Курсовая с практикой на тему Проектирование организационной структуры туристической организации и оценка ее эффективности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические и методические аспекты организационного
проектирования. 4
1.1 Теоретический и методический подходы к проектированию
(перепроектированию) организационной структуры управления. 4
1.2 Принципы разделения управленческого труда и
специализация структурных подразделений в системе управления. 9
2. Способы и средства проектирования организационной структуры управления 14
2.1 Проектирование связей в аппарате управления. 14
2.2 Оперативное руководство в структуре управления
организации. 16
2.3 Формализация организационной структуры управления. 19
3 Диагностика и оценка эффективности организационной
структуры управления 20
3.1 Методы качественного и количественного анализа
организационной структуры управления. 20
3.2 Анализ организационной структуры управления
туристической фирмы «Ассоль» и направления ее совершенствования. 21
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение:
Центральным элементом
любой организации выступает ее персонал. От того, как персонал различных
структурных подразделений и уровней иерархии будет взаимодействовать между
собой, насколько эффективно будет происходить информационный обмен между ними,
насколько число уровней управления будет соответствовать специфике деятельности
организации, будет зависеть общая эффективность деятельности организации,
своевременность и правильность принимаемых решений.
Данные
факторы во многом определяет организационная структура управления, действующая
на предприятии. Если организационная структура организации выстроена в
соответствии со всеми принципами и правилами, значит, в ней будет четко
определено место каждого работника и его рабочие обязанности.
Построение
организационной структуры также должно сопровождаться решением таких вопросов,
как уровень централизации или децентрализации принимаемых решений, а так же
делегирования полномочий руководителей своим подчиненным.
Целью
курсовой работы является изучение организационных структур управления и их
особенностей.
Для
достижения цели были необходимо решение следующих задач:
1) Изучить
понятие организационной структуры;
2) Рассмотреть
основы проектирования и оценку эффективности организационных структур;
3) Рассмотреть
процесс проектирования организационной структуры турфирмы и дать оценку ее
эффективности.
Объектом исследования
являются организационные структуры различных типов, предмет исследования –
особенности построения и оценки организационных структур.
Заключение:
При написании курсовой работы
была рассмотрена сущность организационной структуры организации, рассмотрена
специфика организации как одной из функций управления, изучены различные виды
организационных структур, а так же такие вопросы, связанные с организационной
структурой, как централизация и децентрализация, а так же делегирование
полномочий.
Под организационной структурой
понимается совокупность структурных подразделений, которые ведут
скоординированную деятельность для достижения общеорганизационных целей.
Каждое подразделение отвечает
за выполнение своих функциональных обязанностей, обладает определенными
полномочиями и обязанностями.
При разработке организационной
структуры необходимо учитывать множество аспектов – цели и задачи, стоящие
перед организацией, имеющиеся у нее ресурсы, размеры и сфера деятельности
организации, квалификация персонала и пр.
От того, насколько эффективной
является сформированная организационная структура, зависит то, насколько
эффективно и быстро организация будет решать стоящие перед ней задачи, скорость
ее развития, уровень адаптации к внешним изменениям.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и методические аспекты организационного
проектирования.
1.1 Теоретический и методический подходы к проектированию
(перепроектированию) организационной структуры управления. Под организационной структурой понимается совокупность всех подразделений
организации, распределение полномочий, обязанностей, ответственностей и
иерархии уровней организации. Формирование организационной структуры происходит
исходя из стратегии, стоящей перед организацией. Помимо этого, необходимо
учитывать необходимость формирования эффекта масштаба для сохранения и экономии
имеющихся у организации ресурсов [11].
Распределение задач, полномочий и обязанностей должно быть стабильным и
поддерживаться на протяжении длительного времени, чтобы организационная
структура могла наиболее эффективно способствовать реализации стратегии [7].
Существуют
различные методы, посредством которых производится совершенствование
организационных структур. Их многообразие определено разнообразием
технико-экономических условий производства, многочисленностью источников
информации о деятельности предприятия, уровнем квалификации и подготовки
работников организации.
Перечислим и
раскроем сущность основных методов.
1) Экспертный
метод. Его сущность состоит в изучении организационной структуры организации,
сравнении полученных и нормативных показателей, определении слабых мест.
Функционирование организационной структуры изучается в динамике, определяются
тенденции ее развития и происходящих в ней изменений. Кроме того, выясняются и
анализируются причины, вызывающие данные изменения. Основным достоинством
экспертных методов является быстрота получения результатов и предложения
конкретных мероприятий по совершенствованию организационной структуры,
действующей в организации [6]. 2) Метод
сравнения и аналогий. Суть данного метода заключается в том, что при
проектировании новой организационной структуры за основу берутся принципы и
механизмы тех организационных структур, которые применяются на практике в
аналогичных организациях и хорошо зарекомендовали себя на практике. Данный
метод применяется достаточно широко, что привело к унификации и некой стандартизации
действующих на предприятиях штатных расписаний, должностных инструкций,
регламентов административно-управленческой деятельности. На практике происходит
группировка однородных организаций в зависимости от размеров, используемых
технологий, выпускаемой продукции, численности персонала, и для каждой группы
разрабатывается унифицированная организационная структура [9].
3) Метод структуризации целей.
При данном методе организация представляется как многоцелевая система, в рамках
которой происходит структуризация целей организации по отдельным признакам, на
основании которых производится выделение отдельных видов деятельности и
управленческих работ. Такая группировка дает возможность определить структурные
подразделения и ориентировать их деятельность на достижение конкретной
производственно-хозяйственной цели.
Методы
организационного моделирования основаны на использовании определенных
формализованных представлений (моделей) объекта и системы управления. Наиболее
известным является метод, в основе которого лежит декомпозиция информационного
процесса выполнения управленческих работ. Суть его заключается в том, что в
производственных процессах выделяют точки, места, требующие управляющих
воздействий. Далее определяется характер и периодичность этих воздействий,
состав и объемы информации, необходимые технические средства и другие
составляющие процесса управления [7].
Формирование и совершенствование организационной структуры предприятия
состоит из следующих этапов:
— диагностика
существующей организационной системы
— разработка
адаптированной организационной структуры
— внедрение
новой оргструктуры в практику, проведение организационных изменений.
Рассмотрим
подробно каждый этап.
На этапе диагностики
проводится исследование действующей организационной структуры, дается ее
оценка, выявляются все достоинства и недостатки, а так же соответствие
стратегическим целям и окружающей среде организации. Диагностика заключается в
исследовании штатного расписания, должностных инструкций и прочей документации,
а так же производится оценка квалификации персонала и степень соответствия
занимаемым должностям. Оценка эффективности действующей организационной
структуры осуществляется путем сравнения нормативных и фактических показателей.
Расхождения в данных показателях позволяет выявить слабые места (либо имеющиеся
резервы). цели.
При разработке новой
организационной структуры составляется перечень необходимых изменений, а так же
список необходимых регламентирующих документов. При построении новой
организационной структуры необходимо учитывать специфику деятельности
конкретной организации, и совмещать типовую организационную структуру с
потребностями конкретной структуры управления.
Заключительным этапом является
внедрение новой организационной структуры в практику. Основной задачей здесь
является ознакомление сотрудников организации с планируемыми изменениями и
разъяснение необходимости таких изменений и всех преимуществ и благ, которые
будут получены в результате проводимых изменений. Это необходимо для
преодоления сопротивления персонала к нововведениям, избежать которого целиком не представляется
возможным, однако необходимо свести такое сопротивление к минимуму. Так же на
данном этапе проводится обучение сотрудников принципам работы в условиях новой
организационной структуры, окончательное утверждение новых должностных
инструкций, штатных расписаний. Спустя некоторое время проводится оценка
эффективности внедренных изменений. Новая организационная структура является
эффективной, если наблюдается устранение проблемы, которая породила
необходимость изменений. Кроме того, оценивается рентабельность новой
оргструктуры [3]. Туристическая
фирма «Ассоль» является одной из ведущих туристских компаний в городе Новосибирске.
Работа офиса максимально автоматизирована, система онлайн-бронирования
прогрессивна и удобна в использовании. Компания работает на туристском рынке по
въездному и выездному туризму с 2010 года. В совместной деятельности с
заграничными и российскими партнерами турфирма зарекомендовала себя как
надежная, стабильная, высокопрофессиональная и конкурентоспособная компания.
В настоящее время туристская фирма «Ассоль» предлагает
широкий спектр туристских услуг высокого качества, соответствующих малейшим
требованиям клиентов. Располагая богатым опытом поездок, туристское агентство
«Ассоль» берет на себя организацию туров в более 120 стран мира. Компания
продолжает совершенствовать уровень своей работы, расширяя сферу услуг,
стремясь максимально удовлетворить потребности своих клиентов. Агентство ведет
активную общественную деятельность, постоянно участвует в совместных акциях с
крупными организациями г. Москва и области.
В
турфирме «Ассоль» существует линейно-функциональная организационная структура.
Этот вид структуры наиболее приемлем для турфирмы, так как она имеет небольшой
штат сотрудников. И эта организационная структура является оптимальным
вариантом для общества с ограниченной ответственностью. В ее основу положены
вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным
службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы,
реклама и др.). Текущее руководство осуществляет директор, отвечающий за работу
предприятия во всех сферах деятельности, за разработку стратегий развития и
контролирующий процесс развития. Директор является главной фигурой, которой
подчиняются все отделы и подразделения. Старший менеджер является заместителем
директора по туризму, у которого в подчинении находятся 2 отдела:
—
отдел внутреннего туризма (4 человека в подразделении);
—
отдел внешнего туризма (4 человека в подразделении);
В
обязанности менеджеров по туризму входит работа с клиентами, продажа туров,
заключение договоров, оформление необходимых документов.
Все
эти отделы находятся на одном уровне и свободно взаимодействуют друг с другом.
Также в подчинении у директора находится главный бухгалтер, который ведет
контроль экономического состояния финансово-хозяйственной деятельности и состояние
имущественного положения фирмы. В подчинении у бухгалтера находится кассир,
который контролирует движение денежных средств.
В
организационной структуре фирмы также присутствует отдел маркетинга. Руководитель
отдела маркетинга осуществляет контроль маркетинговой деятельности,
разрабатывает направления маркетингового развития турфирмы. Специалист по
маркетингу и рекламе проводит исследования рынка, разрабатывает и реализует
коммуникационную политику.