Курсовая с практикой на тему Проектирование игровой деятельности детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Теоретическое обоснование организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 5
1.2. Специфика организации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации 8
Глава 2. Организация и методика исследования проектирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 12
2.1. Подготовка и проведение исследования 12
2.2.Примеры проектирования игровой деятельности дошкольников 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 35
Введение:
Актуальность исследования. Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду.
Поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей становится особенно актуальным. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. В содержании основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что одним из основных способов реализации образовательного содержания является совместная деятельность воспитателя и ребенка, но не уточнено, в каких именно формах должна реализовываться совместная деятельность. Таким образом, широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования открывает решение этого вопроса[11,с.82].
В связи с выше изложенным тема курсовой работы является безусловно актуальной как для системы образования в целом, так и для дошкольного образования и для возрастной группы 6-7 лет в частности.
Причины, вызвавшие необходимость проведения данного исследования с позиции современности:
В совместной деятельности со взрослым ребенок самостоятельно выполнить некоторые действия еще не может, но способен к выполнению их с помощью взрослого. Благодаря процессу интериоризации, они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития.
Закономерно растет с возрастом малыша доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым. Таким образом, процесс интериоризации относится к деятельности ребенка в целом, а не только к отдельным действиям и психическим функциям [6,с.8].
Цель работы: охарактеризовать особенности проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое обоснование организации проектной деятельности детей дошкольного возраста;
раскрыть специфику организации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации;
провести анализ содержания проекта игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
теоретические – анализ научной и научно-методической литературы по организации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации; анализ и синтез, обобщение;
эмпирические – методы сравнительного анализа.
Теоретические основы исследования. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста носит комплексный характер и сформировано на базе исследований, представленных в работах Вераксы Н.Е., Виноградовой Н.А., Гвинейской, С.Л., Деркунской В.А., Евдокимовой Е.С.и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В практике воспитания богатство и разнообразие проектирования игровой деятельности позволяют правильно организовывать жизнь детей, стимулировать их к активной деятельности, развивать интересы и удовлетворять потребности. Благодаря играм создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способности и интересы [23, с. 95].
Навыки общественного поведения у детей — общие действия и цели, качества личности — смелость, правдивость и т. д. призваны формировать игры с правилами — подвижные и дидактические. Также общественные качества детей дошкольного возраста отражаются в играх, которые они придумывают сами — ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и др. И как отмечает В.А. Ситаров, «развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания».
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам выявить следующее:
Ретроспективный анализ научной литературы показал, что эффективно организованная развивающая предметная среда должна основываться, прежде всего, на системном и деятельностном подходах, которые последовательно, регулярно дополняют окружающее пространство в дошкольной организации новыми элементами, способствующими социализации дошкольников, а также способствуют активному участию детей, их родителей в оформлении и обыгрывании этих новых элементов.
Конкретизировано понятие проектной деятельности.
Причинами недостаточно активного создания и использования проектов в ДОУ являются:
— недостаточная компетентность педагогов в использовании альтерна-тивных форм и методов организации предметно-развивающей среды;
— отсутствие единой системы в работе ДОУ и семьи;
— неполное информационно-методическое обеспечение.
Общими педагогическими условиями эффективно организованных игровых проектов, являются:
-«преодоление «казарменности» в организации жизни детей в детском саду через разработку системы, превращающей детский сад в открытый, добрый, благожелательный, комфортный и безопасный дом;
-создание в детском саду развивающей предметно — игровой среды (наборы готовых игрушек, предметы — заместители и наборы материалов, игровые средообразующие модули и оборудование для групп, игрового зала, участка);
— сочетание развивающего общения взрослых (в том числе и родителей с детьми) с предметно-развивающей средой детского сада.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Теоретическое обоснование организации проектной деятельности детей дошкольного возраста
Требования Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), а с ними и новых компетенций, технологий является основной целью многоплановой, педагогической работы.
Организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности обладает огромными способностями повышения качества образования. Большое число инноваций различного характера, направленности и значимости выделяется сегодня в сфере образования, внедряются новшества в методику и технологию преподавания, организацию и содержание. Инновации определяют ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике [17, с.9].
Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы?, который в связи с реализацией ФГОС ДО и будет востребован в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, придает ему новые формы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Все это подтверждается практикой.
Взгляд на воспитанника, как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей сегодня интенсивно отстаивается в науке и практике.
Инновационные преобразования приобретают системный характер.
Новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи созданы, новые типы, виды и профили дошкольных учреждений созданы в настоящее время.
Все это привело к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов [1, с. 100].
Идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой) заложена в основу метода проектов. Применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников, решить проблему и получить ощутимый результат в данном случае значит работать над проектом.
Применительно к детскому саду проект рассматривают как специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел).
Реформирование всей системы дошкольного образования невозможно без внедрения новых идей и технологий в работе ДОО. Создаются, распространяются и осваиваются новшества, благодаря чему происходит развитие образовательных систем [25, с. 82].
Возник метод проектов во второй половине 19 века. Педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи стали основой для метода проектов.
Таким образом, метод проектов в ДОО – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus («брошенный вперед»).
В образовательной деятельности ребенок приобретает способы действия — культурные, выработанные всей историей развития человечества, способы работы с предметным содержанием.
Проектирование обязательно включает практическую деятельность. В ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач, она в меньшей степени регламентируется педагогом. Мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектная деятельность ставит ребенка в позицию творца, который разрабатывает для себя и других новые условия жизни, когда ребенок выступает не как исполнитель. « Изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т.е. без внешнего принуждения преобразовывает себя это известная философская формула [26, с. 76].
Не как объектная (исполнительская), а именно принципиально иная субъектная форма участия человека в социальном самоуправлении это и есть проектирование. Интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое интенсивно развиваются за счет обретения навыков работы в режиме группового творчества.