Курсовая с практикой на тему Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи 3 уровня у детей 6-7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности речевого развития дошкольников с ОНР 6
2. Методические разработки логопедической работы по коррекции речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 16
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 29
Введение:
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем психолого-педагогической коррекции – это проблема нарушения речевого развития детей дошкольного возраста, а также работа по своевременной коррекции нарушений речи. В наше время значительно возросло количество указанной формы нарушения психического развития дошкольников. В связи с этим существует постоянная потребность в изучении теории и усовершенствовании практики коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в речевом развитии. Среди многообразия видов речевых аномалий особое место занимает общее недоразвитие речи, включающее, в частности, нарушение нормального формирования лексико-грамматической стороны речевой системы.
Аспекты развития лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи представлены в работах М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичевой. Авторы полагают, что при общем недоразвитии речи развитие лексико-грамматического строя проходит с большими затратами энергии, чем изучение словаря. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Лексико-грамматическая сторона речи в своей неразрывности представляет структуру, каркас языка. Развитие словаря и грамматического строя является необходимым условием для формирования у детей полноценных представлений о речеязыковой системе в целом.
Проблема развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовалась Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и другими. В исследованиях раскрыты вопросы организации работы, методики формирования лексико-грамматической стороны речи, показаны различные средства и приемы развития речи. Как указывают в своих работах современные авторы, формирование лексико-грамматической стороны речи – это одна из фундаментальных задач речевого развития детей.
По мнению исследователей и практиков дошкольного образования, необходимо говорить о недостаточном внимании к проблеме формирования смыслового компонента речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Также отмечается, что для предупреждения в перспективе школьной дезадаптации требуется научно обоснованная психолого-педагогическая программа коррекции процесса формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: рассмотреть особенности речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и особенности коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Рассмотреть особенности коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологические основы исследования. Теория И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Учение Л.С. Выготского о высших психологических функциях, о структуре дефекта. Труды С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой, Л.В. Сахарного, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнарович, Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, Г.Р. Шашкиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, в которых раскрываются вопросы развития речи. Работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, предлагающих различные методики коррекционной работы по преодолению особенностей лексико-грамматической стороны речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и ее значимости в психическом и социальном развитии личности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе исследования, позволяют определить содержание коррекционной работы, направленной на формирование лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представленные материалы могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей дошкольного возраста.
Заключение:
Общее недоразвитие речи – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом расхождения становятся все более заметными.
Развитие дошкольников с ОНР в целом подчиняется тем же законам, что и развитие дошкольников с нормальным речевым развитием. Но имеются определённые особенности. Специфика развития дошкольников с ОНР касается, прежде всего, речевого развития и, в частности, формирования лексико-грамматической стороны речи. Дети с ОНР неспособны, как их сверстники с нормальным речевым развитием, овладевать ею спонтанно.
Дети с ОНР не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при усвоении, лексика не точна по значению.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом
Данная категория дошкольников нуждается в специально организованных логопедических занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Фрагмент текста работы:
Особенности речевого развития дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Под общим недоразвитием речи понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.