет образовательную среду как
систему условий социализации и развития детей, включая
пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного
пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, межличностные
отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей,
родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов
деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам
развития и социализации) условия [ФГОС]. Вопрос организации
предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Предметно-развивающая важной среда – система материальных объектов деятельности
ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и
физического развития.