Курсовая с практикой на тему Проектирование взаимодействия дошкольной организации с семьей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования 7
1.1. Влияние семейного воспитания на развитие личностных особенностей ребенка 7
1.2 Влияние дисгармоничных стилей воспитания на детское развитие 14
Глава 2. Особенности проектирования взаимодействия детского сада и родителей 18
2.1. Формы и приемы работы в ДОУ с родителями 18
2. 2. Анализ технологии взаимодействий 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффек-тивным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.
В отечественной психологической традиции взаимодействию между ребенком и близким взрослым отводится решающая роль в развитии ребен-ка. Отношения со взрослыми опосредствуют все отношения ребенка с окру-жающим миром и определяют большинство особенностей его психики (Дуб-ровина И.В., Захаров А.И., Хоментаускас Г.Т.) и их влияния на развитие личности ребенка (Ананьев Б.А., Лисина М.И., Репина Т.А., Стеркина Р.Б. и другие). Именно в процессе общения и совместной деятельности с родителя-ми ребенок развивается как личность.
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного обра-зования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Многочисленные исследования доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников на совре-менном этапе развития общества. (Т.А. Антонова, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева).
При этом, если обратиться к анализу тенденций современной россий-ской действительности, влияющих на позиции родителей и педагогов можно выделить следующие моменты: дифференциация как резкое расслоение насе-ления на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных се-мей, вызывающее трудности взаимопонимания представителей разных соци-альных групп, высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью, наблюдающийся и среди педаго-гов, и среди родителей снижение уровня общей культуры, дезориентация людей в сфере нравственной жизни, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности индивидуализация как усиливающаяся ориентация на себя, на значимость своих переживаний с одной стороны, и низкий уровень социально-психологической грамотности, умения взаимо-действовать, идти на компромисс, сотрудничество, с другой.
Эти и другие реалии сегодняшнего дня приводят к тому, что необхо-димость взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи декларируется в теории, но реально оно пока не находит широкого вопло-щения в практике современной системы дошкольного образования.
Объект исследования: взаимодействие дошкольной организации с семь-ей.
Предмет исследования: проектирование взаимодействия дошкольной организации с семьей.
Целью данной работы является охарактеризовать проектирование взаимодействия дошкольной организации с семьей.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности влияния семейного воспитания на развитие личностных особенностей ребенка.
2. Выделить влияние дисгармоничных стилей воспитания на детское развитие.
3. Рассмотреть формы и приемы работы в ДОУ с родителями.
4. Провести анализ технологии взаимодействий.
Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия до-школьной образовательной организации и семьи в работах Бабаевой Т.И., БерезинойТ.А., Крулехт М.В. и других показал, что осуществление полно-ценного взаимодействия современного дошкольной образовательной орга-низации и семьи возможно при следующих условиях:
-готовности педагогов к взаимодействию с родителями,
-настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание сво-их детей,
Заключение:
Таким образом, можно отметить, что перестройка системы образова-ния связана с преодолением трудностей. Обновление педагогического созна-ния — процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспита-тели осознавали значительность своей социальной миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.
Слово «воспитание» произносят каждый день в школе, детском саду, институте, да и просто дома ежедневно десятки раз.
В связи с этим возникает вопрос и проблема, у всех ли педагогов- учи-телей и родителей есть представление о том, что такое воспитание и, конечно же, как надо воспитывать?
Можно сказать, что воспитание – это педагогическое воздействие на ребенка, для того, чтобы привить ему определенные личностные качества .
В этом случае ребенок выступает объектом воспитания.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса.
На сегодняшний день резко встаёт проблема о значимости и функциях семьи и школы в воспитании школьников.
Трудности, характерные черты обучения детей обретают особенную значимость и сосредоточивают на себя внимание.
Проблемы в обучении, обстоятельства и неудачи в воспитании застав-ляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только лишь школе (преподавателям, специалистам по психо-логии, общественным воспитателям), безусловно, принадлежит семье, кото-рая становится координатором и регулятором в воспитании.
Традиционно основным институтом воспитания является семья.
В таком случае, что ребенок в детские годы обретает в семье, он хранит в течение всей следующей жизни.
Значимость семьи как института воспитания определена для того, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и согласно продолжительности своего воздействия на личность ни один из институтов обучения никак не способен сравниться с семьей.
В ней закладываются основные принципы личности ребенка, и к по-ступлению в среднее учебное заведение он уже более чем на пятьдесят про-центов сложился как личность .
Оказывается, из-за неправильного воспитания в семье, когда ребенка наказывают, или еще хуже, бьют, он становится несдержанно агрессивен.
Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой сте-пени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.
Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном об-разовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах.
Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практики, созда-вая единое образовательное пространство.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует ново-го подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, по-строении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Влияние семейного воспитания на развитие личностных особенностей ребенка
Каждая семья уникальна по-своему, и от того, в какой именно семье живет ребёнок, зависит, каким образом происходит формирование его лич-ности.
Воспитание в качестве основной функции семьи по отношению к лич-ности ребёнка является системой, формирующей его нормативный, этиче-ский, моральный, психический фундамент. В связи с этим актуальность ис-следования влияния семейного воспитания на развитие личности ребёнка очевидна [9, с. 34]
Мир детства — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.
Слово «воспитание» произносят каждый день в школе, детском саду, институте, да и просто дома ежедневно десятки раз.
Воспитание – это педагогическое воздействие на ребенка, для того, чтобы привить ему определенные личностные качества [2, с. 33].
В этом случае ребенок выступает объектом воспитания.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса.
На сегодняшний день резко встаёт проблема о значимости и функциях семьи и ДОУ в воспитании дошкольников.
Семья пережила все испытания временем и пространством. Семья сего-дня существует по всему свету, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни человека и общества невозможно переоценить. Это понятие характеризует сложную систему взаимоотношений супругов, их де-тей, других родственников .
В дошкольном возрасте в жизни ребенка большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Игра для ребенка старшего дошкольного возраста позволяет расста-вить социальные силы и приоритеты. В педагогическом плане игры состоит и в том, что в процессе игры кроме взаимоотношений, которые диктуются сю-жетом, а также ролью или правилами, возникают уже другие отношения — уже не условные, а реальные, которые позволяют регулировать отношения между участниками.
В игре можно выяснить: как ребенок относится к успехам или неудачам партнеров по игре, как вступает ли в конфликты с другими участниками иг-ры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь то-варищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в вы-полнении роли и т. д.
Ролевые действия настолько увлекают детей, что потом они восприни-мают их как поступки, происходящие в настоящем времени. Игра может по-мочь ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создать условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера и развивается навык общения.
Общение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенно-сти. Это очень важно для развития личности.
Общение – это социальная форма взаимодействия людей, с помощью которой они способны обменяться мыслями и чувствами, а также определен-ными мотивами и действиями при помощи средств языка, главная цель об-щения – это взаимопонимание, а также согласование совместной деятельно-сти. Чтобы правильно выстраивать общение с младшими школьниками, необходимо знать особенности их развития.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с до-школьником в процессе игры может быть эффективной лишь в том случае, если будет ориентирована на возрастные ценности детей. Одной из возраст-ных ценностей выступают эмоции детей старшего дошкольного возраста.
Эмоции способны определить развитие процессов внимания, памяти, мышления.
Эмоции, в этом случае, могут служить механизмом, который приводит в движение все процессы, средством активизации произвольного поведения, а также включения детей старшего дошкольного возраста в деятельность и способствовать обогащению их образами.
Бедность эмоций детей старшего дошкольного возраста, примитив-ность содержания переживаний отрицательно сказывается на общем лич-ностном развитии и, как следствие, могут возникнуть трудности в общении и понимании людей, в мировосприятии в целом.
Находясь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъ-ема, ребенок подолгу наблюдает за объектом, рассуждает по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазирует, мастерит, играет.
Под влиянием эмоций совсем по-другому могут проявиться мышление, восприятие, внимание, речь детей старшего дошкольного возраста, усилить-ся конкуренция мотивов; совершенствуется механизм «эмоциональной кор-рекции поведения», что проявляется в более тонком предвосхищении воз-можных социальных последствий высказываний поступков, действий.