Методика обучения и воспитания(физическая культура) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проектирование учебного процесса по предмету «Физическая культура» в старших классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы учебного процесса по предмету «Физическая культура» в старших классах молодых людей с умственной отсталостью 5
1.1 Система проектирования учебной работы по физической культуре 5
1.2 Проектирование направлений подготовки 11
2. Экспериментальное исследование 24
2.1 Организация и анализ первичного исследования в процессе занятий физкультурой 24
2.2 Методика построения занятий физической культурой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

В настоящее время в современной спортивно-педагогической научной литературе все больше внимания уделяется проблемам развития физической культуры. Двигательные способности играют важную роль в гармоничном физическом развитии детей, являются фундаментальной основой настоящего и будущего здоровья детей. Развитие основных физических качеств, таких как гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость, оказывает содействие в проявлении двигательных способностей . В любом виде деятельности необходимо обучение двигательным способностям. Но только в физическом воспитании освоение этих способностей является основой обучения, так как двигательная деятельность является объектом, средством и целью совершенствования. В физическом воспитании большинство нового изучается путем освоения различных двигательных действий, множество из которых являются основой двигательных навыков и жизненно важных умений в повседневной жизни.
Концепция развития социально- экономического потенциала нашего общества, реформы общеобразовательной и профессиональной школ выдвинули новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач.
По-новому нужно взглянуть и на проблемы физического воспитания школьников, поскольку здесь закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни каждого человека.
К сожалению, существует тенденция того, что школа, семья, общество не справляются с задачами физической подготовки молодежи к жизни, к производительному труду, к воинской службе. При этом недопустимо большое количество учащихся имеют не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников интереса к физической культуре.
Актуальность проблемы формирования у школьников интереса к сфере физической культуры и спорта (ФК и С) стала очевидной давно. Однако комплексное изучение ее проводилось недостаточно интенсивно. Имеющиеся исследования и эмпирические данные носят фрагментарный характер, не отражают сложности и существа явления (М.И. Жаворонкова, Н.А. Эль-Саббат, Н.А. Козленко, К.К. Кардялис, и др.). Более того, до сих пор не определено само понятие интереса к физической культуре, не разработаны методологический и концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической проблемы в области физического воспитания школьников и, естественно, не определены пути, средства, методы и методики формирования этого интереса, общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека.
Необходимо отметить, что формированию интереса к физической культуре уделено крайне мало места в учебниках и учебных пособиях для учащихся образовательных учреждений среднего и высшего звена. Сказанное свидетельствует о необходимости решения поставленной проблемы.
Цель — исследование учебного процесса по предмету «Физическая культура» в старших классах.
Объект исследования – учебный процесс по предмету «Физическая культура» в старших классах. Предмет исследования – проектирование учебного процесса.
Задачи исследования:
— изучить теоретические основы проектирования учебного процесса по предмету «Физическая культура» в старших классах.
— провести исследование.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При методологическом подходе к решению проблемы формирования у школьников интереса к физической культуре были использованы философский, исторический, гносеологический и социологический подходы.
На основании данных, имеющихся в философской, социологической, экономической, исторической, психологической и педагогической литературе (В.М. Шубкин, В.Н. Турченко. М.Х. Титма. Э.А. Саар, В.Ф. Рябов, В.В. Бовкун, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990; В.А. Соколов, и др.) были сделаны следующие заключения
С философских позиций интерес к физической культуре следует признать общественно необходимым и жизненно важным для каждого человека.
Школьный период, оставаясь, конечно, для большинства людей счастливым и относительно беззаботным временем, все же несет свои трудности, с которыми нельзя не считаться, и даже опасности, которых нельзя не замечать
Девочки при рождении и на протяжении первых девяти лет растут медленнее, чем мальчики, но в 10-11 лет «обгоняют» мальчиков и сохраняют перевес до 14-15 лет, когда мальчики уже окончательно опережают их по росту.
Параллельно с ростом изменяются форма тела и его пропорции. До 9- 10 лет длина верхней половины тела несколько преобладает над нижней, а с 10-11 лет происходит активный рост ног, что в конце концов приводит к обратной пропорции.
В процессе роста и развития ребенка совершенствуется деятельность органов и физиологических систем организма. Анатомически структуры головного мозга сформированы в основном к восьми — девяти годам, однако развитие их функций продолжается на протяжении всего школьного периода.
Возрастная психология – это ключ к детям. Личностное, психологическое развитие человека отражает его возрастные и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Как мы уже отмечали, развитие мыслительных способностей и памяти, наиболее интенсивно складывается в детские и юношеские годы. Именно в этот период необходимо развивать эти способности особенно, так как потом сделать это будет очень сложно и наверстать упущенное – будет невозможно.
Комплексное воздействие на мотивационную сферу школьника успешно осуществляется рационально организованной физкультурно- спортивной работой в школе и прежде всего рациональным учетом ее.
При учете внеклассной работы следует подводить итоги среди параллельных классов или среди смежных параллелей по следующим показателям:
— количество занимающихся в спортивных секциях, кружках физической культуры, в группах ОФП;
— количество школьников, выполняющих домашние задания и занимающихся самостоятельно;
— количество участвовавших в массовых спортивных соревнованиях.
Это позволяет переориентировать школьные коллективы с подготовки отдельных спортсменов-разрядников на массовые занятия физической культурой и спортом.
Важное значение имеет обучение школьников самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также активная работа с родителями.
Педагогическое исследование проводилось на базе школы г. Шуя в период с сентября 2019 по апрель 2020 года.
В исследовании принимали участие учащиеся 9х классов.
Исследование проходило в три этапа.
1 этап (сентябрь — октябрь 2019 года) – на начальном этапе исследования была подобрана и проанализировав на научно-методическая литература, определены цель и задачи исследования, методы исследования .
Была получена информация о состоянии здоровья каждого занимающегося.
Были отобраны контрольные нормативы (тесты) и проведена оценка результатов тестирования в исследования у учащихся старших классов.
Проведено анкетирование.
2 этап (ноябрь – март 2019) – была применена методика повышения мотивации посредством оздоровительного бега.
3 этап (апрель 2019 года) – проведено повторное анкетирование и проведена оценка результатов в конце исследования у учащихся, занимающихся оздоровительным бегом.
Сравнив показатели начального этапа с конечным исследованием, можно проследить динамику развития физической подготовленности у учащихся старших классов. К концу исследования студенты показали более высокие результаты, чем в начале исследования.
Прирост в тесте бег на 30м составил 3,4%; показатели теста бег на 2000м выросли на 1,4 %; прирост в беге на 100м составил 2%.
Также вместе с исследованием повышения показателей функционального состояния организма учащихся, было изучено психоэмоциональное состояние учащихся с помощью шкалы депрессии Э.Р. Ахмеджанова. Было выявлено, что выполнив оздоровительную пробежку, эмоциональное состояние у 75% учащихся улучшалась. Бегуны отмечали разрядку и нейтрализацию отрицательных эмоций, возникающих в ходе учебной деятельности. Небольшое изменение эмоционального состояния в ходе занятия отмечалось у 17,5%.
Эмоционального удовлетворения не получили и не добились желаемых результатов 7,5% учащихся. Данные результаты учащиеся объясняют тем, что конкретно этот вид двигательной активности им не подошѐл. Также в ходе бесед со школьниками было отмечено, что сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повысилась, учащиеся стали болеть значительно реже.
Обобщая всѐ вышесказанное можно заключить следующее: при формировании внутренней мотивации важно, чтобы студенты испытывали удовлетворение от самого процесса занятий, а внешние мотивы и цели соответствовали бы их физическим возможностям. Это возможно лишь при компетентной организации учебного процесса, когда преобладает не нормативный, а личностно ориентированный подход с учетом индивидуальных предпочтений учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы учебного процесса по предмету «Физическая культура» в старших классах молодых людей с умственной отсталостью

1.1 Система проектирования учебной работы по физической культуре

При методологическом подходе к решению проблемы формирования у школьников интереса к физической культуре были использованы философский, исторический, гносеологический и социологический подходы.
С философских позиций интерес к физической культуре следует признать общественно необходимым и жизненно важным для каждого человека. Это признание должно быть не только вербальным, но и действенным: лица, систематически занимающиеся физической культурой, должны поощряться и морально, и материально. Общественно- психологический климат, способствующий формированию интереса к физической культуре и определит нравственное отношение к ней прежде всего у взрослых людей, а затем, естественно, у школьников, т.к. сознание школьника формируется вначале под влиянием эмпирического сознания и лишь постепенно изменяется под воздействием общественного сознания.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников должен включать воспитание у них социально значимых мотивов занятий и мотивов долженствования. Интересы школьников (субъективный фактор) должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества (к объективному фактору), а не наоборот. Поэтому следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования и учитывала интересы общества; на ее основе должны разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которые позволят при выполнении требований общества использовать региональные, национальные особенности и традиции физического воспитания, а также климато-географические и конкретные, специфические условия работы отдельных школ, талант и творчество педагогов, т.е. они будут играть роль объективно-субъективного (организационного) фактора.
В базовой программе необходимо определить единые требования к физической подготовленности учащихся, знания по личной физической культуре и, кроме того, поставить задачу сформировать интерес и привычку к тем видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый выпускник и после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.
Общество не может создать всех условий, которые требует каждая личность, но оно в свою очередь требует от нее самостоятельных занятий доступными видами физических упражнений в имеющихся реальных условиях. Однако школьник, как личность, находится в стадии формирования, поэтому он не в состоянии понять этих требований, а зачастую просто не желает заниматься доступными видами упражнений, т.к. формируется под влиянием различных неблагоприятных для этого факторов.
К сожалению, таких факторов становится се больше, и поэтому целесообразно в школах ввести не только зачеты, но и экзамены по физической культуре, а также вступительный экзамен по этому предмету во все высшие и средние специальные учебные заведения, т.к. это стало объективной необходимостью. Содержание экзамена должно охватывать теоретические, методические и практические аспекты личной физической культуры.
С позиций исторического подхода к решению рассматриваемой проблемы следует считать, что для успешного формирования у школьников интереса к физической культуре необходимы педагогически организованные, целенаправленные воздействия не только в школе, но в семье, по месту жительства, в среде сверстников, т.к. такая закономерность формирования сознания школьника выработана человечеством. До появления письменности и школьного обучения в первобытном обществе непрерывно происходило накопление эмпирических фактов на уровне обыденного сознания. Поэтому и с появлением, школы, науки эмпирический способ обогащения сознания остается и лишь постепенно подчиняется теоретическому способу познания мира.
Однако эта историческая закономерность плохо учитывается при формировании у школьников интереса к физической культуре. Вопросы работы с родителями, по месту жительства, в подростковых клубах и неформальных объединениях недостаточно освещены в учебниках и учебных пособиях для учащихсявысших и средних учебных заведений. Имеется дефицит и дополнительной литературы, где бы могли уже работающие специалисты почерпнуть необходимые знания, позаимствовать имеющийся опыт.
Одной из существенных предпосылок обеспечения полноценной системы работы по физическому воспитанию в школе является проектирование учебной работы, осуществляемое на основе государственных программ, утвержденных Министерством образования РФ. Учитывая важность поднимаемого вопроса, а также отсутствие единства требований, приводящих к «авторской самодеятельности» или упрощенному формализму, в данной разработке сделана попытка осветить принципиальные вопросы, связанные с методическими требованиями и технологией проектирования учебного материала по физической культуре в школе. Полагаем, что это поможет специалистам по физической культуре: во-первых, понять основные методические подходы по разработке планов и их взаимную обусловленность; во-вторых, ориентируясь на конкретные условия школы, составить план работы на учебный год, четверть, конкретный урок по физической культуре.
Оптимизация любой деятельности связана с рационализацией структуры и содержания процессов, её составляющих. По отношению к физическому воспитанию одним из аспектов оптимизации является система проектирования учебной работы.
Проектирование представляет собой одну из функций управления. Управление, в свою очередь, предполагает перевод системы в желаемое состояние (Зациорский В.М., 1982). Если следовать логике, то проектирование в физическом воспитании связано с созданием проекта, замысла, композиции, информационной модели формирования системы двигательных заданий в связи с воплощением нормативных требований (содержания образовательной программы по физической культуре) (Дмитриев С.В., 1992).
Любое проектирование состоит из ряда последовательных шагов. В ФВ первым таким шагом является выбор образовательной программы.
В настоящее время федеральным министерством образования рекомендова¬но несколько примерных образовательных программ.
1. Матвеев А.П. и др. Программа для общеобразовательных учреждений (1-11 клас¬сов). М. Дрофа, 2004 г.
2. Лях В.И. и др. Комплексная программа физического воспитания (1-11 классов). М., Просвещение, 2004 г.
3. Виленский М.Я. и др. Федеральная программа для учащихся 1-4
классов (основной и подготовительной медицинских групп). М.
4. Чичикин В.Т. Региональная программа для учащихся 1-4 классов (основной и подготовительной медицинских групп). Н.Новгород, 2002 г.
5. Матвеев А.П. и др. Программа для учащихся 1-11 клас¬сов специальной медицинской группы. (М, Дрофа, 2004 г.).
С учетом современности, большей ва¬риативности содержания рекомендуется в выборе программы отдавать предпочте¬ние первой из представленных в списке.
Современные программы по физической культуре задают систему нормативных требований к уровню подготовленности учащихся. Для реализации образовательной программы необходимо принять решение о распределении программного материала во времени, что является основной функцией проектирования. Чтобы такое проектирование было оптимальным, необходимо рационально соотнести основные элементы системы проектирования (рис.1, см. приложение).
Соотнести представленные элементы системы проектирования на различных уровнях достаточно сложно. Здесь необходимы способности и к прогнозированию, и интуиция, и практический опыт, что является важнейшими составляющими педагогического мастерства. В зависимости от этих способностей проект, и, соответственно, дальнейшая его реализация, могут быть оптимальными, и, не очень.
В целях помощи практическим работникам на кафедре Теории и методики физического воспитания и ОБЖ НИРО предпринята попытка разработки пакета документов, являющегося методическим обеспечением реализации федеральных образовательных программ:
1) под ред. А.П. Матвеева (2004 г.) (исторически она была опубликована в 1996 г., и в дальнейшем переиздавалась в среднем каждые 2 года);
2) под ред. В.И. Ляха (2004 г.) (исторически она была опубликована в 1993 г., и в дальнейшем переиздавалась в 1996, 1999, 2004 г.г.).
Удачно оформленным на наш взгляд таким пакетом являются методические пособия:
— для 5-9 классов «Проектирование учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении» ( Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2005 г.);
— для 1-4 классов «Проектирование учебной работы по физической культуре в 1-4 классах» ( Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2006 г.);
— для 10-11 классов «Проектирование учебной работы по физической культуре в 10-11 классах» ( подготовлено к печати: Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2006 г.);
На наш взгляд, представленные в этих книгах варианты моделей-проектов являются на сегодняшний день оптимальным ориентиром в связи с реализацией современных образовательных программ. Такое утверждение основано на том, что в указанных пособиях максимально отражены основные направления оптимизации системы проектирования учебной работы по физической культуре. В целом же, нами разработано 15 вариантов моделей-проектов, которые представлены на рисунке 2. Мы не абсолютизируем данные варианты ни по форме, ни по содержанию, так как любой проект – это ориентир, замысел. Однако, по аналогии представленной здесь технологии можно разрабатывать проекты и применительно к другим программам. В частности, пока не опубликовано, но есть подобный, готовый к публикации методический пакет по реализации программы Ляха В.И. (2004 г.) для учащихся 10-11 классов, где можно выбрать модель с вариативной частью «легкая атлетика», «баскетбол», «волейбол», «лыжная подготовка» или программы Матвеева А.П. (2004 г.) с выбором таких направленностей как атлетическая гимнастика или атлетические единоборства (для юношей) и шейпинг или ритмическая гимнастика (для девушек).
Такой подход может быть логичным продолжением выбранной в 5-9 классах направленности специализации, если использовать программу Ляха В.И. или вариантом реализации современных и эффективных оздоровительно-коррегирующих форм физической культуры.

Рис. 2. Варианты моделей-проектов образовательных программ 2019 г.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы