Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проектирование процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности физического развития дошкольников 6
1.2 Условия и средства физического развития детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Экспериментальное исследование проектирования процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста 18
2.1 Анализ процесса физического развития старших дошкольников в практике работы ДОУ 18
2.2 Содержательные и методические подходы к проектированию физического развития старших дошкольников 23
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется важностью физического развития как составной части воспитания активного здорового подрастающего поколения. Ребенок, владеющий всем комплексом физических движений, способный контролировать собственную двигательную активность и физическое состояние, легче адаптируется к социальным условиям, в частности к условиям ДОУ, а затем, начального школьного обучения.
С точки зрения физического развития, дошкольный возраст связан со становлением базовых локомоторных навыков и умений, накоплением двигательного опыта, а также освоением комплекса необходимых физических движений. Кроме того, физическое развитие стимулирует совершенствование других психических сфер ребенка. Отсюда следует необходимость целенаправленной, научно обоснованной психолого-педагогической работы дошкольных образовательных учреждений по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Различные аспекты физического развития и воспитания дошкольников освещены в научных и методических исследованиях Ю. Е. Антонова, В. Г. Алямовской, Л. А. Венгера, Л. Д. Глазыриной, Т. Н. Дороновой, Ю. Ф. Змановского, И. М. Козловой, В. Т. Кудрявцева, Э. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой и др. Также предметом научных исследований являются современные тенденции ухудшения физического развития и здоровья у детей дошкольного возраста (Е. А. Бабенков, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.).
В связи с этим повышается значимость деятельности дошкольных образовательных учреждений в процессе физического развития детей, а также поиск эффективных средств для осуществления данного процесса.
Согласно исследованиям Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., к таким средствам следует отнести игру и игровая деятельность детей.
Большинство исследователей обращают внимание на ценность подвижных игр не только для процесса физического развития детей, но и для становления таких важных личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, настойчивость, способность к согласованным действиям.
Следует согласиться с В. Г. Алямовской, Л. Д. Глазыриной, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановским, В. Т. Кудрявцевым, Э. Я. Степаненковой, С. О. Филлипповой и др. в том, что необходимо научно и методически обоснованное проектирование физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ является актуальным.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного проектирования процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и средства проектирования физического развития старших дошкольников.
Гипотеза исследования состояла в ряде предположений о том, что проектирование процесса физического развития старших дошкольников будет более эффективным, если:
— будет осуществляться формирование интереса детей к занятиям физическими упражнениями;
— данный процесс будет строится в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
— будет реализовываться методика физического развития старших дошкольников с использованием потенциала подвижных игр.
В соответствии с поставленной целью исследования и проверки положений гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме физического развития дошкольников.
2. Изучить особенности физического развития старших дошкольников.
3. Выявить возможности игровой деятельности для успешного физического развития старших дошкольников в ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность проектирования физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием подвижных игр и проанализировать результаты.
Решение поставленных задач обеспечивалось использованием комплекса методов: теоретических: анализ и обобщение научной и методической литературы; эмпирических: наблюдение, опытно-экспериментальная работа, индивидуальное и групповое диагностическое обследование; статистических: математико-статистический анализ результатов экспериментального исследования.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования нами был проведен анализ литературы по избранной проблематике; выявлены проблемы физического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрено проектирование процесса физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также проведена его диагностика по совокупности показателей двигательной активности, физических качеств и мотивации достижения.
Подводя итоги работы, можно утверждать, что научно обоснованное и педагогически целесообразное проектирование процесса физического развития оказывает тренирующее воздействие на организм детей, способствует расширению двигательных навыков, качества выполнения физических упражнений, адаптационных возможностей старших дошкольников не только к физическим нагрузкам в процессе физического развития, но и к влияниям внешней среды.
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического развития и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физического развития, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, особенно в игровой деятельности.
Ведущим средством при проектировании успешного физического развития детей старшего дошкольного возраста является педагогически целесообразно организованная двигательная активность. Создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма ребенка, она способствует его нормальному физическому и психическому развитию.
Проектирование процесса физического развития старших дошкольников в детском дошкольном учреждении должно строиться с учетом следующих психолого-педагогических условий:
 формирования и развития у детей устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями;
 формирование мотивации достижения через систему любимых детьми физических упражнений;
 составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с учетом психофизического состояния ребенка, времени года и т.д.;
 проведение большей части физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе;
 использование широкого комплекса игровых упражнений и подвижных игр, направленных на развитие всех сторон двигательной активности старшего дошкольника и его физических качеств, с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма;
 обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля в процессе физического развития;
 диагностика уровня физического развития и физической подготовленности старших дошкольников в течение всего года;
 формирование у детей представлений об основах здорового образа жизни.
Результаты экспериментальной работы подтверждают эффективность избранных при проектировании условий и методических средств для физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, положения гипотезы в целом подтвердились.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития дошкольников

Значение целенаправленного физического развития подрастающего поколения было обосновано классиками физиологии и педагогики. Так, И. М. Сеченовым и П. Ф. Лесгафтом были сформулированы не только сущностные основы физического развития, но и теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического развития человека, т. е. целостного развития его личности [33; 23]. К. Д. Ушинский видел возможности физического развития «не только в укреплении тела …, но и предупреждении болезней, и излечении их» [41, с.123].
Обращаясь к основам физического развития, первоначально следует остановиться на понимании содержания и сущности феномена «физическое развитие», являющегося, наряду с психическим и социальным становлением, важной частью целостного развития человека. Он объединяет «все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности» [5].
Процесс физического развития имеет свои особенности. Прежде всего, он характеризуется динамикой роста физических параметров человека – роста, веса, мышечной силы. Кроме того, сущность физического развития составляет совершенствование: функционирования органов чувств; координации физических движений; потребности, проявления и регуляции физической активности и т.д.
Анализ теоретической литературы показывает, что понятие «физическое развитие» употребляется как в узком, так и в широком смысле, поскольку характеризует не только биометрические и антропометрические параметры конкретного индивидуума, но и общие физические качества человека – быстроту, силу, ловкость, выносливость, равновесие и др.
В самом общем смысле, под физическим развитием следует понимать «процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания» [37, с.7].
Из данного определения следует взаимообусловленность физического развития и процесса физического воспитания, которое следует понимать как процесс, нацеленный на достижение устойчивых показателей хорошего здоровья, адекватных возрастным номам физического и двигательного развития человека.
Особая воспитательная система, являющаяся основной современного физического воспитания, создана П. Ф. Лесгафтом [23]. В качестве ведущего принципа системы П. Ф. Лесгафта выступает равноправие, равнозначность, равноценность физического и умственного развития личности. Обоснование данного принципа связано с тем, что качество физического развития обеспечивается не только развитием физических сил и возможностей человека, но и его умением целесообразно их применять и контролировать.
Положения воспитательной системы П. Ф. Лесгафта способствовали новому понимаю феномена «физическое развитие», актуального для работы с детьми в современных дошкольных образовательных учреждениях. Содержание процесса физического развития дошкольников составляет не только физическая деятельность по овладению набором физических упражнений, но и двигательная активность ребенка, которая, по словам П. Ф. Лесгафта, «преобразует внутреннюю природу человека» [23, с.44], способствует реализации его потребности в активной творческой жизнедеятельности.
Таким образом, физическое воспитание, является важным способом формирования такого образа жизни детей, которое ориентировано на единство их интеллектуальных и физических способностей. Подобное понимание предъявляет высокие требования к организации процесса физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях.
На протяжении первых шести лет жизни ребенка наиболее ярко проявляется детерминированность процессов общего и физического развития. Физическое развитие, адекватное возрастным этапам дошкольного детства, обеспечивает для организма возможность аккумулирования сил для разностороннего развития личности [44, с.6].
К основным возрастным особенностям физического развития дошкольников, согласно данным исследователей [37, с.87], относятся: формирование «схемы тела», которое протекает с 2 до 5 лет; возрастной диморфизм; слабая выраженность полового диморфизма физического развития детей, а также первоначальное формирование психических различий в поведении мальчиков и девочек.
Дошкольный период 5-6 лет может быть охарактеризован как период существенных изменений в организме ребенка, важный этап его созревания. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, дифференцирование и развитие различных отделов ЦНС дошкольника.
Обращаясь к конкретизации возрастных особенностей физического развития старших дошкольников, необходимо сказать, что данный возраст характеризуют как «период первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на семь-десять сантиметров, причем этот рост происходит неравномерно для отдельных частей тела. Так, в течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола, в то же время, имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также их различия у девочек и мальчиков.
Возрастное противоречие физического развития ребенка в данный период, которое заключается в недостаточной корреляции антропометрических признаков в сочетании с увеличением физиометрических показателей, актуализируют управление процессом физического развития старших дошкольников в ДОУ и в семье. Только таким образом можно учесть как общие возрастные параметры и нормы, так и индивидуальный двигательный опыт каждого ребенка.
Биологическую основу навыков и умений старшего дошкольника составляют динамические стереотипы, формирование которых должно занимать существенное место в их физическом развитии. В старшем дошкольном возрасте динамические стереотипы формируются достаточно быстро, однако, в связи с недостаточной подвижностью нервных процессов детей, перестройка динамических стереотипов вызывает затруднения [24]. В связи с этим, в процессе физического развития необходимо не только формирование гибких физических навыков и умений, но и подвижности нервных процессов детей. Это свидетельствует о необходимости создания естественной для детей, интересной, творческой обстановки, в частности, условий для разнообразной игровой деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы