Курсовая с практикой на тему «Проектирование ресурсного обеспечения работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с речевой патологией»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы проектирования ресурсного обеспечения по формированию
произносительной стороны речи у дошкольников с речевой патологией. 5
1.1 Понятие
«ресурсное обеспечение», принципы проектирования ресурсного обеспечения
образовательной деятельности. 5
1.2 Особые
образовательные потребности дошкольников с речевой патологией как основа
проектирования ресурсного обеспечения логопедической работы.. 10
1.3 Ресурсное
обеспечение логопедического кабинета. 13
Глава 2
Разработка проекта ресурсного обеспечения работы по формированию
произносительной стороны речи у дошкольников с речевой патологией. 15
2.1
Эмпирическое обследование произносительной стороны речи дошкольников с речевой
патологией. 15
2.2
Особенности организации деятельности по формированию произносительной речи у
дошкольников с речевой патологией. 25
2.3 Описание
проекта ресурсного обеспечения по формированию произносительной стороны речи у
дошкольников с речевой патологией. 28
Заключение. 33
Список
литературы.. 34
Введение:
Сегодня становится очевидным существование
целого комплекса взаимосвязанных противоречий в функционировании
учебно-воспитательного процесса, среди которых основными являются противоречия
между: новыми требованиями к воспитательному процессу и отсутствием эффективных
методов и средств, способных оперативно корректировать его; наличием
единообразия образования и широким спектром запросов населения; декларируемыми
образовательными целями и сущностью воспитательного процесса; системой
школьного управления и обновлением учебно-воспитательного процесса и его
целями. Отсюда, для формирования образовательной среды, способной разрешить
противоречия между сложившимися стереотипами мышления и деятельности и новыми
условиями жизни общества, должны быть объединены все имеющиеся материальные,
технологические, интеллектуальные и человеческие ресурсы, полученные путем
расширения границ образовательного пространства за счет вовлечения социально-культурного
окружения в образовательную деятельность. Таким образом, в условиях современной
экономической ситуации образование сегодня должно рассматриваться и как
социально-экономическая организация со своими социальными, идеологическими и
культурными параметрами, и как система, в состав которой входят взаимозависимые
элементы, действия которых подчинено единой общественной цели.
Ресурсное обеспечение представляет собой
важный аспект эффективности логопедической деятельности, в том числе работы по
преодолению нарушений звукопроизношения.
Цель исследования: теоретически и
эмпирически обосновать проект ресурсного обеспечения работы по формированию
произносительной стороны речи у дошкольников с речевой патологией.
Объект исследования: ресурсное
обеспечение.
Предмет исследования: ресурсное
обеспечение работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников
с речевой патологией.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
особенности проектирования ресурсного обеспечения в образовании;
2. Изучить особые
образовательные потребности детей с речевой патологией как базу для
проектирования соответствующего ресурсного обеспечения;
3. Описать ресурсное
обеспечение логопедического кабинета;
4. Провести
эмпирическое исследование произносительной стороны речи дошкольников;
5. Предложить проект
ресурсного обеспечения работы по формированию произносительной стороны речи
дошкольников.
Гипотеза: ресурсное обеспечение
деятельности логопеда является необходимым условием эффективной деятельности
логопеда и должно соответствовать особым образовательным потребностям детей с
речевой патологией.
Методы исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученной информации, логопедическое
обследование, качественный и количественный анализ данных.
Заключение:
Таким
образом, ресурсное обеспечение в образовании включает в себя все типы ресурсов,
которые необходимы для качественной и эффективной деятельности специалиста:
информационные, методические, финансовые, материально-технические ресурсы и
т.д. Большое значение имеет грамотное и полноценное наполнение образовательной
среды.
В
работе с детьми с ОВЗ при проектировании ресурсного обеспечения следует
опираться на особые образовательные потребности, которые существуют у детей с
ОВЗ, в том числе у детей с речевой патологией: потребность в специальных
условиях для работы, потребность в учете особенностей развития когнитивных и
личностных процессов, соблюдении соответствующего темпа деятельности,
обеспечения достаточного количества наглядных и дидактических материалов,
использование в работе разнообразных современных технология деятельности и т.д.
Эмпирическое
исследование показало, что у старших дошкольников достаточно распространены
нарушения произносительной стороны речи, что предполагает необходимость
создания соответствующей ресурсной базы для коррекции именно данной стороны
речевой деятельности детей. В соответствии с этим нами были описаны основные
принципы и направления проектирования ресурсного обеспечения логопедической деятельности
по преодолению недостатков произносительной стороны речи дошкольников с
патологиями речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы проектирования ресурсного
обеспечения по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с
речевой патологией
1.1 Понятие «ресурсное обеспечение», принципы проектирования
ресурсного обеспечения образовательной деятельности Термин «ресурсы» произошел от французского
слова ressources, что означает «вспомогательное средство». В российской научной
литературе приводятся следующие классификации ресурсов в соответствии с
важнейшими сферами деятельности – экономические (материальные ценности,
необходимые для общественного производства и потребления); социальные
(способность изменения статуса в социальной стратификации); демографические;
информационные (знания и информация); культурные; утилитарные (различные
средства физического принуждения, оружие) [4].
В числе ресурсов рассматриваются также
природные, трудовые, технические, жизненные, производственные, интеллектуальные
и другие. Что касается области воспитания, то ресурсы здесь часто связывают с
управлением развития образовательной среды школы (Т.М.Давыденко,
В.М.Лизинский), требующим учета таких понятий, как: собственные ресурсы;
возможные источники ресурсов; трансформация ресурсов в средства; источники
ресурсного обеспечения; антиресурсы. Отсюда, ресурсы в образовательной сфере по
своей характеристике подразделяются на реальные, потенциальные и проектируемые
(инновационные). А поскольку управление любой современной образовательной
системой часто характеризуется нестабильностью, то в этом случае может
срабатывать принцип замещения ресурсов [8].
Можно выделить из вышеназванных групп
ресурсов реальные и проектируемые, которые обеспечили бы переход в новое
качество образовательной среды. К таким ресурсам целесообразно отнесли
человеческие (профессиональные) ресурсы, технологические – использование
прогрессивных педагогических технологий, диагностические ресурсы для
качественного проведения мониторинговых исследований. Как подчеркивает
В.М.Лизинский, качество человеческих ресурсов зависит от многих показателей и
связано с многими условиями и обстоятельствам, влияющими на человеческие
ресурсы» их качество зависит от: подбора персонала; доминантного стиля
управления коллективом (демократический, либеральный, авторитарный);
сложившегося или складывающегося климата в коллективе; ценностей, принятых в
данном коллективе; способов мотивации и стимулирования, сложившихся в данном
коллективе; характера межличностных, групповых и коллективных отношений и
связей; типа сложившейся педагогической среды (инновационная, консервативная,
деятельностная, пассивная, традиционная); личных и деловых качеств и
профессиональной готовности педагогов; степени и характера
социально-экономической, психологической, информационной защиты работников
школы; соответствия персонала поставленным задачам; отношения
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в образовательной
организации должны быть созданы специальные образовательные условия для
получения образования обучающимися с ОВЗ [12]. Особенности создания условий для
обучающихся с ОВЗ в образовательной организации исследуются достаточно подробно
отечественными специалистами. Данная тематика нашла свое отражение в
публикациях С.В. Алехиной, О.А. Козыревой, Н.Н. Малофеева, Е.В. Самсоновой,
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и других авторов. Для реализации инклюзивного
образования необходимо ресурсное обеспечение.
С.В. Алехина выделяет пять основных
направлений ресурсного обеспечения инклюзивного образования [2]:
1) научное и методическое обеспечение
деятельности педагогических коллективов;
2) психологическое сопровождение всех
участников инклюзивных процессов;
3) проектирование процесса взаимодействия
различных уровней образовательной системы;
4) разработка практико-ориентированных
технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения
процессов включения ребенка с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательную среду;
5) моделирование компонентов и
содержательное наполнение инклюзивной образовательной среды.
Специальные образовательные условия могут
быть разделены на группы по типам ресурсов, которые необходимо задействовать
образовательной организации при реализации инклюзии.
1. Материально-технический:
— архитектурная доступность
зданий/сооружений; наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены и т.п.;
— организация временного режима обучения;
— организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
— технические средства обеспечения
комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и
технологии);
— технические средства обучения для каждой
категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты
обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей);
— специальные учебники, рабочие тетради и
дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей
на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом
стандарта образования;
2. Финансово-экономический:
— параметры соответствующих нормативов и
механизмы их исполнения;
— учет индивидуальной специальной
поддержки ребенка с ОВЗ в зависимости от варианта специального стандарта;
3. Нормативно-правовой — локальные акты
образовательной организации, обеспечивающие возможность обучения детей с
особыми потребностями по адаптированным образовательным программам и
индивидуальным учебным планам, фиксирующие согласованный выбор и разделение
ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей;
4. Кадровый:
— педагогические и руководящие работники,
компетентные в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
— педагогические работники, обладающие
инклюзивной грамотностью (когнитивная, методическая, мотивационная);
— укомплектованность учреждения
специалистами сопровождения: педагоги-психологи, нейропсихологи,
учителя-дефектологи, учителя-логопеды, специалисты ЛФК, тьюторы, ассистенты
(помощники), учителя
5. Научно-методический:
— адаптированные образовательные программы
для детей с ОВЗ соответствующей категории;
— программы коррекционно-развивающих
занятий;
— технологии психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ;
— инклюзивные технологии;
— методические и дидактические материалы;
— учебная литература, адаптированная для
детей с ОВЗ;
— методические рекомендации;
— диагностический инструментарий для
оценки уровня освоения материала и т.д.;
6. Информационный:
— электронные библиотеки, порталы и сайты,
дистанционный консультативный сервис для педагогов и родителей, включая
получение индивидуальной консультации квалифицированных специалистов;
7. Организационно-управленческий:
—
стратегия по формированию инклюзивной культуры в образовательной организации;
— управление развитием инклюзивной
образовательной среды;
— организация массовой переподготовки педагогов
по формированию и развитию инклюзивной компетентности;
— поиск и перераспределение ресурсов для
выполнения задач инклюзивного образования;
— система мотивации сотрудников с учетом
аспектов инклюзии;
— система измерений и оценки показателей.
Очевидно, что далеко не каждая
общеобразовательная организация России обладает всей совокупностью ресурсов,
необходимых для решения поставленной задачи. Для общеобразовательных
организаций, не имевших прежде опыта работы с обучающимися с ОВЗ, задача
обеспечения СОУ представляет серьезную проблему. При любой модернизации системы
образования прежде всего должен быть задействован организационно-управленческий
ресурс, от эффективности которого зависит поступление других ресурсов и,
соответственно, успех изменений.
При управлении ресурсами для обеспечения
потребностей инклюзивного образования необходимо учитывать свойства ресурсов –
взаимозаменяемость, комбинируемость, мобильность и комплексность, их
альтернативную стоимость. Инклюзивная компетентность образовательной
организации, включающая кадровый, научно-методический, правовой и
информационный аспекты, является одной из наиболее дефицитарных потребностей на
начальном этапе реализации инклюзии. Поэтому при переходе образовательной
организации на новые формы работы организационно-управленческие усилия должны
быть сориентированы на ее развитие.