Методика преподавания окружающего мира Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проект «Гремят салюты над страной» как средство формирования представлений о важных событиях из истории родного региона у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Сущность понятия формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Сущность и специфика организации проектной деятельности в начальных классах 11
1.3. Педагогические условия реализации проекта «Гремят салюты над страной» как средства формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «ГРЕМЯТ САЛЮТЫ НАД СТРАНОЙ»
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством проекта «Гремят салюты над страной» 35
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современное историческое образование и его влияние на становление гражданина России за последние десятилетия претерпело значительные изменения и преобразования, что связано с глобализацией социального развития. Социальная необходимость в инновационных подходах к формированию представлений о важных событиях родного края у детей младшего школьного возраста неуклонно растет.
Система начального образования, как общественный институт, обязана адекватно реагировать на потребности настоящего, вовремя направляя практическую деятельность учителей к поиску оптимальных путей повышения уровня формирования у младших школьников представлений об исторических важных событиях родного края. Проблеме изучения школьниками истории родного края уделяется все больше внимания (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), Концепция нового УМК по отечественной истории (2013 г.) и др.). Современная школа призвана развивать у детей необходимость воспринимать историко-культурные ценности, накапливать знания с истории родного края и использовать их как основу саморазвития и самореализации в социуме.
Изучение истории родного края в начальной школе – это процесс изучения учащимися исторических событий, фактов, которые непосредственно влияли на развитие общества, мировоззрение подрастающего поколения, воспитание гражданственности и любви к малой Родине. Изучение истории родного края начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, а не воспроизводимые, то есть, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений у детей младшего школьного возраста о любом историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлениями о современных событиях и явлениях.
Исследования специфики изучения истории родного края отображены в работах Л. Алексеевой, А. Вяземского, А. Зуева, Н. Карпушина, Н. Сапожниковой, И. Святченко, О. Стреловой, Т. Щегловой и др. Особенности исторического развития и становления ХМАО-Югра освещены в работах Е. Каргаполова, Н. Патрикеева, Д. Редина, Я. Солодкина, В. Цысь и др. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования представлений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения рассматривали Ю. Азаров, Ш. Амонашвили, Л. Бахмутова, Л. Выготский, А. Гладышев, А. Макаренко, Б. Неменский, С. Платонов, М. Студеникин, В. Сухомлинский, А. Чудинов, В. Шадриков и др. Методологию инновационного обучения младших школьников раскрывали в своих работах И. Иванов, Е. Ильин, С. Лысенкова, В. Караковский, В. Шаталов и др.
Несмотря на богатый опыт психолого-педагогических исследований и методические наработки современных ученых, проблема формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста полностью не решена как на общегосударственном уровне, так и на краевом.
Актуальность поднятой проблемы и недостаточная ее разработка в научно-теоретическом и методическом аспектах, потребности практики начальной школы обусловили выбор темы исследования «Проект «Гремят салюты над страной» как средство формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира».
Объект исследования: процесс формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия реализации проекта , направленного на формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством реализации проекта «Гремят салюты над страной».
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть сущность и специфику организации проектной деятельности в начальных классах.
3. Выявить педагогические условия реализации проекта, направленного на формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить уровень сформированности представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать и апробировать проект «Гремят салюты над страной» как средство формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, изучение учебно-методических, программных и нормативных материалов; изучение и обобщение педагогического опыта; разработка проекта «Гремят салюты над страной».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы составляет ??? страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ литературы позволил определить, что формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста – это создание у них конкретных исторических образов, явлений, фактов, которые сосредоточены в хронологическом и пространственном аспектах. Базовыми концептуальными принципами формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста являются: локализация во времени и пространстве; целостность и точность информационного материала.
Исследование научно-методических подходов к проектной деятельности позволило выявить сущность и специфику организации проектной деятельности в начальных классах, которые основываются на индивидуальном развитии учащихся и их потребностях в проектной деятельности; привлечении детей младшего школьного возраста к краяльной истории; расширении социально-культурного мировоззрения учащихся. кроме того, процесс формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста осуществляется при создании системы учебно-познавательной деятельности; тщательном отборе информации; целесообразном выборе форм и методов проектно-творческой деятельности; планомерном мониторинге уровня сформированности представлений о важных событиях из истории родного края.
Также в результате исследования были выделены основные педагогические принципы организации проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста, которые позволили определить педагогические условия реализации проекта «Гремят салюты над страной»: организационно-содержательное обеспечение; создание учебно-воспитательной среды на основе диалогического взаимодействия субъектов проектной деятельности; обеспечение индивидуального развития учащихся; применение инновационных педагогических технологий; мониторинга динамики формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста.
На основании проведенного анализа теоретических основ исследования была организована опытно-исследовательская работа цель которой состояла в определении исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста представлений о важных событиях из истории родного края и описании организации работы по их формированию.
Для проведения диагностического исследования были выделены критерии, показатели и уровни сформированности у детей младшего школьного возраста представлений о важных событиях из истории родного края. В результате анализа диагностического исследования был сделан вывод о недостаточном уровне сформированности представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста, что обосновало необходимость разработки проекта «Гремят салюты над страной», как средства по формированию представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста. Разработанный проект «Гремят салюты над страной» носит межпредметный характер и создан с целью способствовать повышению уровня историко-гражданской компетентности учащихся при изучении окружающего мира. Кроме того, в ходе проведения проектной деятельности учащиеся могут приобретать и расширять знания по различным предметам, что значительно расширяет их знания по истории родного края.
На основе полученных результатов работы можно сделать вывод, что метод проектов является средством эффективного и качественного формирования представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира. Кроме того, в процессе проектной деятельности учащиеся приобретают такие умения и навыки, как: самостоятельно находить способ получения знаний, формулировать вопросы к учителю с целью получения информации, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвижение собственной гипотезы. Также у учащихся развиваются стремление к творчеству и саморазвитию, желание и способность самостоятельно учиться.
Кроме того, ученики учатся отстаивать свое собственное мнение, одновременно находя компромисс, поддерживать других во время выступления, что способствует улучшению отношений в классном коллективе, формированию коммуникативных качеств ребенка.
Метод проектов позволяет детям младшего школьного возраста с интересом и увлечением изучать историю родного края, познавать новые, неизведанные факты, приобщаться к культуре своего народа, воспитывать в себе гражданскую ответственность и патриотизм, вместе с учителем подняться на более высокий уровень развития и поверить в свои возможности.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Сущность понятия формирование представлений о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста
Особенности формирования представлений о важных событиях из истории родного края учащимися младшей школы состоит в том, что этот процесс происходит в условиях социально-экономического кризиса общества, расширение социальной самостоятельности и инициативы личности. Это приводит критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формирует новые представления о своем будущем и будущем общества, приводит к переоценке как общечеловеческих, так и этно-национальных ценностей, поскольку новая ситуация в обществе меняет и традиционное отношение ко многим историческим фактам. Особенно это касается изучения младшими школьниками истории родного края, изучение которой значительно нивелировалось в начале постсоветского периода [20, с. 55-87]. Такая ситуация определяет актуальность изучения проблемы формирования у детей младшего школьного возраста представлений о важных событиях из истории родного края, что непосредственно влияет на мировоззрение новых поколений граждан России.
Одним из главных направлений гуманизации процесса обучения является превращение взаимодействия субъектов учебного процесса в средство формирования, развития и саморазвития их личностей. В. Сухомлинский подчеркивал, что личность ребенка – больше результат саморазвития, чем регулируемого развития, механизмом содействия этому является интеграция воздействия взрослого и самоактивности ребенка с преобладанием последней [36, с. 68, 152-173].
Это утверждение В. Сухомлинского, правильное для любых субъектов взаимодействия в процессе обучения. Только те научные концепции, которые предлагают субъектам учебного процесса психолого-педагогические механизмы формирования осознанности полученных знаний и приобщение ребенка к процессу самосовершенствования и самореализации, могут считаться гуманистическими независимо от наличия или отсутствия в них этого названия [36, с. 201-206, 547-591]. Опираясь на позиции современной педагогической науки и, исходя из задач исследования, необходимо конкретизировать современные подходы к определению сущности понятия «формирование представлений о важных событиях из истории родного края» у детей младшего школьного возраста.
В психологической науке понятие «представление» Л. Выготским рассматривается как комбинирующая или творческая деятельность, которая не воспроизводит впечатления, однажды испытанные человеком, а как возобновление следа от прежних внешних раздражений, о которых он имеет только свое представление, свой образ, свою картину [5, гл.: III, VII, IX, XIX]. Л. Выготский утверждает, что представление – это основа всякой преобразующей деятельности и одинаково проявляется во всех сферах жизнедеятельности, основываясь на психологических механизмах воспроизведения в сознании ранее пережитых восприятий, образов, предметов.
С. Дружинин связывает представление со способностью к преобразованию знаний, как общей способностью, которой присуща мотивация к самоактуализации и интеллектуально-творческой активности [8, с. 19-25, 44-59, 77-158]. В толковом словаре русского языка С. Ожегова понятие «представление» определяется как «знание, понимание чего-нибудь о предмете» [26, с. 1444]. В. Юрчук определяет представление как психологический процесс, который отображается в конструировании-построении различных образов-моделей, «как средств-приемов конечной результирующей деятельности-активности индивида»; в программировании влияния на поведение; в конструировании образов, моделей, которые не задают активность личности, а заменяют, например, ее деятельность [41, с. 84].
Следовательно, понятие «представление» о важных событиях из истории родного края у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира следует рассматривать с точки зрения мыслительных способностей человека к представлению тех или иных образов исторических событий, фактов, которые были изучены в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Как и мышление, представление тех или иных образов, событий, явлений принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер мыслительной деятельности. Такой процесс отображения в памяти полученной ранее информации определяется, как процесс познания действительности через образное представление конкретных понятий [2, с. 25-158]. Под образом нередко понимается элемент или часть целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Образ – субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.) [2, С. 176-258].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы