Курсовая с практикой на тему проектирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности игровой деятельности дошкольников 6
1.1 Игра источник психического и личностного развития ребенка 6
1.2. Характеристика игровой деятельности ребенка. Классификация игр 9
1.3. Методические рекомендации воспитателям при проектировании игровой деятельности дошкольников 14
Глава 2. Исследования особенностей игровой деятельности дошкольников 19
2.1. Изучение особенностей игровых умений у старших дошкольников 19
2.2. Комплекс мероприятий направленных на развитие личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования различных видов игр 22
2.3. Анализ полученных результатов и их интерпретация 26
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Игра – спутник жизни ребенка, его основной вид деятельности. Игра – это специфический вид детской деятельности, отражающая деятельность людей и взаимоотношение. Игра расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. При этом игра имеет огромное значение для психического развития ребенка.
Именно в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. В свою очередь, это делается по той причине, что в игре каждый ребенок определенным образом реконструирует сферы жизни, которые представляют для него интерес посредством условных действий. Во-первых, это действия с игрушками, которые заменяют реальные вещи, а затем они представляют собой визуальные, речевые и мнимые действия, совершаемые на умственном плане.
Важно отметить, что игра затрагивает не только умственное развитие дошкольника, но и личностное. Именно в игре формируется такое качество личности, как саморегуляция всех действий с непосредственным учетом задач количественной деятельности. В этом случае главным достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и существенно перестраивает его интеллектуальную сферу, поскольку в коллективной игре есть взаимодействие разных значений, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Именно в игре дети могут получить свой первый опыт коллективного мышления. Специалисты считают, что детские игры стали отражением работы и социальной активности взрослых.
В этом случае способность к воспроизведению не появляется через определенную автоматическую передачу. В игру необходимо вовлечь детей. В этом случае от того, какое содержание будет вкладываться взрослым человеком в предлагаемые детям игры, зависит успех непосредственной передачи обществом своей культуры.
В свою очередь, довольно плодотворная освоение социального опыта осуществляется только в том случае, лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются, только если психологическая основа игровой деятельности формируется в каждом возрастном периоде.
Дошкольное детство – это период познания мира человеческих отношений. Мы считаем, что тема «Особенности организации игровой деятельности дошкольников» в настоящее время является актуальной, так как игра ведет к всестороннему развитию личности ребенка.
Концептуальные основы разработки проблемы игры связаны с трудами: К.Д. Ушинского [28], В.С. Мухиной [19], Л.С. Выготского [4], А. С. Макаренко [13], А. Н. Леонтьева [11], С. Л. Новоселовой [20], и других отечественных и зарубежных педагогов и психологов, которые рассматривали игру как важное условие психического развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Целью исследования является изучение особенностей влияния игровой деятельности развитие детей дошкольного возраста.
Объект исследования: организация игровой деятельности дошкольников.
Предмет: игра, как средство развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Выявить особенности организации игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;
2. Провести психологическую диагностику уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
3. Выявить эффективные методы и приемы работы по психическому и личностному развитию детей возраста дошкольного возраста с использованием различных видов игр.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ документации дошкольной образовательной организации, анкетирование родителей, анализ предметно-развивающей среды.
Экспериментальная база исследования: дети старшей группы в количестве 20 человек МБДУ «»
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным периодом для психического и личностного развития ребенка. Проблемам развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [31], Л. С. Выготского [4], В. С. Мухиной [19], С. Л. Новоселовой [20] и др.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра (Л. С. Выготский [4]), именно в игре происходят качественные изменения в развитии ребенка. Так как игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста речь лучше развивать во время игры. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игровой деятельности, с другой — сама игра развивается под влиянием речевого развития. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Игра влияет не только на умственное развитие дошкольника, но и на личностное. Именно в игре формируется такое качество личности, как саморегуляция всех действий с непосредственным учетом задач количественной деятельности. В данном случае главными достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Особенности организации игровой деятельности дошкольников:
1. Важно учитывать возраст и индивидуальных особенности детей.
2. Проводить мониторинг образовательной области «Социально – коммуникативное развитие. Игра» в начале и в конце учебного года.
3. Соблюдать санитарные правила и нормы (влажная уборка, вентиляция, мытье игрушек и т. д.).
5. Осуществлять комплексное тематическое планирование организации игровой деятельности в соответствии с программой, по которой работает дошкольная образовательная организация.
6. Создать предметно-развивающую среду, чтобы игра стала средством развития игровых навыков для детей.
7. Планировать и организовывать игровые мероприятия не только в самостоятельной деятельности, но и в других формах работы с детьми (образовательные мероприятия, осуществляемые в режимные моменты, в образовательной деятельности), с учетом интеграции образовательных областей.
8. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.
Разработанные нами рекомендации могут успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах использования различных видов игр в процессе психического и личностного развития дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах психического и личностного развития дошкольников, организация предметно-развивающей среды.
Проведенная нами работа позволила предложить в качестве рекомендаций формы и методы работы по организации игровой деятельности детей необходимые для успешного развития для внедрения их в практику работы ДОУ в детском саду.
Фрагмент текста работы:
Теоретические особенности игровой деятельности дошкольников
1.1 Игра источник психического и личностного развития ребенка
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста, наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных знаний от окружающих.
По мнению Н. Я. Михайленко [3], игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка соблюдать определенные правила взрослой жизни. Игра благодаря своим характеристикам — лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном образовательном процессе и насколько важно стремиться к укреплению игровой деятельности детей дошкольного возраста. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения применения теории игр в образовании и развитии ребенка, формирование его творческих способностей.
В периодизации Д.Б. Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка [31, c. 145]. Д. Б. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры.
Работы Д. Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности:
1. сюжет (во что играют);
2. содержание (как играют);
3. роль;
4. воображаемая ситуация;
5. правила;
6. игровые действия и операции;
7. игровые отношения [31,c. 157].
В детских играх внимание формируется, активируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые появляется необходимость в самооценке, которая является оценкой их способностей по сравнению со способностями других участников.
Ролевые игры знакомят миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстро и глубже усваивать социальный опыт. Ценность игры настолько велика, что ее можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, и без нее даже процесс обучения становится невозможным [11, с.156].
Мотив игры — не результат, а сам процесс. Ребенок играет, потому что сам он заинтересован в этом процессе. Суть игры в том, что дети отражают в игре различные аспекты повседневной жизни, совершенствуют свои знания и осваивают различные субъективные позиции.
Но игра подразумевает не только фиктивные отношения (дочь-мать, продавец и покупатель и т. д.), но и реальные отношения друг с другом. Именно в игре есть первые симпатии, чувство коллективизма, необходимость общения со сверстниками. В игре развиваются умственные процессы.
Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с заменяющими предметами, ребенок дает ему новое имя и действует с ним в соответствии с именем, а не по назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заменителями служат основой для познания реальных предметов.
Ролевая игра изменяет положение ребенка, перенося его с статуса ребенка на уровень взрослого. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.
Переход от предметных действий к ролевым играм связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть к действиям, которые проходят от практических в умственные.
Процесс мышления связан с памятью, поскольку мышление основано на опыте ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность трансформировать мир, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.
Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это не случайно, так как в любой игре ребенок нуждается в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. В то же время проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не помнит правил или условий, то это будет отрицательно воспринято сверстниками, что приведет к «вытеснению» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Это вызвано желанием выиграть или взять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит в течение всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем [20, c. 98].
Для игры требуется сосредоточенность ребенка, а также внимание: произвольное и непроизвольное. Ребенку необходимо сосредоточиться при определении правил игры и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют внимания ребенка во всей игре. Потеря внимания, безусловно, приведет к потере или недовольству их сверстников, что скажется на его социальном статусе.
Развитие объема и продолжительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. Важно развивать произвольное внимание как компонент воли. Непроизвольное внимание используется на уровне интересов детей.
Ролевые игры интерпретируются принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше воображения развивается, тем интереснее и сложнее становятся образы, созданные ребенком. В то же время, сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли, чтобы все были заинтересованы в игре. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие [11, c. 54].
Учитывая влияние игры на умственное развитие ребенка, следует отметить, что игра является центральным фактором развития. Именно в нем происходит личное формирование ребенка, развитие всех его умственных процессов, усвоение социальных отношений. Игровые действия оказывают влияние на произвольность деятельности, которая напрямую связана с волевыми функциями.
Таким образом, взрослые должны знать, что ребенку нужна игра, это ведущая форма его деятельности, и, следовательно, необходимо создать условия для детской игровой деятельности и развития самой игры. Главное — выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли ценность для развития.