Курсовая с практикой Экономические науки Стратегический менеджмент

Курсовая с практикой на тему Процесс стратегического преобразования организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ НАСОСОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 5
1.1 Стратегический анализ отрасли насосостроения на федеральном и региональном уровнях 5
1.2 Оценка степени изученности проблем стратегического планирования в системе стратегического менеджмента 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ГМС ЛИВГИДРОМАШ» 22
2.1 Экономико-организационная характеристика АО «ГМС Ливгидромаш» 22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 24
2.3 Анализ системы стратегического менеджмента в АО «ГМС Ливгидромаш» 34
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АО «ГМС ЛИВГИДРОМАШ» 38
3.1 Разработка паспорта корпоративной стратегии развития предприятия 38
3.2 Предлагаемая модель стратегического планирования на предприятии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В сегодняшней действительности, когда предприятия находятся в условиях активно меняющейся нестабильной внешней среды и колебаниях потребительского спроса, современным инструментом управления развитием организации становится методология стратегического управления. Появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных систем и технологический прогресс приводят большинство компаний к необходимости постоянного совершенствования стратегических направлений для эффективного функционирования и оперативной адаптации в меняющихся условиях.
Многие предприятия, имеющие в своем распоряжении необходимые ресурсы и интересные решения так и не добиваются успеха именно из-за неграмотной организации управленческой деятельности просто «распыления» своих сил в стремлении достичь реально недостижимых целей. В связи с этим возникает необходимость целенаправленной концентрации сил компании в соответствии с правильно выбранной стратегией.
Сегодня становится, очевидно, что при быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительного результата, не планируя последовательных действий и соответствующих последствий. В связи с этим тема данной работы представляется особо актуальной и предусматривает проведение анализа стратегического планирования организации.
Рынок насосостроения неоднородный и представлен в первую очередь рядом небольших компаний, которые строят свой бизнес на интересах аудитории. Для укрепления своих позиций и сохранения устойчивого положения важную роль играет стратегическое планирование.
Цель исследования является разработать стратегию развития компании.
Цель исследования обусловила поставленные задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия;
— дать характеристику объекта исследования АО «ГМС Ливгидромаш»;
— провести анализ рынка насосостроения;
— изучить основные конкурентные преимущества АО «ГМС Ливгидромаш»- провести swot — анализ;
— разработать методические рекомендации по формированию стратегии развития АО «ГМС Ливгидромаш»;
— оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является АО «ГМС Ливгидромаш».
Предметом исследования является формирование аспектов стратегии развития АО «ГМС Ливгидромаш».
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнение, анализ статистических данных, описание, литературный обзор.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Российский рынок насосов перспективно развивается. В период с 2015 по 2018гг. отрасль насосостроения сумела достичь роста показателей в стоимостном и натуральном выражении, это во многом объясняется ростом спроса на насосной продукции со стороны активных потребителей насосов на отечественном рынке. Отечественные насосостроительные предприятия успешно конкурируют с лидирующими мировыми организациями, где цена во многом является главным конкурентным преимуществом российского производителя. Поэтому опасение вызывает рост цен на отечественные насосы и насосное оборудование, вызванный удорожанием сырья и энергоносителей. Увеличивая стоимость продукции без изменения качества, конкурентоспособность отечественных производителей может снизиться.
Региональный уровень насосостроения представлен инжиниринговым холдингом АО «Группа ГМС», располагающемся в городе Ливны и являющимся градообразующим предприятием. В качестве предложения по развитию отрасли в регионе можно сформулировать рекомендацию по диверсификации производства с акцентуализацией на производстве продукции, необходимой в рамках государственной политики по импортозамещению, в частности, в части насосных агрегатов для нефтяной и нефтехимической отраслей.
Так как деятельность предприятия является достаточно эффективной, то было рекомендовано деятельность отдела маркетинга направить на достижение новых горизонтов развития с помощью разработки нового вида производимой продукции.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности, заключающиеся в создании новой ассортиментной группы производства, будут способствовать расширению рынков сбыта, увеличению объема продаж и устойчивому экономическому росту АО «ГМС Ливгидромаш».

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В сегодняшней действительности, когда предприятия находятся в условиях активно меняющейся нестабильной внешней среды и колебаниях потребительского спроса, современным инструментом управления развитием организации становится методология стратегического управления. Появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных систем и технологический прогресс приводят большинство компаний к необходимости постоянного совершенствования стратегических направлений для эффективного функционирования и оперативной адаптации в меняющихся условиях.
Многие предприятия, имеющие в своем распоряжении необходимые ресурсы и интересные решения так и не добиваются успеха именно из-за неграмотной организации управленческой деятельности просто «распыления» своих сил в стремлении достичь реально недостижимых целей. В связи с этим возникает необходимость целенаправленной концентрации сил компании в соответствии с правильно выбранной стратегией.
Сегодня становится, очевидно, что при быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительного результата, не планируя последовательных действий и соответствующих последствий. В связи с этим тема данной работы представляется особо актуальной и предусматривает проведение анализа стратегического планирования организации.
Рынок насосостроения неоднородный и представлен в первую очередь рядом небольших компаний, которые строят свой бизнес на интересах аудитории. Для укрепления своих позиций и сохранения устойчивого положения важную роль играет стратегическое планирование.
Цель исследования является разработать стратегию развития компании.
Цель исследования обусловила поставленные задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия;
— дать характеристику объекта исследования АО «ГМС Ливгидромаш»;
— провести анализ рынка насосостроения;
— изучить основные конкурентные преимущества АО «ГМС Ливгидромаш»- провести swot — анализ;
— разработать методические рекомендации по формированию стратегии развития АО «ГМС Ливгидромаш»;
— оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является АО «ГМС Ливгидромаш».
Предметом исследования является формирование аспектов стратегии развития АО «ГМС Ливгидромаш».
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнение, анализ статистических данных, описание, литературный обзор.

 

Список литературы:

 

1 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ НАСОСОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Стратегический анализ отрасли насосостроения на федеральном и региональном уровнях

Насосостроение является одной из важнейших подотраслей машиностроения. Без насосов невозможно осуществление технологических процессов почти ни в одной отрасли народного хозяйства. В настоящее время насосы выпускают более 200 предприятий, в том числе непосредственно в России — 147 предприятий, в то время как в 1990 году в СССР насосы выпускало 78 предприятий, 52 из них — на территории Российской Федерации. Непосредственно на предприятиях насосостроения России задействовано более 30 тысяч человек. Практически такое же количество людей трудится и в насосном сервисе. Это фирмы и предприятия, которые торгуют насосным оборудованием, собирают насосные агрегаты из комплектующих изделий, занимаются пуско-наладочными работами, ремонтом, предпродажной подготовкой и информационным обслуживанием.
Говоря о размерах отрасли, можно сказать, что российский рынок насосного оборудования продолжает расти. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, его объем достигает 800 миллионов евро. Из них 13-16% приходится на энергоэффективные решения.
Объем российского рынка насосного оборудования достиг 800 млн. евро. Анализ рынка насосов, проведенный аналитиками IndexBox Russia, показал, что отрасль растет на протяжении последних трех лет. В частности, в 2017 году рост составил 10% в натуральном и 21% в стоимостном выражении. Объем производства насосов в России Российский рынок насосов и насосного оборудования, объем которого в 2017 году составил 205 млрд. руб. (рост на 21% по сравнению с 2016 годом), можно разделить на две большие группы: первую составляют насосы для бытовых нужд и водного хозяйства, вторую — разнообразные промышленные и строительные насосы. Также последние 2 года темпы роста у предприятий — производителей насосов более высокие, чем в целом по машиностроению.
Наиболее уверенный рост демонстрирует сегмент частных домов, представленный в основном китайскими производителями — на их долю приходится до 72% продаж в штуках. Доля европейских компаний составляет 25%, российских — 3%.
Совсем иная ситуация складывается в сегменте коммерческих и промышленных зданий. Здесь доминируют европейские производители (78%), китайские компании занимают 20% рынка, российские — 2%.
Особое место на российском рынке насосного оборудования отводится энергоэффективным решениям, отмечают эксперты. Сейчас в общем объеме продаж доля продуктов, отвечающих высшему европейскому классу IE4, сравнительно невелика — 13-16%.
Более 96% продаж приходится на долю насосов и подъемников для перекачки жидкостей.

Рисунок 1.1 – Продажи насосов в России в 2014-2018 гг.

Рассматривать тенденции развития отрасли можно по данным «Анализа рынка насосов в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, начиная с 2014 г наблюдался ежегодный рост их продаж в стране, несмотря на ухудшения макроэкономической обстановки в стране, снижение инвестиционной активности, рост стоимости импортной продукции из-за ослабления российской валюты по отношения к доллару. В 2018 г продажи состав 129,3 млн. шт., что выше значения 2014 г более чем в 2 раза. Рост продаж по категории в целом обуславливался ростом продаж по виду «насосы и подъемники для перекачки жидкостей, в частности ручных (помпы) и объемных возвратно-поступательных насосов». Подобные насосы широко применяются в быту и достаточно быстро выходят из строя.
Насосы и подъемники для перекачки жидкостей преобладают в структуре продаж: в 2018 г на их долю приходилось 96,3% продаж по категории в целом, на воздушные насосы – 3,3%, на вакуумные насосы – менее 1%.
Говоря о перспективах роста отрасли, можно сказать, что в 2019-2023 гг, по нашим прогнозам, тенденция роста продаж сохранится. Продажи насосов в России будут демонстрировать ежегодный рост убывающим темпом в пределах 6,2-17,4%. В 2023 г продажи составят 215,5 млн шт, что будет больше значения показателя 2018 г на 66,6%. Рост продаж станет возможным благодаря следующим факторам: замена некачественных насосов, быстро выходящих из строя, в частности, ручных помп; необходимость замены давно функционирующих технологичных насосов, которая была отложена из-за кризисных изменений в экономике; стабзация российской экономики и курса рубля к доллару; восстановление потребительского спроса на насосное оборудование. [17].
Позиции отечественных производителей традиционно сильны в сегменте промышленных и строительных насосов, в то время как сегмент насосов для бытового использования все активнее осваивается зарубежными поставщиками, прежде всего китайскими. Основной объем продаж насосов приходится на водное хозяйство, энергетику и нефтегазовую сферу. Поскольку насосы существенно различаются по своим размерам и стоимости, то анализ структуры потребления по отраслям приведен в стоимостном выражении.
Лидером в потреблении насосного оборудования является нефтегазовая отрасль (52,3%), включающая в себя добычу, транспортировку и переработку нефти и газа. Насосы для водного хозяйства (в эту группу нами объединены погружные скважинные насосы, вибрационные насосы для домовладений, насосы для водоснабжения и ЖКХ), в 2015 году занимало на российском рынке насосного оборудования долю в 22,8%. Значительная часть насосов потребляется энергетикой (7,2%), на оставшиеся отрасли приходится 17,7% [12].
На рынке насосного оборудования можно выделить 3 крупных сегмента:
 бытовой,
 строительный,
 промышленный.
По статистике, самую большую часть рынка занимают строительные и промышленные насосы, они составляют около 70–75% объемов рынка, в то время как бытовые и промышленные насосы получ лишь 25–30% рынка.
Потребность в новом насосном оборудовании неизменно растет по всему миру. Анализируя, чем же вызвана такая необходимость насосов в развитых и развивающихся странах, ученые, аналитики пришли к выводу, что если для первых такая потребность вполне обоснована необходимостью энергосбережения и жесткими экологическими требованиями, то вторые отмечены – быстрым ростом населения, недостатком чистой питьевой воды, индустриализацией.
Среди проблем отрасли насосостроения на федеральном уровне можно назвать следующие:
1. Высокая доля импорта техники на внутреннем рынке России.
2. Отсутствие ориентиров по объемам производства в России не позволяют осуществлять требуемое планирование производства.
3. Низкий уровень развития производства ключевых узлов и компонентов снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции.
4. Производственные мощности большинства заводов требуют модернизации.
5. Укрепление курса рубля снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
6. Декларирование (не сертификация) импортной техники по техническому регламенту ТС № 010/2011 позволяет выпускать на российский рынок низкокачественную и небезопасную технику по демпинговым ценам (китайскую, индийскую и др.).
7. Высокие издержки по транспортировке техники в Сибирь и на Дальний Восток.
При анализе структуры и масштабов конкуренции, а также стратегических групп, можно сказать, что конкуренция на внешних рынках погружных насосов существует давно. Ее можно рассматривать в различных аспектах, представленных на рисунке 1.2.
Состояние внешней торговли погружными насосами оказывает существенное влияние на развитие исследуемой подотрасли. Реальную угрозу для нее представляют зарубежные производители погружного насосного оборудования, такие как Oil dainemix, Rada Lamp, Grundfos, Wilo, Espa, Jardino, Nocchi, Pedrollo, Speroni, Dab.
Особенностью регионального рынка Орловской области насосостроения является то, что его насосостроительные предприятия расположены лишь в отдельно взятых регионах, поэтому они реализуют функции по наполнению не только внутреннего регионального, но и внешнего рынка. На данный момент отрасль насосостроения в Орловской области представлена лишь одним предприятием АО «ГМС Ливгидромаш», которое представляет собой самое крупное предприятие среди ближайших областей и является основой развития отрасли.

 

 

Рисунок 1.2  Аспекты конкуренции на рынке насосостроения

Производством насосов в Орловской области занимаются следующие предприятия, которые все входят в одну корпорацию – инжиниринговый холдинг АО «Группа ГМС»:
1. АО «ГМС Ливгидромаш».
2. ООО «Ливнынасос».
3. ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения».
4. ООО «Гидромаш».
5. ООО «Научно-технический центр ГМС Ливгидромаш».
6. ООО «ТД Гидромаш».
7. ООО «Аквалив».
8. ООО «Энергомашсервис».
Все эти компании расположены в одном городе — городе Ливны, для которого насосостроение является градообразующей отраслью.
Потребителей насосной продукции регионального уровня можно классифицировать по двум критериям: 1) принадлежность к отрасли народного хозяйства; 2) распределение по федеральным округам и на экспорт.
Структура потребления насосной продукции по отраслям на рынке насосостроения в Российской Федерации представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 — Наиболее активные потребители насосной продукции на рынке насосостроения в Российской Федерации в 2018 г.

Из рисунка 1.3 видно, что наибольшую долю среди потребителей составляют предприятия в сфере добычи твердых полезных ископаемых. Также велика доля предприятий, занятых в сфере добычи нефти. Тройку самых активных потребителей насосов на отечественном рынке замыкают хозяйствующие субъекты в сфере химической промышленности.
Система сбыта по отраслям народного хозяйства насосная продукция региональных насосостроительных предприятий в 2018 г. распределялась согласно таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Распределение насосной продукции региональных предприятий по отраслям [12]
Отрасли Объём реализации за 2018 г., руб. Доля в объёме реализации, %
Другие отрасли 1 259 659 869 51,299
Посреднические организации 850 901 512 34,653
Машиностроение и металлообработка 163 225 602 6,647
Жщно-коммунальное хозяйство 37 050 065 1,509
Дилеры 32 260 395 1,314
Морской транспорт 30 286 660 1,233
Нефтеперерабатывающая отрасль (включая нефтехимию) 26 646 909 1,085
Нефтедобывающая промышленность 12 965 057 0,528
Промышленность стройматериалов 12 325 594 0,502
Химическая промышленность 8 907 461 0,363
Пищевая промышленность 6 962 231 0,284
Добыча полезных ископаемых 4 782 293 0,195
Металлургия 4 271 177 0,174
Энергетика 3 826 545 0,156
Сельское хозяйство 573 777 0,023
Угольная промышленность 484 837 0,020
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 396 979 0,016
Итого 2 455 526 962 100

На основании приведенной таблицы можно сказать, что наиболее крупными потребителями насосной продукции предприятий насосостроения Орловской области являются другие отрасли (51,3%), и посреднические организации (34,65%).
Потребители продукции по принадлежности к федеральным округам и на экспорт распределяются согласно таблице 1.2.
Из таблицы следует, что Центральный округ занимает лидирующее место среди потребителей насосостроительных предприятий регионального уровня, как по количеству, так и по объему реализации насосной продукции. Кроме этого, по объему реализации наиболее значимыми округами для АО «ГМС Ливгидромаш» являются Приволжский и Сибирь.
За 6 месяцев 2018 года в Орловской области предприятиями отрасли машиностроения отгружено продукции на сумму 14,5 млрд. рублей, это 107% к 6 месяцам 2017 года.
В настоящее время доля сектора составляет свыше 30% в общем объеме обрабатывающих производств области. Современное состояние дел в области эксплуатации насосного оборудования на региональном уровне характеризуется следующими тенденциями:

Таблица 1.2 – Распределение продукции региональных насосостроительных предприятий по федеральным округам и на экспорт [16]
Федеральный округ, экспорт Количество единиц насосного оборудования Объём реализации за 2018 г., руб. Доля в количестве единиц, % Доля в объёме реализации, %
Центральный 387 177 1 231 651 232 61,2 50,16
Приволжский 83 339 221 895 605 13,2 9,04
Сибирь 37 330 130 583 668 5,9 5,32
Северо-Запад 33 686 288 167 281 5,3 11,74
Экспорт СНГ 23 950 232 792 589 3,8 9,48
Южный 23 179 119 356 871 3,7 4,86
Урал 21 123 121 880 744 3,3 4,96
Дальний Восток 13 538 58 103 595 2,1 2,37
Северо-Кавказский 8 543 18 528 067 1,4 0,75
Экспорт 948 32 548 630 0,1 1,33
Итого 632 813 2 455 508 282 100 100

 большая часть отказов оборудования происходит по причине его неудовлетворительного состояния;
 отсутствие государственного финансирования модернизации и реконструкции устаревшего оборудования определяет существенное отставание его уровня от зарубежного;
 ненадежная работа насосного оборудования обусловлена также неоптимальными режимами его работы: большинство насосов годами работают на подачах, равных 50–60 % номинальных с завышенными напорами, а на пусковых режимах – на 10–15 % нагрузок.
Рассматривая структуру отраслевых издержек можно выделить основную статью расходов — послеэксплуатоционное обслуживание насосов. Данная статья расходов достигает до 30% у большинства ведущих предприятий отрасли. В первую очередь это связано с техническими особенностями конструкций.
Рассматривая факторы успеха, а также факторы решения выше перечисленных проблем и развития насосостроения на региональном уровне и повышения конкурентоспособности продукции необходимо применить следующие меры:
 реализации временных антикризисных мер поддержки;
 временнойтаможенной защиты внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленной на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий;
 стимулирования процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества;
 стимулирования отраслевых НИОКР и/ приобретения ключевых «ноу-хау» для разработки и освоения производства новых современных образов продукции, что позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и знаительно расширить присутствие на внешних рынках.
Таким образом, российский рынок насосов перспективно развивается. В период с 2015 по 2018гг. отрасль насосостроения сумела достичь роста показателей в стоимостном и натуральном выражении, это во многом объясняется ростом спроса на насосной продукции со стороны активных потребителей насосов на отечественном рынке. Отечественные насосостроительные предприятия успешно конкурируют с лидирующими мировыми организациями, где цена во многом является главным конкурентным преимуществом российского производителя. Поэтому опасение вызывает рост цен на отечественные насосы и насосное оборудование, вызванный удорожанием сырья и энергоносителей. Увеличивая стоимость продукции без изменения качества, конкурентоспособность отечественных производителей может снизиться. Региональный уровень насосостроения представлен инжиниринговым холдингом АО «Группа ГМС», располагающемся в городе Ливны и являющимся градообразующим предприятием. В качестве предложения по развитию отрасли в регионе можно сформулировать рекомендацию по диверсификации производства с акцентуализацией на производстве продукции, необходимой в рамках государственной политики по импортозамещению, в частности, в части насосных агрегатов для нефтяной и нефтехимической отраслей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы