Курсовая с практикой на тему Проектирование программы развития коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБОУ СОШ № 16 г. Полевского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ.. 6
1.1. Сущность
и проявление коммуникативной культуры младших школьников 6
1.2. Специфика формирования
коммуникации у детей с ОВЗ. 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ. 20
2.1. Организация формирования коммуникативной
культуры младших школьников с ОВЗ. 20
2.2. Программа по развитию коммуникативных навыков
младших школьников с ОВЗ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
Актуальность
исследования. Формирование
навыков продуктивной коммуникации определяется в качестве одной из приоритетных
задач развития современной школы, которая отражена в Законе Российской
Федерации «Об образовании», Федеральной целевой программе развития образования.
Это связано, прежде всего, с усилением роли общения в условиях модернизации
отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому
поколению образовательных стандартов. Формирование у учащихся способностей к
успешной социализации и активной адаптации на рынке труда возможно лишь при
условии овладения ими коммуникативной культурой. В связи с усложнением всех
форм коммуникации в образовательном пространстве школы, наращиванием объема
обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной
социокультурной ситуации, становится очевидным приоритетность развития
коммуникативной культуры учащихся.
По мнению ряда психологов, педагогов,
культурологов, социологов, в последние десятилетия в России наблюдается, к
сожалению, тенденция к снижению уровня коммуникативной культуры, культуры
межличностного и делового взаимодействия среди представителей разных возрастных
групп, что в определенной мере обостряет потребность в изучении процессов
формирования основ коммуникативной культуры, развития коммуникативных навыков
уже у детей раннего дошкольного возраста[1]. Развитые в период
дошкольного детства базовые коммуникативные умения и навыки позволяют ребенку в
дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению, расширить круг своих
друзей, устанавливать позитивные и продуктивные контакты с людьми разных
возрастных и социальных групп[2].
В работах многих
ученых-исследователей убедительно доказано, что сформированные (на должном
уровне) у детей школьного возраста коммуникативные умения и навыки являются
важными факторами, которые обеспечивают процессы социальной адаптации и
самореализации личности[3].
Степень разработанности
проблемы исследования. Важность формирования коммуникативной
культуры учащихся подтверждена исследованиями В.А. Кан — Калика, A.A.
Леонтьева, B.C. Мухиной, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.). Концептуальные
основы разработки проблемы коммуникативной культуры связаны с философскими
трудами М. М. Бахтина, B.C. Библера, Ю. М. Лотмана, М.С. Кагана и др. ученых.
Объект исследования: учебно-воспитательный
процесс в образовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание программы по формированию коммуникативной
культуры младших школьников.
Цель исследования: разработать и
экспериментально проверить программу развития коммуникативных навыков у детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и особенности проявления коммуникативной
культуры младших школьников.
2. Охарактеризовать место и роль семьи и школы в формировании
коммуникативной культуры младших школьников
3. Разработать и экспериментально проверить технологию
менеджмента взаимодействия семьи и школы в формировании коммуникативной
культуры младших школьников [1] Аксаментова, А.
В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка посредством
интерактивных методов обучения / А. В. Аксаментова // Аллея науки. – 2018. – Т.
5. – № 9 (25). – С. 686–690. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое
сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка [Текст] / Т. В. Ананьева
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009. №1. С.64. [2] Жуков Ю.М.,
Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в
общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — М: Изд-во
Московского университета. — Изд-во Московского университета Москва, 1990. — 104
с. [3] Павлова О.С.
Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]:
автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.33)/Павлова Ольга
Сергеевна.- Москва, 1998. — 190 с.
Заключение:
Наиболее эффективное
обучение — это то, что позволяет решать в одном классе и в течение
определенного программой времени как можно больше различных потребностей,
сохраняя при этом руководящие принципы — с 2005 года общая база знаний и
навыки. Индивидуальная поддержка — это первый шаг к школе, адаптированной для каждого
ученика. Бороться с трудностями в каждом конкретном случае — это гарантия
справедливости и эффективности.
Фундаментальные знания,
предоставляемые науками об обучении и развитии, в сочетании с десятилетиями
исследований в области образования, обеспечивают основу для поддержки
благополучия детей в широком диапазоне контекстов, с которыми они сталкиваются.
Эта база знаний указывает на важность переосмысления институтов, созданных
столетие назад на основе концепций заводских моделей организаций, которые
отдавали предпочтение стандартизации и сводили к минимуму отношения.
Разработанный проект
показывает, как школы могут быть организованы на основе коммуникативных
отношений при включении в образовательное пространство детей с ОВЗ,
поддерживающих развитие; последовательные и хорошо интегрированные подходы к
поддержке, включая связь дома и в школе; хорошо продуманная инструкция, которая
намеренно поддерживает развитие социальных, эмоциональных и академических
навыков, привычек и мировоззрения; и культурно компетентный,
персонализированные ответы на активы и потребности, которые представляет каждый
отдельный ребенок.
Внедрение описанных здесь
методов зависит от политики, которая позволяет школам решать масштабы
необходимой реорганизации. Проблемы с реализацией включают ограничения учебной
программы, доступной для решения ряда сформулированных здесь целей, и широту
знаний, которые учителям необходимо изучить, чтобы адаптировать такие учебные
программы таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся.
Фрагмент текста работы:
1.1. Сущность и проявление коммуникативной культуры младших
школьников Формирование
коммуникативной культуры личности является широкой событийностью –
инкультурации («вхождение человека в мир культур, приобщение к культурным
ценностям социума). В фокусе внимания педагогики находится проблема
формирования коммуникативной культуры со множеством смежных понятий (культура
общения, культура межличностных поведений, речевая культура и др.).
На
сегодняшний день труды многих авторов позволяют нам представить коммуникативную
культуру как предмет целостного педагогического исследования и осмыслить
педагогические проблемы, которые связаны с коммуникативной культурой[1]
Главная
задача инкультурации школьников связана с его введением в систему
ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных устремлений прошлого и
современного общества. Л.М.Бочкова говорит, что эта стратегия внедряется в
жизнь принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса на
приоритет личностной ориентации образования, которая опирается на идее
культурологизации. Имеется в виду введение элементов систематизированного
культурологического знания в содержание образования и приобретение общекультурных
компетенций.
О.
Е. Лебедев представил структуру общекультурной компетентности как результат
общего образования:
1.Приобщение
к первоисточникам культуры – произведениям художественной литературы,
музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейным ценностям и т.
д.
2.Способность
ориентироваться в источниках информации, производить отбор по заданным
критериям, в том числе по критерию достоверности.
3.
Способность научно объяснять себе и другим повседневным явления жизни.
4.Ориентироваться
в актуальных общественных проблемах.
5.Освоенность
мира социальных, нравственных и эстетических ценностей, включая умение
соизмерять факты, суждения, оценки[2].
Образовательной
организацией любой из названных компонентов может ставиться как самостоятельная
цель общего образования. Высокий уровень коммуникативной культуры представляет
собой знания, умения, деятельность, опыт и саморазвитие.
«Культура»
понятие неоднозначное. С латинского переводится как «возделывание, обработка,
усовершенствование почвы», а став предметом многих других наук, имеет массу
определений.
Культура
делает человека социально успешным — активным, профессионально зрелым и
целеустремленным. Она характеризует стиль мышления и поведения, является
критерием образованности и интеллигентности[3].
Различают
культуру внутреннюю (мировоззрение, моральные убеждения и общий уровень
развития; знания, интересы, потребности, выражаемые в определенных формах
культурного поведения) и внешнюю (определяет внешнее поведение человека, влияет
на внутренний мир)[4]. [1] Умняшова И.Б.
Профилактическая деятельность школьной психологической службы: Методическое
пособие [Текст] / И.Б.Умняшова, Т. С. Никандрова, М. Д. Привина, А. Р.
Мунирова,А. В. Ульянова. — М., 2006. — 61 с. [2] Юсупова Г.Х.
Направления логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью в
условиях детского дома- интерната / Формирование профессиональной
компетентности в условиях непрерывного образования: материалы Всерос.
науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Башк. ин-та развития образования, 27 нояб.
2008 г. — Уфа:Изд-во БИРО. [3] Балашова, Е. Ю.
Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова.
Педагогика и психология. 2008. №10. С.36-38. [4] Бабина, С. А.
Активизация коммуникативных умений младших школьников на этапе обобщения и
систематизации знаний по русскому языку / С. А. Бабина // Гуманитарные науки и
образование. – 2017. – № 1 (29). – С. 50–54.