Курсовая с практикой на тему Проектирование программ развития внутреннего туризма в регионах России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития внутреннего туризма в регионах РФ………………………………………………………….. 6
1.1. Туристско-экскурсионная деятельность как предмет научного исследования………………………………………………………………………6
1.2. Концепция внутреннего туризма в РФ………………………………11
1.3. Программно-целевой метод развития туризма в регионах РФ…….18
Выводы по главе I…………………………………………………………22
Глава II. Развитие туристской деятельности в регионах РФ……………23
2.1. Характеристика города Арзамаса Нижегородской области как туристской дестинации………………………………………………………….23
2.2. Анализ программы развития внутреннего туризма города Арзамаса Нижегородской области…………………………………………………………37
2.3. Программа по организации и развития внутреннего туризма в городе Арзамас……………………………………………………………………………43
Заключение…………………………………………………………………. 47
Список литературы………………………………………………………….51
Введение:
Актуальность исследования. В период глобализации и развития мировых экономик для развития собственной в РФ необходимым звеном становится развитие туристической отрасли. Это не только приток капитала со стороны внешних туристов, но и со стороны внутреннего населения, создание новых рабочих мест для собственного народа; это пропаганда культурно-нравственных ценностей, возрождение активных видов туризма повсеместно, принимая во внимание экологическую составляющую этих проектов.
Развивая внутренний туризм, Россия восстанавливает свои памятники архитектуры и природные заповедники, давая им новую жизнь. Строятся дороги и отели, облагораживается инфраструктура культурных объектов. Таким образом, население получает общедоступную возможность посещать те или иные туристические маршруты, экскурсии, поездки по стране с ознакомительными, воспитательно-патриотическими целями и бюджетного отдыха.
Россия обладает мощнейшими реальными и потенциальными туристскими ресурсами — хорошо развиты социально-культурные, научно промышленные и лечебно-курортные объекты, способные генерировать интерес отечественных и иностранных туристов. Внутренний туризм помогает обеспечивать развитие инфраструктуры для отдыха населения, обеспечивает прилив физических и духовных сил граждан, оказывает влияние на социально-экономическое развитие субъектов федерации и отдельно взятых территорий.
Проблема исследования: каковы возможности развития внутреннего туризма в регионах РФ.
Цель исследования: изучить возможности развития внутреннего туризма в регионах РФ.
Объект исследования: профессиональная деятельность специалиста по туризму.
Предметом исследования: технологии проектирования программ развития туризма в регионах.
Для того, чтобы раскрыть данную цель, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность туристско-экскурсионную деятельность как предмет научного исследования.
2. Рассмотреть особенности организации концепции внутреннего туризма в РФ, а также проанализировать программно-целевой метод развития туризма в регионах РФ.
3. Дать общую характеристику городу Арзамасу Нижегородской области как туристской дестинации и провести анализ программы развития внутреннего туризма города Арзамаса Нижегородской области.
4. Разработать рекомендации по организации и развития внутреннего туризма в городе Арзамас.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Н.Ф. Абрафиковой, А.Р. Борисевич, В.П. Бугорского и др. в области анализа туристско-экскурсионной деятельности как предмета научного исследования; работы Ю.К. Ананьевой, А.С. Вязовиковой, А.Н. Карловой и др. в которых раскрыты особенности концепции внутреннего туризма в России; О.К. Луховской, И.А. Ратушной, В.Н. Шарафутдинова и др. в которых раскрыты особенности программно-целевой метод развития туризма в регионах РФ, исследования и практические рекомендации А.А. Зайцевой, А.Н. Карлова, А.А. Терехановой и др., где представлен опыт успешного развития внутреннего туризма в регионах России.
Опытно-экспериментальная база исследования: культурное наследие и природные памятники города Арзамаса Нижегородской области.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические: системный анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические: контент-анализ документов, SWOT-анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами было изучено понятие и сущность туристско-экскурсионной деятельности как предмета научного исследования; проанализированы особенности концепции внутреннего туризма в РФ; проанализирован программно-целевой метод развития туризма в регионах РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами была дана общая характеристика городу Арзамасу Нижегородской области как туристской дестинации; проведён анализ программы развития внутреннего туризма города Арзамаса Нижегородской области; разработаны рекомендации по организации и развития внутреннего туризма в городе Арзамас.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы
Заключение:
Внутренний туризм сегодня — наиболее динамичное и перспективное направление развития экономики. Внутренний туризм помогает обеспечивать развитие инфраструктуры для отдыха населения, обеспечивает прилив физических и духовных сил граждан, оказывает влияние на социально-экономическое развитие субъектов федерации и отдельно взятых территорий. Благодаря существующим положительным тенденциям современной экономики для внутреннего туризма перед Правительством Российской Федерации развернулась актуальная задача, направленная на создание положительных условий развития туристической инфраструктуры субъектов РФ.
Сфера внутреннего туризма в России еще не так сильно развита, чтобы считаться серьезным конкурентом российских и зарубежных рынков. В связи с этим существует ряд проблем, сдерживающих развитие отечественного туризма. Слабая законодательная база является первой и самой важной проблемой внутреннего туризма России. Нехватка достаточно большого количества места для размещения туристов.
Немаловажной причиной, сдерживающей развитие туризма, являются экономические проблемы: снижающиеся реальные доходы населения; неэффективное соотношение «цена – качество» на продукты туризма (по мнению туристов, качество российских туристских продуктов не соответствует тем высоким ценам, которые на них установлены), значительные транспортные издержки (расстояния между туристскими центрами достаточно большие, а высокие цены на транспортные услуги делают путешествия недоступными для большого числа туристов)
Проблема исследования заключалась в изучении возможностей развития внутреннего туризма в регионах России. Целью исследование стало решение сформулированной проблемы.
В ходе исследования были определены и решены несколько задач.
В соответствии с первой задачей было изучено понятие и сущность туристско-экскурсионной деятельности как предмет научного исследования.
В соответствии со второй задачей можно сделать вывод, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития существенной составляющей инновационного развития страны назван туризм, обоснованы элементы туристической государственной политики. Реализуемые мероприятия, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата для развития туризма в регионах России. 34% населения РФ вовлечено во внутренний туризм.
Программно-целевой метод позволяет организовать межведомственное и кооперационное взаимодействие различных министерств и ведомств, а также внедрить системный подход к реализации мероприятий отдельных государственных программ, федеральных целевых программ и использованию результатов их мероприятий для создания условий по обеспечению роста объемов услуг внутреннего туризма.
В соответствии с третьей задачей нами была дана общая характеристика городу Арзамасу Нижегородской области как туристской дестинации и проведён анализ уровня развития туризма в данном городе. Арзамас обладает большим туристским потенциалом, ресурсы которого позволяют развивать одновременно несколько видов туризма, на сегодня имеющийся потенциал используется не в полном объеме.
Развитие туристкой отрасли осуществляется экстенсивно; уровень благоустройства городской среды Арзамаса недостаточно высок и необходима реновация многих исторических зон города; развитие культурно-познавательного туризма в городе имеет сезонные ограничения, необходимо развивать и другие виды туризма для сбалансированности потоков; бренд Арзамаса нуждается в интенсивном продвижении на рынках туристских услуг; финансирование отрасли недостаточное для занятия лидирующих позиций на рынке. Вышеуказанные факторы обуславливают необходимость решения проблемы развития внутреннего туризма эффективными программными методами.
Приоритетным направлением является комплексное развитие туристских территорий, включая развитие туристской инфраструктуры, коммунальной и транспортной инфраструктуры, развитие объектов показа и других объектов индустрии туризма, благоустройство туристских территорий, в целях создания конкурентоспособного туристского продукта.
В соответствии с четвертой задачей нами разработана программа по организации и развитию туристской деятельности в г. Арзамасе. Она заключается в совместно с профессиональными объединениями (ассоциациями), организациями туристской индустрии (общественного питания, коллективных средств размещения, экскурсоводов и др.) провести актуализацию существующих и разработку новых стандартов оказания услуг, описывающих базовые рекомендуемые требования к сервису и ориентиры на лучшие практики; разработать систему мониторинга качества оказываемых услуг на приоритетных туристских территориях; развивать систему классификации объектов туристской инфраструктуры; разработать основанную на принципах саморегулирования систему добровольной аккредитации с присвоением организациям статуса соответствия бренду приоритетной территории; разработать программы повышения качества услуг на федеральном и региональном уровнях, включающие обучение стандартам качества всех участников туристской отрасли; вовлекать местное население в процессы формирования, оказания и контроля качества туристских услуг; сформировать систему стимулирующих мероприятий по вовлечению предприятий туристской отрасли в процесс повышения качества услуг, мотивации бизнеса инвестировать средства в развитие и обучение сотрудников; разработать и внедрить программу распространения знаний и лучших практик эффективного управления в сфере туристских услуг.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами было изучено понятие и сущность туристско-экскурсионной деятельности как предмета научного исследования; проанализированы особенности концепции внутреннего туризма в РФ; проанализирован программно-целевой метод развития туризма в регионах РФ.
Таким образом, практическая значимость исследования заключается в том, что нами была дана общая характеристика городу Арзамасу Нижегородской области как туристской дестинации; проведён анализ программы развития внутреннего туризма города Арзамаса Нижегородской области; разработаны рекомендации по организации и развития внутреннего туризма в городе Арзамас.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития внутреннего туризма в регионах РФ
1.1. Туристско-экскурсионная деятельность как предмет научного исследования
Одним таких глобальных явлений современного мира является туризм, относящийся к наиболее динамично развивающимся секторам мировой экономики и характеризующийся высокой степенью международной интеграции и индустриализации. Развитие туризма влияет на различные аспекты, во-первых, туризм стимулирует другие сектора экономики, во-вторых, способствует занятости населения, в-третьих, помогает интеграции различных культур, в-четвёртых, способствует поступлениям налогов в государственный бюджет.
Экскурсионно-туристическая сфера стала важным направлением социально-культурной деятельности в первой половине ХХ в. Туристические путешествия и экскурсии решали задачи, связанные с повышением культурного уровня трудящихся [2].
В. А. Квартальнов охарактеризовал турпродукт как совокупность услуг и товаров туристского назначения. Турпродукт включает в себя туры, объединенные по назначению, туристско-экскурсионные услуги и товары туристско-сувенирного назначения.
Под экскурсионно-туристической деятельностью понимается организация процесса ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения. В качестве объектов туристского интереса могут выступать древние города, этнические и фольклорные памятники, как природные, так и созданные человеком, городские ландшафты, музеи и т. д.
В процессе экскурсии экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, узнать о них соответствующую информацию, а также дать им возможность проникнуться значимостью события или эпохи, в честь которого
было создано данное сооружение или же ощутить величие природы.
Как утверждает В.С. Сенин, туристско-экскурсионная деятельность – это работа, в ходе которой туристов знакомят с туристическими ресурсами в городе, в стране временного пребывания. При этом услуг по размещению туристов в данном случае не предусматривается (без ночевки).
Любая экскурсия предусматривает разные признаки, компоненты, что отличают ее от прочих форм туристского обслуживания. Это может быть длительность поездки (одни сутки или 1 академический час); наличие или отсутствие экскурсанта (индивидуальные и групповые туры); демонстрация объектов, первичность впечатлений, которые получают зрители; передвижение участников по маршруту, который составляется заранее; целенаправленность в показе объектов, при рассказе экскурсоводов; наличие тематики и активная деятельность участников [3].
Практика показывает, что экскурсия выполняет функцию информатизации, расширения познания и кругозора, организации отдыха, культурного досуга, общения.
В настоящее время наблюдается активизация развития экскурсионной деятельности: создаются банки данных экскурсионных объектов, маршрутов; разрабатываются и проводятся экскурсии обновленной тематики; организуются путешествия, направленные на удовлетворение запросов и потребностей потенциальных клиентов — туристов и экскурсантов.
В основе туристско-экскурсионной деятельности лежит деятельность человека в свободное время, которая направлена на удовлетворение рекреационных потребностей, и расширение его кругозора, которая объединяет активный отдых с познанием мира, в процессе которого восстановление моральных, физических сил и работоспособности человека сочетается именно с любознательностью и познавательной деятельностью.
Основу экскурсионно-туристической деятельности как экономического явления образуют специфические потребности субъектов, формирующих туристский спрос, и деятельность неких структур, стремящихся удовлетворить этот спрос и формирующих туристское предложение [4, с.15].
Туристско-экскурсионную деятельность является одним из видов путешествия и отдыха, которая осуществляется с целью оздоровления и удовлетворение духовных потребностей населения, ознакомления с культурно-историческими достопримечательностями, а также с уникальными природными объектами и явлениями (по определенной программе). Ее основой являются три компонента: осуществление туристско-экскурсионную деятельность во время отдыха, досуга, а также лечения и оздоровления рекреантов как в местах их постоянного проживания, так и за его пределами (рекреационная деятельность); удовлетворение любознательности и познавательных интересов населения, связанных с активным перемещением (туристическая деятельность); формирование этических качеств, культуры и образованности человека (экскурсионная деятельность).
Туристско-экскурсионная деятельность должна быть насыщена познавательно-экскурсионными, культурными мероприятиями, и в обязательном порядке осуществляться при посещении богатых в природном и культурно-историческом отношении территорий. Туристско-экскурсионную деятельность осуществляется на территориях, которые имеют значительное количество памятников природы, культуры и истории, где сосредоточены более привлекательные для путешественников туристско-экскурсионные объекты, проводится систематическая научно-просветительская, экскурсионная, консультационная работа, и которым предъявляются особые требования для ее организации.
Туристско-экскурсионная деятельность как открытая социально-экономическая система позволяет определить ее структуру с разнообразием всех взаимоотношений, внутренних связей и явлений, а с другой определить характер взаимодействия с окружающей средой в конкретном регионе.
Природные мотивы способствуют созданию таких форм туризма, как оздоровительно-лечебный, спортивный и т.п. во время проведения которых осуществляется туристско-экскурсионная деятельность отражают психические и биологические потребности населения урбанизированных территорий, в изменении окружающей среды, что выражается в циклах туристско-экскурсионной деятельности.
Экономические мотивы играют значительную роль в формировании туристско-экскурсионных туров и пакет-туров, оказывают влияние на количество туристов и экскурсантов со средним уровнем дохода.
Культурные мотивы являются составляющими познания культурного наследия и одним из главных основ организации туристско-экскурсионной деятельности.
Психологические мотивы побуждают человека путешествовать, учитывать его психологические потребности и удовлетворение туристско-экскурсионного спроса.
Региональные мотивы организации туристско-экскурсионной деятельности определяют событийную насыщенность мероприятий в регионе путешествия (посещение театральных и музыкальных фестивалей, спортивных соревнований, ярмарок, карнавалов, выставок и др.).
Определение и понимание мотивов организации туристско-экскурсионной деятельности, которые оказывают влияние на выбор конкретного туристско-экскурсионного продукта и принятия решения о путешествии, могут быть использованы для успешного функционирования туристско-экскурсионных предприятий в регионе. Выделив мотивы, можно спланировать эффективные туристско-экскурсионные направления, которые будут способствовать привлечению туристов и экскурсантов и предоставят им статус постоянных, что в конечном результате, может оказать влияние на характер и объем туристско-экскурсионного спроса и предложения. На мотивацию организации туристско-экскурсионной деятельности значительное влияние оказывают природные (природно-географические) и общественно-географические (социально-экономические) условия и факторы.
Факторы формирования и развития территориальных единиц создают наиболее благоприятные обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования и развития локальных территорий, в том числе и тех, которые специализируются на туристско-экскурсионном обслуживании.