Курсовая с практикой на тему Проектирование и реализация правового воспитания дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания дошкольников 8
1.1 «Правовое воспитание» как педагогическая категория 8
1.2 Условия и критерии организации правового воспитания дошкольников 13
1.3 Задачи и содержание правового воспитания дошкольников 19
1.4 Методы и формы организации правового воспитания детей 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Реализация правового воспитания дошкольников в дополнительном образовании 26
2.1 Диагностические методики изучения уровня правового воспитания детей 26
2.2 Разработка проекта по правовому воспитанию 29
2.3 Особенности реализации программы по организации правового воспитания дошкольников 34
Выводы второй главе 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Введение:
Прогрессивное преобразование современного общества и социально-экономические изменения также требуют переоценки роли детей в нем. Сегодня нашему обществу нужен социально развитый и активный человек с юридическими знаниями. Всем известно, что будущее нашей страны – это сегодняшние дети, потому что Россия встала на путь цивилизованного правового государства. В современном обществе значительно повышается роль гражданского правового воспитания. Причиной такого формирования является непосредственно ответственность человека за свое будущее. Излишне говорить, что правовые нормы помогают регулировать социальные установки и поведение людей. Отсюда они указывают, что «можно» и что «нельзя» и как действовать в различных ситуациях. В то же время в дошкольном возрасте люди приобретают самые зачаточные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости установленного порядка взаимоотношений.
На дошкольном этапе у детей может быть значительно усилен познавательный интерес, что в дальнейшем способствует формированию уверенности в себе, воли, дружеских отношений друг с другом. В будущем он чувствует себя нужным человеком, гражданином своей страны.
Правовое воспитание гораздо шире сферы сознания, поскольку включает в себя поведение человека и его поведение в различных ситуациях. Предписывает самостоятельно решать свои жизненные проблемы, жить в толпе, общаться с ними, ориентироваться на законность, не выходя за рамки закона.
У Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцевой, В. В. Тищенко.
Идея Н. К. Крупской является фундаментом, на котором строятся нравственно-правовое сознание и поведение.
Учебный процесс строится на гуманистических принципах сотрудничества взрослых и детей, которые имеют большое значение в научно-исследовательской работе Л.С. Выготский.
Методические советы по организации работы систем правового воспитания в дошкольных учреждениях: Доронова Е.А., Копытова Н.Н., где описывают современные формы и методы работы с дошкольниками по ознакомлению с правами ребенка.
С. А. Козлова, О. Л. Князев, Л. К. Мячина и др. указывали на то, что у дошкольников необходимо формировать представление о себе, о правах и обязанностях, формировать оценочное отношение к общественным явлениям.
Поэтому правовое воспитание, как направление развития социального взаимодействия дошкольников, является актуальным и актуальным вопросом.
Процесс правового воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании сопровождается противоречием: противоречием между необходимостью организации дошкольного образования воспитывать детей дошкольного возраста по вопросам законности и отсутствием методических указаний для педагогов дошкольного образования по этому вопросу.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны входить по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Проектирование и реализация правового воспитания дошкольников».
Объект исследования: правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектирование и реализация правового воспитания дошкольников.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс правового воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации должен учитывать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста, ориентироваться на современную законодательную базу и использовать широкие образовательно-воспитательные возможности непосредственно образовательной деятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать правовое воспитание как педагогическую категорию;
2. Рассмотреть условия и критерии организации правового воспитания дошкольников;
3. Описать содержание и обоснование программы по организации правового воспитания дошкольников;
4. Проанализировать особенности реализации программы по организации правового воспитания дошкольников в дополнительном образовании.
Методы исследования: анализ, синтез, систематизация и обобщение информации, анализ документов.
Заключение:
Сегодня правовая культура считается неотъемлемой частью гражданского образования. Правовая культура – это понимание национальной правовой системы, основных правовых норм, соблюдение правовых норм, стремление быть законопослушным гражданином Отечества. Правовое воспитание в широком смысле (правовое становление личности) представляет собой многогранный целостный процесс формирования правовой культуры и правосознания под воздействием х различных факторов.
Стратегия развития образования Российской Федерации расширяет перечень духовно-нравственных ценностей, которые система образования должна прививать подрастающему поколению. К ним относятся милосердие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к выполнению моральных обязательств перед собой, своей семьей и своей страной. Также подчеркивается необходимость создания условий для воспитания положительной гражданской позиции, гражданской ответственности на основе духовно-нравственных ценностей, способствующих осознанному выбору добра и формированию правовой культуры.
Исследователи проблем этико-правового воспитания дошкольников подчеркивают, что результатом этой деятельности должно быть не только понимание личности и общества, но и формирование комплекса качеств, которыми должны обладать будущие граждане нашей нации. В этот комплекс входят: толерантность, критичность, конструктивность, умение учитывать противоположные точки зрения при участии в дискуссиях, умение пользоваться гражданскими правами и понимать природу права, умение быть инициативным и ответственным за свои действия.
Следует сказать, что государство прямо рассматривает развитие правовой грамотности и правосознания, развитие правового воспитания и обучения подрастающего поколения как одно из направлений своей политики в образовательных учреждениях всех уровней. Внедрить в учебный процесс учебные курсы, программы, учебно-методические материалы, дающие знания в правовой сфере.
Поэтому правовое воспитание детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем, решаемых в современном образовании. Политическая жизнь школы. Этико-правовое воспитание развивает у дошкольников потребность в правовом поведении и укрепляет волю, направленную на целенаправленное и целеустремленное соблюдение принятых правовых норм. Кроме того, педагоги начальных классов должны обеспечить рост и развитие дошкольников, чтобы они понимали свои конституционные права и обязанности, ответственно их реализовывали, имели гуманистическое мировоззрение, основанное на устойчивой системе нравственных и гражданских ценностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания дошкольников
1.1 «Правовое воспитание» как педагогическая категория
Правовая культура несовершеннолетних нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании и позитивном социальном развитии. Это достигается за счет осуществления правового воспитания, с помощью которого у человека вырабатываются нормативные представления, политико-правовые представления, мировые ценности и национальная правовая культура [13].
Понятие «правовое воспитание» имеет множество определений. Обратимся к определениям людей разных поколений: современных писателей и ученых-классиков. «Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, направленное на формирование у них чувства уважения к закону и привычки подчиняться закону на основе личных убеждений», — современный исследователь М. В. Саакин [16].
Пионером в изучении этого понятия был известный отечественный педагог К. Д. Ушинский. Поэтому в своих педагогических работах автор высказывает мысль о том, что процесс правового воспитания должен начинаться со школы, воспитывать у детей правосознание и правосознание путем воспитания у детей психологических основ и сознания равноправия. лиц перед законом. К. Д. Усинский показал необходимость правового воспитания личности для развития ее духовного мира. В то время правовое воспитание стало не отдельной областью образования, а частью нравственного воспитания [17].
А.С. Макаренко также говорил об особой роли правового воспитания в развитии личности. По мнению этого великого педагога, право есть важная социальная сфера духовно-ценностного регулирования, и оно имеет место в общественной жизни. Если дошкольник не готов, юридическое воспитание строится на индивидуальных обязанностях и ответственности, командном принуждении [10].
В современной науке различные исследователи дали свои определения правового воспитания. Поэтому Я. И. Чубукина понимает правовое воспитание как «целенаправленный процесс воздействия на сознание людей для формирования правовой культуры высокого уровня» [21].
В.Д. Перевалов утверждает, что «правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» [11].
В приведенном определении термины «процесс» и «деятельность» используются как ключевые, далеко не синонимичные. Оба автора связывают правовое воспитание с формированием гражданской правовой культуры. Л. П. Расказов в первую очередь понимает правовое воспитание, специфическую систему элементов, составляющих процесс правового воспитания. Автор указывает, что в эту систему входят субъект (воспитатель), объект (воспитуемый) и правообразовательная деятельность, которые являются формой, целью и средством правового воспитания [15].
Как мы видели, большинство определений правового образования дается исследователям в области права. Но обратимся к определению правового воспитания, которое дают исследователи в области педагогики. Так, М. И. Кордина в своей книге «Проблемы правового воспитания современного студенчества» рассматривает изучаемые нами понятия как в широком, так и в узком смысле. В то же время педагогике ближе узкое понимание правового воспитания. Поэтому под правовым воспитанием автор понимает процесс обучения, направленный на формирование у дошкольников правовой культуры и правосознания, что непосредственно отражается в таких качествах, как правовая грамотность, правовое поведение, уверенность в соблюдении нравственности и закона [5].
С.М. Куницына считает, что правовое воспитание является неотъемлемой частью школьного процесса. В своей книге «Правовое воспитание в школе: теоретические аспекты» автор понимает изучаемые понятия как планомерный, управляемый, организованный, планомерный процесс комплексного воздействия на детское сознание, психологию. Цель — формирование в правосознании детей глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, правовых привычек. По мнению С.М. Куницына, правовое воспитание должно способствовать выработке конкретных правовых концептуальных инструментов мышления, с помощью которых можно отбирать, классифицировать и обрабатывать поступающую правовую информацию [7].
А. Р. Латипов и Д. В. Лысенко также говорили в своей работе, что правовое воспитание должно начинаться в школе. «Формирование правосознания и воспитание правовой культуры необходимо прививать еще до совершеннолетия», — отмечают авторы [8].
Н.М. Борытко отметил, что правовое просвещение, проводимое преподавателями вузов, представляет собой целенаправленную и особо организованную деятельность по формированию правосознания дошкольников [1].
Результатом правового воспитания дошкольников, ожидаемым педагогами, является активная правовая деятельность дошкольников, которая является предпосылкой ценностно-правового мироощущения. Касаясь роли преподавателя в процессе правового воспитания, М.И.Колдина отметила, что конечный результат полностью зависит от преподавателя, выполняющего ежедневные дидактические задания, направленные на формирование правосознания учащихся [5].
Знания в области права накапливаются на протяжении всей жизни, но основной багаж все же приобретается во время учебы в учебных заведениях. Довольно подробное определение понятия правового воспитания дает в своих трудах А.С. Песруйлов. Под изучаемыми определениями авторы в первую очередь понимают деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации в государственно-организованном обществе [12].
Согласно определению юридического термина, правовое воспитание — это социально-правовая и воспитательная помощь личности в формировании правосознания и правовой культуры, привитии чувства человеческого достоинства, осознании социальной ценности права. Правовое воспитание – предупреждение преступности, правового нигилизма и других негативных явлений.
Содержание правового воспитания включает в себя приобщение людей к знаниям о правах и свободах, о законности, о государстве и праве, сущности доктрин, правовых учений, а также выработку устойчивых установок на правовое поведение и уважение к закону. Естественно, многие правовые ценности, основанные на моральные нормы, усваиваются ребенком в процессе и другой социальной практики. Цель правового воспитания – создание условий для донесения до учащихся правовых ценностей.
Среди субъектов, осуществляющих процесс правового воспитания несовершеннолетних, можно выделить один — государственные органы, второй — специально уполномоченные организации, например образовательные учреждения, третий — различные общественные организации, четвертый — семья.