Курсовая с практикой на тему Проектирование учителем логопедом методических ресурсов по формированию речевого общения умственно отсталых дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
проектирования методических ресурсов по формированию речевого общения умственно
отсталых дошкольников. 5
1.1 Характеристика особенностей
речевого общения умственно отсталых дошкольников 5
1.2 Анализ современных логопедических
методик по формированию речевого общения умственно отсталых дошкольников. 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная
деятельность по формированию речевого общения умственно отсталых дошкольников. 20
2.1 Методика, организация и
результаты формирующего эксперимента. 20
Заключение. 30
Список
литературы 31
Введение:
Отечественные
исследователи рассматривают комплексную помощь ребенку с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе ребенку с умеренной умственной
отсталостью, как совокупность системы охраны здоровья, специального образования
и социальной поддержки. Такая позиция основывается на культурно-исторической
теории Л. С. Выготского и его научной школы. Невозможно рассматривать вопросы
социализации детей с умеренной умственной отсталостью в окружающей их среде без
учета формирования доступных для них социально-коммуникативных навыков и
средств общения. Экспериментально и практически установлено, что детям с
умеренной умственной отсталостью свойственно грубое недоразвитие всех
компонентов речи: лексического, грамматического и фонетико-фонематического. Для
этой категории детей характерно нарушение регулирующей функции речи.
Реализация
социальной и образовательной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями
предъявляет высокие требования к коммуникативно-речевому развитию этих детей.
Особую актуальность эта проблема приобретает в дошкольном детстве. В рамках
ФГОС ДО в области коммуникативно-речевого развития дошкольников предусмотрено
овладение речью как основным коммуникативным инструментом, развитие навыков
активного взаимодействия со сверстниками. Изучение особенностей
коммуникативно-речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями,
возможностей компенсации коммуникативно-речевой сферы психики этих детей
позволяет оптимизировать процесс социализации дошкольников с интеллектуальными
нарушениями, возможности их адаптивного поведения в социуме (Е.Е. Дмитриева, Е.Е.
Дмитриева, В.А. Конакова, Т.И. Кузьмина, Т.А. Померанцева и др.). Анализ
научных данных свидетельствует о нарушениях коммуникативно-речевого развития
детей с интеллектуальными нарушениями: о снижении потребности в общении как
базовой предпосылки развития коммуникации, о неустойчивости мотивационных
установок на общение; о несформированности всех сторон речи и бедности
вербального общения, о недостаточной коммуникативной насыщенности речи,
неспособности к диалогическому общению.
Проблемой
низкого уровня коммуникативной компетентности детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью занимались Л. М. Шипицина, Е. Н. Винарская, Р. И.
Лалаева и др. Но в целом можно говорить о дефиците литературы по данной теме.
Изучение особенностей и путей формирования речевой коммуникации у данной
категории школьников остается остроактуальным и нуждается в продолжении.
Цель
исследования: изучить особенности организации логопедической работы по
формированию речевой коммуникации дошкольников с умственной отсталостью
Объект
исследования: речевая коммуникация.
Предмет
исследования: речевая коммуникация старших дошкольников с умственной
отсталостью.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать особенности речевой
коммуникации дошкольников с умственной отсталостью;
2. Проанализировать логопедические методики
развития речевой коммуникации старших дошкольников с умственной отсталостью;
3. Разработать программу логопедической
работы по формированию речевой коммуникации старших дошкольников с умственной
отсталостью.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, логопедическое обследование, качественный анализ результатов.
Заключение:
Таким
образом, дети с умственной отсталостью характеризуются специфическими
особенностями формирования речи вообще и речевой коммуникации в частности.
Развитие речи у детей данной категории существенно нарушено. В наиболее тяжелых
случаях ребенок оказывается не способен овладеть речью. В менее тяжелых случаях
оказываются значительно нарушенными все компоненты речевой системы: ребенок
демонстрирует бедный словарный запас, страдает грамматический, лексический и
синтаксический компоненты речи. Дефекты речевой деятельности становятся одной
из причин нарушений речевой коммуникации таких детей, т.к. ребенок оказывается
в принципе не способен к осуществлению речевой коммуникации, либо ее реализация
значительно осложнена. Соответственно, одной из основных задач логопеда в
работе с детьми с умственной отсталостью является активизация и развитие
способности этих детей к осуществлению речевой коммуникации хотя бы на
элементарном уровне.
Эмпирическое
исследование подтвердило наличие у детей с умственной отсталостью нарушений
речевой коммуникации: у детей снижена мотивация к использованию речи в общении,
не сформированы многие средства речевого общения. На основании выявленных
особенностей нами предложена программа работы по формированию навыков речевой
коммуникации, работа в которой ведется в двух основных направлениях: развитие
речи и развитие навыков общения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы проектирования методических
ресурсов по формированию речевого общения умственно отсталых дошкольников
1.1 Характеристика особенностей речевого общения умственно
отсталых дошкольников Речевое
общение, согласно определению Казарцевой Е.М., – это мотивированный живой
процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который ориентирован на
осуществление конкретной, жизненной целевой установки, реализуется на базе обратной
связи в конкретных видах речевой деятельности, органически включающееся во все остальные
формы деятельности субъекта (трудовую, общественную, познавательную и др.) [17].
Речь
как средство общения формируется и раскрывается в ходе общения и основная
задача дошкольных образовательных организаций заключается в грамотной организации
и активизации вербальной коммуникации детей. В процессе речевого развития развиваются
как все основные психические процессы, так и личность ребенка в целом. Одним из
факторов становления полноценной личности ребёнка, гармоничного
психофизического развития, продуктивного обучения его в школе выступает
своевременное освоение правильной речью и активное применение ее в общении [11].
В связи с этим в специальной психологии и коррекционной педагогике моно
отметить усиление интереса к детям с общим недоразвитием речи, которые представляют
собой существенное число детей дошкольного возраста
Речевые
патологии и вызванные ими вторичные нарушения становятся причиной
отрицательного воздействия на становление коммуникативной функции речи у детей
дошкольного возраста, так как речь имеет большое значение в процессе
социокультурной коммуникации. Для анализа тенденций освоения языка в
специальной педагогике сформулирован термин «коммуникативной компетенции»,
которая дает возможность субъекту применять для коммуникации грамматически
правильные выражения и формы, максимально соответствующие нормам вербального
поведения в конкретных актах взаимодействия (О.В. Громова, Ю.В. Вятлева, И.Ю.
Кодратенко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина). С точки зрения этих и других
исследователей, общение осуществляет значительное воздействие на
социально-личностное развитие ребенка и интерпретируется как особая форма человеческой
деятельности.
Смена
форм общения соотносится с преобразованиями потребностей ребенка, ведущего вида
деятельности и значения взрослого в каждом возрастном периоде. Структурными
компонентами общения выступают: мотивы, предмет, коммуникативный акт и средства
общения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А.
Леонтьев, М.И. Лисина).