Курсовая с практикой на тему Проектирование технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения (старшая ступень средней школы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения 5
1.1. Специфика старшей ступени средней школы 5
1.2. Характеристика диалогической речи, специфика формирования умения диалогической речи в старшей школе 10
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Проектирование технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения 20
2.1 Критерии отбора лексики, тем/анализ УМК 10-11 класс Spotlight 20
2.2 Комплекс упражнений по формированию умений иноязычного диалогического общения у учащихся старшей школы 24
2.3. Контроль сформированности умений иноязычного диалогического общения у учащихся старшей школы 31
Выводы к главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 43
Введение:
На сегодняшний день знание иностранного языка (ИЯ) занимает важное место в жизни человека, ведь в современном мире мы встречаемся с ним каждый день. Мы начинаем изучать иностранный язык с первого года обучения в школе, и от правильной организации учебного процесса зависит дальнейшая англоязычная компетентность. Планирование курса изучения иностранного языка включает в себя много аспектов, среди которых — необходимость выбора метода обучения.
Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является формирование у учащихся речевых навыков. В связи с этим существенное значение имеет вопрос отбора материала, достаточного для реализации коммуникативных целей обучения в пределах требований, предусмотренных программой.
Актуальность исследования заключается в том, что навык иноязычного диалогического общения является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых является основной задачей обучения иностранным языкам. Особенно важен этот процесс на старшем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них закладывается и совершенствуется алгоритм усвоения иностранного языкового материала. Успешное овладение иностранным языком происходит только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.
Актуальность вопроса методики обучения иноязычной диалогической речи обусловлена необходимостью рассмотрения этой проблемы с позиций компетентностного подхода, в рамках которого должно происходить обучение иностранных языков и культур на всех уровнях в любом образовательном учреждении. Несмотря на то, что диалогическая речь (ДР) и методика обучения занимали одно из ведущих мест в научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых можно назвать А. А. Алхазишвили, М.Л.Вайсбурд, И. А. Зимнюю, А. А. Миролюбова, Ю. И. Пассова, В. Л. Скалкина, J. Anderson, N. Bilbrough, L. Dawes, S. Thombury и др. В работах названных специалистов изучаются вопросы условий обучения ДР, типологии упражнений, контроля уровня сформированности речевых навыков и умений говорения в целом и ДР в частности. Но мы считаем, что целый ряд вопросов, касающихся определения компетентности в ДР, ее структуры и составляющих, определение современных целей обучения ДР, установления факторов, влияющих на ход процесса ДР, определения содержания обучения, разработки подсистемы упражнений, еще требуют более детального изучения.
Цель: Разработка технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения
Объект: процесс обучения иностранному языку.
Предмет: проектирование технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения (старшая ступень средней школы)
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проектирования технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения.
2. Провести проектирование технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение требований действующей программы к формированию англоязычной речевой компетенции, анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам.
Заключение:
Мы изучили дидактические предпосылки формирования у учащихся англоязычной компетенции. Мы исследовали влияние возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся на процесс обучения.
Мы установили этапы формирования у учащихся старших классов англоязычной компетенции по когнитивно-коммуникативному подходу и разработали комплекс упражнений и фрагменты уроков для формирования у учащихся англоязычной компетенции.
Планирование курса изучения иностранного языка включает в себя много аспектов, среди которых — необходимость выбора метода обучения. На сегодняшний день распространено когнитивно-коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку призван обеспечить параллельно с речевой и когнитивную компетентность учеников — общие способности, которые проявляются в положительной корреляции между действиями и проблемными задачами, которые следует решить.
В коммуникативно-когнитивном подходе в равной степени отражены как коммуникативные, так и когнитивные компоненты. Таким образом, обучение иностранному языку коммуникативно-когнитивным подходом предполагает учет коммуникативных и когнитивных компонентов.
Исследовав возрастные и индивидуально-психологические особенности старших классов, мы пришли к выводу, что в процессе обучения грамматике английского языка учитель должен постоянно учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся старших классов.
При формировании иноязычной компетенции, а именно грамматической, учитель должен учитывать, что данный возраст характеризуется доминированием «чувства взрослости». Ученик готов ко всем видам учебной деятельности, которые могут сделать его взрослым. В это время у него возникает желание проявить свое собственное «Я» и стать общественно значимым — проявить себя в общественной и учебной деятельности, переоценить свои умственные способности. Важными выступают такие виды интеллектуальной деятельности, как абстрактный и логический тип мышления, абстрактно-логический тип памяти и усовершенствованное восприятие пространства, времени и текста.
На основе рассмотренных нами этапов проведения урока английского языка по формированию у учащихся англоязычной грамматической компетенции мы разработали комплекс упражнений и разработали фрагмент урока.
Нами было теоретически обоснованы предпосылки формирования у учащихся старших классов грамматической компетенции по когнитивно-коммуникативному подходу, практически разработана методика обучения грамматике английского языка учащихся старших классов по когнитивно-коммуникативному подходу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проектирования технологии формирования у учащихся умений иноязычного диалогического общения
1.1. Специфика старшей ступени средней школы
Старательное и тщательное изучение возрастной и педагогической психологии, помогает учителю в преподавании: помогает прослеживать и анализировать положительные и отрицательные черты личности ребенка и индивидуальные и психофизические особенности развития учащихся, определять их влияние на процесс обучения и способствовать в дальнейшем слаженном обучении и сотрудничестве.
Важность учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей в обучении ИЯ подтверждает ряд ученых. Как подчеркивает А.В. Петровский, «каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на определенном этапе ее развития» [12, с. 112-113]. В свою очередь, Л. С. Панова отмечает: «закономерности развития ребенка как индивида, личности и активного субъекта познания, учения и общения являются психологическими принципами обучения ИЯ» [25, С. 29].
Именно поэтому основным этапом нашего научного исследования является изучение индивидуально-возрастных и психологических особенностей учащихся старших классов. Рассмотрением проблемы возрастной периодизации занималось большое количество различных психологов и методистов, среди которых можно выделить Л. С. Виготского, М. В. Гамезо, И.О. Зимнюю, Г.В. Рогову и других, которые отмечают, что каждый возраст характеризуется определенными психологическими особенностями. И.А. Зимняя приводит различные возрастные периодизации Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, но отмечает, что возрастная периодизация выводится согласно ступеням образования. Поэтому общепринятой является следующая периодизация:
— преддошкольный (3-5 лет);
— дошкольный (5-7 лет);
— младший школьный (7-11 лет);
— подростковый возраст (11-15);
— ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет);
— студенческий возраст – 17-18 – 22-23 [12, с. 170].
Каждый из периодов имеет свои характеристики, которые имеют отражение в определенных видах ведущей деятельности и психологических особенностях личности. В ходе нашего исследования мы будем рассматривать именно подростковый возраст. Учебная деятельность — основной вид деятельности учащихся. Развитие интеллектуальной сферы подростка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. Именно поэтому при формировании иноязычной грамматической компетенции учащихся, учитель должен помнить о важности учета большого количества аспектов обучения, среди которых знание закономерностей функционирования мышления, памяти, восприятия, внимания, мотивации и их индивидуальных проявлений у учащихся определенного возраста. Эти аспекты помогают учителю управлять их мыслительной деятельностью и использовать влияние отдельных психологических процессов на качество овладения иноязычным вещанием [24, с. 29]. Много особенностей поведения растущего человека зависит от умственного развития в конкретный период жизни.
В связи с этим, мышления, которое имеет наибольшее влияние на качество овладения иноязычным вещанием среди всех психических процессов, становится менее предметным и наглядным. Оно характеризуется самостоятельностью, скоростью, глубиной понимания учебного материала. В старшем подростковом возрасте у учащихся происходит бурное развитие абстрактного, формального, логического, критического и творческого мышления. Это способствует формированию иноязычной грамматической компетенции. Как отмечает И.С. Кон, «развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Дети часами спорят о посторонних предметах, о которых они не имеют никакого представления» [19, С. 72]. В этом возрасте у ребенка формируется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным путем, делать обобщения и выводы, обосновывать доказательства, спорить. Учащиеся начинают сознательно использовать такие мыслительные операции, как: сравнение, анализ, дедукция и другие. У учащихся появляется способность анализировать новые сообщения, предметы и категории, употреблять абстрактные речевые высказывания, выдвигать различные идеи, сопоставляются одна с другой различными способами. Таким образом, при правильном направлении учителем речевой деятельности учащихся происходит формирование и совершенствование грамматических навыков. Это способствует правильному усвоению грамматического материала.