Курсовая с практикой на тему Проектирование технологии формирования у учащихся умений изучающего чтения (старшая ступень средней школы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа проектирования технологии формирования умений изучающего чтения на старшей ступени изучения
иностранного языка 5
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей ступени, их цели и потребности 5
1.2 Анализ понятия «изучающее чтение», его содержание, цели и
структура 10
1.3 Методы и принципы обучения изучающего чтению 14
Выводы к 1 главе 22
Глава 2. Проектирование технологии формирования умений изучающего чтения на старшей ступени средней школы 23
2.1. Анализ УМК для 10 класса в аспекте формирования изучающего
чтения 23
2.2 Комплекс упражнений по формированию умений изучающего чтения 25
2.3 Контрольные задания для проверки форсированности умений изучающего чтения 29
Выводы к 2 главе 33
Заключение 35
Библиография 37
Приложения 41
Введение:
Для методологии обучения иностранным языкам наиболее актуальной целью является разработка надежных, объективных и рациональных методик обучения основным видам речевой деятельности, в особенности чтению.
Чтение представляет собой и цель, и средство обучения. Цель – формирование, развитие и совершенствование навыков извлечения информации из текстов различных стилей и жанров. В современной технологии обучения существуют различные методики обучения чтению, но несмотря на данное разнообразие, вопросы предельно эффективной организации данного процесса является открытыми.
Очевидно, что без чтения, изучение иностранного языка является проблематичным. Одним из видов учебного чтения, позволяющего полностью понять содержание текста, является изучающее чтение. Этот вид чтения направлен на изучение текста, то есть полное и точное понимание основного содержания материала, не упуская при этом подробности. То есть, изучающее чтение связано с навыками использования внутренней речи и внутреннего перевода, которые являются средствами преодоления смысловых и языковых сложностей понимания иноязычного текста.
В этом и заключается, важность изучения иностранного языка с помощью чтения аутентичных текстов, включающих фоновую информацию, впоследствии содействующую сообразному и успешному формированию коммуникативной компетенций, то есть достижения результатов при высоких стандартах ФГОС и отсутствия языковой среды.
Нам представляется, что чтение аутентичных текстов при помощи техник изучающего чтения, позволяет учащемуся лучше понять смысл текста, то есть предполагает достижение абсолютного понимания всех фактов, содержащихся в тексте. Читающий стремится глубже вникнуть в суть коммуникативной ситуации, тем самым развивая коммуникативную компетенцию.
Интерес к методике обучения чтению нашел свое отражение в исследованиях таких авторов как Н.В. Барышников, Э.Глендиннинг, Дж. Хармер, З.И. Клычникова, Ф. Мишен, К. Крамш, С.К. Фоломкина и др.
Объектом данного исследования является процесс обучения изучающему чтению на уроках английского языка.
Предметом исследования являются приёмы и способы использования развития умений изучающего чтения.
Целью курсовой работы является теоретически обосновать и практически проверить эффективность технологии развития умений изучающего чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности учащихся старшей ступени.
2. Проанализировать понятия «изучающее чтение».
3. Рассмотреть методы и принципы обучения поисковому чтению.
4. Проанализировать УМК в аспекте формирования изучающего чтения.
5. Подобрать комплекс упражнений по формированию умений изучающего чтения.
6. Разработать и провести контрольные задания для проверки форсированности умений изучающего чтения.
Основными методами, используемыми в данной работе, является анализ научной литературы по теме исследования; системный анализ аутентичного текста в учебном процессе; анализ технологии чтения; моделирование.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты и выводы по изучению аутентичных текстов, как средство развития навыков изучающего чтения могут найти применение в курсе методики обучения иностранному языку, во время прохождения студентами педагогической практики в школе и в практической деятельности школьных учителей.
Заключение:
Чтение представляет собой один из главнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая ориентирована на извлечение информации из письменного текста. Так как чтение осуществляется на письменно фиксированном тексте, это дает возможность обращаться к нему при непонимании и дает возможность уделить особое внимание раскрытию содержания. Если сравнивать чтение с говорением, то рецептивный характер чтения обуславливает большую доступность и легкость.
При изучающем чтения ученики встречаются с многочисленными психологическими и лингвистическими проблемами. Поэтому при обучении нужно учитывать психолого-возрастные особенности учащихся.
Обучение чтению является одним из главных направлений работы учителя, так как на экзамене у учеников могут возникнуть некоторые трудности при выполнении заданий этого раздела в связи с незнанием особенностей этого вида речевой деятельности. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает извлечение из текста такого объема информации, который необходим читающему для решения определенной речевой задачи.
В ходе исследования теоретически обоснована необходимость целенаправленного обучения стратегиям чтения и предложена классификация навыков чтения с позиции развития умений в иноязычном чтении у учащихся старшей школы, представлен анализ периодических печатных изданий Великобритании и США.
Практическое исследование проблемы позволило разработать комплекс упражнений по обучению чтения на основе текстов разных типов. Это обучение осуществляется с использованием упражнений, выполнение которых соотносится с этапами формирования навыков и умений, а также этапами работы с текстом. В разработанный комплекс входят упражнения, учитывающие специфику типов текста.
Каждый этап обучения включал в себя разнообразные комплексные задания, направленные на развитие у обучающихся умений определять цели чтения, и выбирать соответствующие целям стратегии и тактики; выделять в тексте основную мысль, отдельные его элементы, определенные существенные факты, поясняющие основную мысль, осознанно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать работу над иноязычной статьей.
Овладение навыками чтения на ИЯ позволило обучающимся увеличить скорость работы с иноязычным источником информации. Сформированные навыков чтения найдут практическое применение не только в дальнейшем изучении ИЯ, но и в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, приходим к выводу, что, включив в образовательный процесс обучение иноязычному чтению с использованием аутентического текста, можно добиться наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, повышения уровня сформированности и, как следствие, повышения уровня мотивации и языковой подготовки в использовании периодических изданий стран изучаемого языка.
Следует отметить, что разработанный дополнительный комплекс упражнений по формированию навыков чтения подтвердил свою эффективность, поэтому мы рекомендуем использовать его на уроках английского языка в школе
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическая основа проектирования технологии формирования умений изучающего чтения на старшей ступени изучения иностранного языка
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей ступени, их цели и потребности
Значительную роль в цикле развития ребенка играет подростковый период, это подтверждается его характеристиками: переходный, трудный. Основной смысл подросткового возраста состоит в том, что начинается переход от детства к периоду взросления. Происходит активное физическое, социальное и умственное и в эмоционально-личностное развитие подростка. [3].
В данном возрасте подростка шаг за шагом раскрывается содержание учебной деятельности, которая направлена на самообразование, и на удовлетворение познавательной потребности. Для подростков характерна повышенная интеллектуальная активность, растет уровень интересов, расширяется кругозор. В данный период довольно сильно повышается объем внимания, кроме того, подросток способен довольно быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой [10].
Одним из наилучших способов организации внимания подростка является умение педагога организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у пятиклассника не осталось желания, и возможности отвлекаться от учебы. Необходима мотивация учения, которая будет направлена на самостоятельное осуществление контроля и оценки своих действий.
Учебный мотив – это направленность на приобретение новых знаний, а также способов действий. Познавательной потребности в деятельности соответствуют познавательные мотивы. В первую очередь познавательная потребность имеет целью получение нового знания. Таким образом, учебная деятельность обретает характерные черты деятельности, связанной с саморазвитием и самообразованием [6].
Подростковый возраст характеризуется существенными сдвигами в мыслительной деятельности, это период начала формирования и яркого проявления способностей подростков, происходит формирование сознательного, активного отношения к окружающей действительности, происходит развитие творческого мышления. Развитие мышления на базе системы научных понятий становится фундаментом для формирования психологических новообразований, т.е. познавательных интересов, установок мировоззрения, все это ведет к формированию рефлексии на познание себя, собственной личности и, как следствие, определяет направления развития самосознания [4].