Курсовая с практикой на тему Проектирование адаптации младших школьников к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Сущность проектирования образовательной среды
1.2 Уровни и этапы адаптации младшего школьника
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ШКОЛЕ
2.1 Проведение диагностики уровня адаптации младших
школьников
2.2 Анализ результатов диагностики уровня адаптации
младших школьников
Введение:
Первое время обучения в
школе предопределяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. В данный период
школьник под наставлением взрослых делает весьма важные шаги в своём развитии.
Этот период в равной мере сложен для детей, зачисляющихся в школу и в шесть, и
в семь лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов доказывают, что среди
первоклассников имеются дети, которым в связи с индивидуальными
психофизиологическими особенностями сложно адаптироваться к новым для них
условиям, только отчасти осиливают режим обучения и учебную программу. При
традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются
отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения
сопровождается для каждого ребенка сильным стрессом. Зачисление в школу привносит
значительные перемены в его жизнь. Все дети, вместе с радостью, гордостью или
удивлением по поводу всего случающегося в школе, ощущают волнение,
беспокойство, растерянность. Психосоциальная адаптация проходит по-разному.
Проблему адаптации детей
к школе исследовала Л.М. Костина. Предпринималась попытка выявления возможности
воздействия на школьную адаптацию путём исправления степени тревожности у детей
методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих школьников в
дошкольных организациях. По данным исследования был сформулирован вывод о результативности
метода игровой терапии в преодолении тревожности у детей, что позволяет повышать
уровень их школьной адаптации и успеваемость в школе.
Маркович Д.Н. в своей
статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» обращала внимание на показатели
готовности ребёнка к обучению в школе, причины адаптации к школе, дала общие
рекомендации по адаптации школьников. Также сформулировала вывод о том, что
адаптация во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от
имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Ускова М.В. проводила
анализ специфики первичной адаптации детей к школе и сформулировала вывод о
том, что на уровень дезадаптации влияет в основном гиперкинетический синдром, пассивность
нервной системы, неготовность к школе, недостаточная развитость психических
функций и их сочетание между собой.
Цель
исследования: изучить особенности проектирования
младших школьников к обучению.
Объект
исследования: адаптация младших школьников к обучению.
Предмет
исследования: проектирование адаптации младших
школьников к обучению.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятия
«проектирование» и «образовательная среда»;
2. Проанализировать
уровни и этапы адаптации;
3. Диагностировать
уровень адаптации младших школьников.
Методы
исследования:
1) Теоретические (синтез, анализ, сравнение).
2) Эмпирические (беседа, интервью, опрос, тестирование,
анкетирование).
База
исследования: МБОУ СОШ №2.
Заключение:
Итак, в ходе исследования
было доказано, что начало школьного обучения сопровождается для каждого ребенка
сильным стрессом. Зачисление в школу привносит значительные перемены в его
жизнь. Все дети, вместе с радостью, гордостью или удивлением по поводу всего
случающегося в школе, ощущают волнение, беспокойство, растерянность, а психосоциальная
адаптация проходит у детей по-разному.
Были рассмотрены такие
понятия, как «проектирование» и «образовательная среда». Проектирование интерпретируется как
характерный вид деятельности, сосредоточенный на создании проекта как
специального типа продукта. Образовательная среда является комплексом
материальных факторов процесса образования, межличностных отношений,
устанавливаемых субъектами образования, и намеренно созданных
психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.
В ходе исследования
выделялись высокий, средний и низкий уровни адаптации младших школьников. Кроме
того, были перечислены этапы адаптации: ориентировочный этап, изменчивая
адаптация и устойчивая адаптация. А также были приведены методики диагностики
уровня адаптации младших школьников.
Таким образом,
поставленные задачи были выполнены, а значит, цель исследования, заключающаяся
в изучении особенностей проектирования младших школьников к обучению, была
достигнута
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ
ПРОЦЕССУ
1.1
Сущность проектирования образовательной среды
Сущность проектирования образовательной среды
Проектировочная
деятельность усиленно развивалась в процессе инженерно-технической
деятельности, архитектуры, сооружения. Организация проектировочной деятельности
предусматривала предварительную обработку идей, вариаций новейшего объекта,
конструирование и моделирование деталей и узлов, несомненно, предшествовало их
изготовлению.
В Политехническом словаре
под проектированием понимается создание комплексного технического проекта,
содержащего технико-экономическую аргументацию, расчёт, чертёж, макет,
пояснительную записку и другие материалы [6; с. 50].
В философском значении
под проектом понимается результат духовно-преобразовательной деятельности. Кроме
технического, инженерного проектирования, немаловажной направленностью
проектной деятельности является разработка моделей социальных явлений и
институтов. Недаром к проектной деятельности люди стали прибегать для выполнения
сложных общественных задач. Проектирование общества различается с проектированием
вещей по своей устремленности на разработку новых конфигураций социальной
жизни.
Педагогическая наука трактует
проектирование как средство инновационной реорганизации педагогической реальности.
Становится менее актуальной основная задача школы, интерпретируемая как
передача культурного опыта в форме логически завершённой системы знаний,
формирование у школьников научной картины мира. Сменяется функция образования,
заключающаяся в преобразовании общества и зарождения новых форм социальной
жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности,
воспитанию творческой индивидуальности [6; с. 51].
По утверждению И.А.
Колесниковой, типичной особенностью проектирования является произведение новых
продуктов. Оно представляет собой особый вид научно-прогностического видения реальности,
охватывающий и изменяющий её в соответствии с требованиями развития практики. Проектная
деятельность выражает устремление к изменению несовершенной действительности
(настоящего) и к приближению более совершенного [8; с. 144].
В.П. Беспалько заметил,
что понятие «проектирование» к педагогическим явлениям до конца ХХ века почти
не использовалось. Вместо данного понятия педагоги употребляли такие понятия,
как «создание», «разработка», «планирование» и т.д. Но в настоящее время
необходимость подготовки педагога к проектной и инновационной деятельности усиливается,
с одной стороны, по причине появления педагогической инициативы со стороны
педагога, понимающего современные проблемы образования и старающегося развить
его. С другой стороны, на сегодняшний день педагога побуждает к совместной
проектной деятельности новый учащийся, осмысливающий собственные потребности в
образовании и старающийся их удовлетворить [4; с. 140].
В современном толковании
проектирование является деятельностью, под которой подразумевается в максимально
сокращенной характеристике осознание того, что должно быть. Здесь необходима
установка на ценностное представление о будущем состоянии чего-либо; устремление
к действительности будущего. Проектирование интерпретируется как: характерный
вид деятельности, сосредоточенный на создании проекта как специального типа
продукта; научно-практический метод исследования и реорганизации
действительности (метод практико-ориентированной науки); форма зарождения
инновации, свойственная технологической культуре; управленческая процедура.
В связи с этим
педагогическое проектирование трактуется как:
— ориентированная на
практику деятельность, цель которой заключается в разработке не существовавших
в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
— современная
развивающаяся область знания, способ интерпретации педагогической реальности
(А.П. Тряпицына) [16];
— прикладной научный курс
педагогики и организованной практической деятельности, нацеленный на выполнение
задач формирования, реорганизации, усовершенствования, разрешения противоречий
в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек) [7];
— способ регулирования и передачи
педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова) [14;
с. 132];
— процесс разработки и осуществления
педагогического проекта;
— характерный способ формирования
личности;
— технология обучения.