Основы психолого - педагогического проектирования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проект современного социально — педагогического комплекса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы социально-педагогического
комплекса. 5

1.1 Понятие социально-педагогического комплекса. 5

1.2 Методика организации социально-педагогического комплекса. 10

1.3 Практика работы социально-педагогических комплексов. 13

Выводы по первой главе. 20

Глава 2 Проект современного социально-педагогического
комплекса как технологии социальной адаптации детей, подростков и молодежи. 22

2.1 Общая концепция проекта современного социально-педагогического комплекса  22

2.2 Структура социально-педагогического комплекса. 25

2.3 Рекомендации по реализации проекта. 32

Выводы по второй главе. 34

Заключение. 36

Список использованных источников. 39

  

Введение:

 

Современная экономическая ситуация в
России, создавая предпосылки для позитивных перемен в обществе, повлекла за
собой ряд новых, в том числе и социальных проблем. Особенно болезненно происходящие
в обществе процессы сказываются на подрастающем поколении. Уровень здоровья
детей и рост проявлений социальной дезадаптации вызывает опасения.

Социальная адаптация представляет собой интегративный
показатель состояния человека, который отражает его возможности выполнять
определенные биосоциальные функции:

· адекватное
восприятие собственного организма и окружающей действительности;

· адекватная
система отношений и общения с окружающими;

· способность
к обучению, труду, к организации досуга и отдыха;

· изменчивость
(адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [24].

К результатам социальной адаптации относятся
развитие самосознания личности, способность самореализоваться, формирование
поведенческих паттернов. В ходе данного процесса реализуется обучение ребенка
созданию гармоничных взаимоотношений с социумом, природой, другими людьми. На
протяжении всей жизни происходит освоение и принятие социально значимых установок
и норм, а также их передача другим членам социума.

От быстроты и легкости прохождения
адаптации напрямую зависит возможность человека выявить и раскрыть свой
творческий потенциал, самореализоваться. Этот процесс подразумевает создание
совершенно новых социальных связей. Поставленные цели будут достигнуты, если
они в достаточной мере будут крепкими.

Стоит отметить, что под адаптацией нужно
понимать не только общение и привыкание, этот процесс намного глубже. В
процессе приспособления к новым условиям индивид будет оценивать свои
способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с
ресурсами общества [13].

Специалисты отмечают, что социальную
адаптацию необходимо рассматривать на трех уровнях:

1. общество
(макросреда) – индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям
развития общества (культурным, социальным, духовным, экономическим, политическим);

2. социальная
группа (микросреда) – ребенок приспосабливается или, наоборот, его интересы не
совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на учебе или работе
и т. д.);

3. индивид
(адаптация внутри личности) – стремление человека к достижению баланса
внутренней позиции, гармонии.

Когда дети вступают в систему
взаимоотношений (с другими людьми, деловых, профессиональных, социальных),
происходит их адаптация в социуме.

Социальная адаптация состоит из разных
видов процессов адаптации, образующих систему: досуговая, бытовая,
профессиональная, производственная, экономическая, политическая, приспособление
к формам общественного сознания [19, 22].

В России
разработка социально-педагогических технологий начинается в начале 90-х гг. XX в. в связи с развитием и распространением
социальной педагогики. Во многом они разрабатываются на стыке педагогических и
социальных технологий, хотя безусловно имеют свою специфику.

Г. К. Селевко в
контексте социальных технологий выделяет технологии социального воспитания,
которые определяет как ориентированную на осуществление важнейшей функции
общества отрасль социальных технологий – подготовку подрастающих поколений к
включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.
Конкретная социально-воспитательная технология представляет собой научно
обоснованную систему и порядок функционирования всех средств, которые
используются для решения определенной социально-воспитательной проблемы [25, 26].

Подобный подход кажется обоснованным
и правомерным при рассмотрении процесса педагогического сопровождения
социальной адаптации личности. Это связано с тем, что областью применения
технологий социально-воспитательной деятельности является социальная сфера, которая
представляет собой совокупность материальных и духовных условий жизни и
деятельности человека.

Имеется в виду процесс
формирования, развития, становления школьников и студентов как в открытой
среде, так и в стенах учебного заведения, в общении, взаимодействии с различными
объектами социума. С точки зрения М. М. Плоткина, современные
социально-воспитательные технологии соответствуют именно этой деятельности [13,
24]. Особый интерес в этом плане представляет технология
социально-педагогических комплексов.

Цель работы – изучение основ формирования современного
социально-педагогического комплекса и разработка проекта такого комплекса.

Задачи работы:

— изучить теоретические основы социально-педагогического
комплекса;


рассмотреть практику работы социально-педагогических комплексов;

— подготовить проект современного социально-педагогического комплекса как
технологии социальной адаптации детей, подростков и молодежи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

физическое и психическое здоровье людей. В
связи с чем, обретает базовое значение исследование закономерностей и механизмов
процесса адаптации в различных социальных условиях. Человек на протяжении всей
жизни находится в процессе адаптации довольно часто. Социальная-психологическая
адаптация подразумевает вхождение личности в новую группу, построение
положительного взаимодействия с членами этой группы и совместной деятельности.

Дети, подростки, молодежь в процессе
развития сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым необходимо
следовать. Они преодолевают ни один этап, когда с ними можно легко потерять
контакт. Эти этапы развития человека насыщены массой трудностей, переживаний и
кризисов. Поэтому важно, чтобы устойчивые черты характера, формы поведения,
способы эмоционального реагирования были сформированы вовремя.

Взаимосвязь социальной адаптации с
особенностями возрастных периодов детей, подростков представляет собой сложный,
многофакторно обусловленный процесс, требующий раскрытия закономерностей и
механизмов внутри этапов развития личности и среды ее обитания.

Полное взаимодействие целей и задач в
обучении и воспитании всех социальных институтов (семья, школа, учреждения
дополнительного образования, службы социальной помощи и защиты, здравоохранительные
и правоохранительные органы), направленных на своевременное изучение проблем,
возникающих в процессе социальной адаптации; и их предупреждение позволит
снизить процент дезадапрованных детей, подростков.

Социальная адаптация детей и подростков в
условиях постоянной и временной микросреды представляет собой разновидность
адаптации и является важнейшим фактором для самоутверждения самореализации
личности в период становления социального «Я».

В течение последних лет в решении проблем
детей, подростков отмечается усиление роли образовательных учреждений. Любое
государственное учреждение, в стенах которых оказываются дети, сталкивается с
множеством неразрешенных проблем, количество которых постоянно увеличивается. Согласно
мониторинговым исследованиям наибольшие трудности отмечают при решении
следующих проблем:

· проблемы
алкоголизма родителей, тяжелого материального положения, безнадзорность и, как
следствие, педагогическая запущенность детей, неготовность или нежелание
родителей заниматься полноценным воспитанием детей, педагогическая
безграмотность родителей;

· проблемы
детей, которые дезадаптированы по отношению к нормам социальной жизни и к жизни
в коллективе, не находят себе места в нормальном социуме.

Для решения данных проблем существует
несколько подходов. Особое внимание стоит уделить такой форме как
социально-педагогический комплекс.

Современный социально-педагогический
комплекс является определенным целостным образованием разнообразных средовых
факторов, структур, организаций учреждений, в результате целенаправленного и
более эффективного взаимодействия которых создаются более благоприятные условия
для жизнедеятельности людей, образования и воспитания детей. Это форма интеграции
педагогических и социальных целей, воспитательных сил, принципов, форм и методов
их единения. Так, в современном социально-педагогическом комплексе школьные и
производственные коллективы, вузы, учреждения культуры и медицины, общественные
организации, церковь взаимодействуют направленно.

Основные задачи социально-педагогического
комплекса:

· социально-педагогическая
поддержка детей и семей со специфическими нуждами (инвалидов, оставшихся без
попечения родителей, детей с ослабленным физическим или психическим здоровьем,
«группы риска» и т. п.);

· провести
раннюю диагностику, коррекцию и реабилитацию социально уязвимых категорий
детского населения;

· для
эффективного социального воспитания детей обеспечить необходимые условия по
месту проживания;

· скоординировать
усилия в работе с семьей и в микросоциуме;

· оказать
оперативную социальную помощь.

Основные функции социально-педагогического
комплекса позволяют:

· обосновать
и разработать целесообразные формы и методы социально-педагогической коррекции
условий семейного воспитания, здорового образа жизни функционально
несостоятельных семей;

· на
основе создания детских и семейных любительских объединений развить различные
виды физкультурно-рекреативной и культурно-досуговой деятельности детей,
подростков и их родителей;

· диагностировать
психологические и поведенческие особенности детей, подростков, их неформальных
объединений, неблагополучных семей;

· обосновать
научно-практически статус социально-педагогического комплекса как
межведомственного института воспитания с участием педагогов-организаторов и социальных
педагогов микрорайона, на практике осуществляющих художественно-творческую,
культурно-досуговую, воспитательно-профилактическую, оздоровительно-спортивную
работу с благополучными и неблагополучными детьми и семьями, неформальными
объединениями подростков микрорайона;

· организовать
путем комплекса средств и форм социально-терапевтической помощи просветительно-воспитательную
работу для жителей микрорайона;

· предоставить
условия для педагогической практики остальных педагогов, социальных психологов
– выпускников педагогических вузов;

· провести
сравнительное изучение структуры свободного времени благополучных и трудновоспитуемых
детей, и разработать специфические формы и средства приобщения первых к
активному личностно и социально значимому досугу.

К числу наиболее значимых направлений,
которые должны найти отражение в системе работы социально-педагогического
комплекса, можно отнести комплексную защиту оставшихся без попечения родителей
детей и семей, взявших на себя в той или иной форме ответственность за этих
детей, коррекционно-профилактическую работу с неблагополучными семьями. В связи
с этим деятельность всех субъектов социально-педагогического комплекса
предусматривает следующие взаимосвязанные направления:

· создание
воспитывающей среды в семье, формирование в микросреде социально значимых
групповых и коллективных норм поведения, ценностей и ориентации, являющихся
основой благоприятного психологического климата и сохранения референтной
значимости этого окружения для личности;

· социальная
реабилитация, которая предполагает в развитии личности ребенка или подростка
комплекс мер по преодолению асоциальных отклонений, их поведении, обеспечение
социально-психологической и социально-педагогической помощи;

· передачу
детям социального опыта в результате создания наиболее благоприятных условий
для самоактуализации личности в семье и ближайшем окружении, полноценной
самореализации и саморазвития; активизацию физического, эмоционального,
морального, интеллектуального направлений развития личности.

Разработанный проект
социально-педагогического комплекса «В гармонии» представляет собой центр
единого социокультурного пространства образовательного округа, позволяющий
стать общественно-активной без ущерба для основных функций.

На основе ресурсного взаимодействия
социальных партнеров инфраструктуры образовательного округа использоваться
разнообразные активные формы привлечения дополнительных ресурсов для изучения,
привлечения внимания структур государственной власти к проблемам местного
сообщества с целью создания оптимальных условий решения социально-значимых
проблем.

Таким образом, проект
социально-педагогического комплекса – это модель развития школы при тесном
взаимодействии с местным сообществом, реализуемое как в результате активного
участия в жизни сообщества (шефство, благотворительные акции, добровольческое
движение и т. д.), так и через превращение школы в центр общественной жизни, через
вовлечение местного сообщества в ее жизнь.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 1.1
Понятие социально-педагогического комплекса

В бурно меняющемся мире процесс
социализации подрастающего поколения, его социально-педагогическая адаптация
давно и по праву привлекает внимание педагогов и психологов, философов и
правоведов. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Е. Н. Ильин, Я.
Корчак, Ш. А. Амонашвили, многих других талантливых педагогов – все они,
отталкиваясь от собственного опыта, пытались выработать организационно-педагогическую
концепцию этого процесса, адекватную времени и социально-экономической
ситуации. Социальная адаптация всегда была потребностью личности, но в
образовавшейся ситуации социальной нестабильности, характеризующейся быстрым
темпом социальных изменений, сменой ценностных ориентиров, общей тенденцией к гуманизации
и демократизации, её значимость возросла [13].

Вместе с тем, современная
социально-экономическая и политическая обстановка не только не способствует, но
зачастую и препятствует процессу социализации, дезадаптируя детей и молодежь.

В настоящее время в
детско-подростковой среде отмечаются следующие негативные тенденции:

· снижение интереса
к получению общеобразовательных знаний;

· ослабление
ценностных ориентаций на честный труд как средство получения материальных и
духовных благ, стремление к приобретению этих благ нетрудовым путем;

· стремление выйти
из-под контроля взрослых;

· нарастание
ориентаций на образцы западного образа жизни;

· усиление культа
вещей;

· возрастание
случаев немотивированной жестокости;

· распространение
насилия, группового бандитизма;

· снижение
возрастного ценза приобщения к алкоголю, наркотикам;

· распространение
половой распущенности, проституции, порнографии.

Отклонения в поведении
ребенка зачастую являются результатом педагогической запущенности и
неблагоприятной окружающей среды в семье и образовательных учебных заведениях. В
результате ребенок реагирует грубостью, протестом, неповиновением, нежеланием
учиться и даже уходом из дома. Эти факты свидетельствуют о неспособности многих
детей к быстрой адаптации к новым меняющимся условиям, а также низком уровне
компетентности педагогических коллективов и руководителей образовательных
организаций в вопросах управления социальной адаптацией в условиях
общеобразовательных учебных заведений, отсутствием специализированных
учреждений для детей и подростков. Именно поэтому необходимо создавать педагогическую
структуру, которая бы смогла поставить ребенку «диагноз» (определить причины
социально-педагогической дезадаптации) своевременно и правильно, а также
предпринять все меры к его скорейшей реабилитации [14].

Сущность социального
опыта и особенности его формирования у детей и подростков в контексте
преемственности, который представляет многоуровневое психологическое единство когнитивного,
мотивационного и деятельностного компонентов его жизнедеятельности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы