Курсовая с практикой на тему Процесс концентрации продавцов на отраслевом рынке и её показатель
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ.. 4
1.1 Сущность
процессов концентрации рынка и их последствия. 4
1.2 Система количественных показателей концентрации. 6
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ КОНЦЕНТРАЦИИ НА РОССИЙСКИХ ОТРАСЛЕВЫХ
РЫНКАХ.. 14
2.1 Подходы ФАС по регулированию процессов концентрации
на отраслевых рынках. 14
2.1 Регулирование процессов концентрации на российском
рынке в субъектах РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 21
Введение:
Актуальность исследования процессов концентрации на отраслевых рынках обусловлена
тем, что данные процессы способны оказывать значительное влияние на общество,
потребителей, региональную и национальную экономику. Концентрация на рынке
влияет на уровень конкуренции, поведение игроков рынка и в конечном счете
отражается на потребителях. Для оценки концентрации применяется ряд индексов,
однако каждый индекс имеет свою специфику и границы применения. Кроме того, не
все выводы о концентрации можно сделать только на основании индексов. Все это
говорит о необходимости более детального изучения данного вопроса.
Целью работы является рассмотрение процессов
концентрации продавцов на отраслевом рынке и ее показателей.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие
задачи:
— изучить сущность процессов концентрации и их
последствия;
— рассмотреть систему количественных показателей
концентрации;
— проанализировать подходы ФАС по регулированию
процессов концентрации на отраслевых рынках;
— рассмотреть регулирование процессов концентрации
на российском рынке в субъектах РФ.
Теоретико-методологическую основу работы
составляют такие методы как анализ, синтез, сравнение, аналогия. Информационную
базу исследования составляют тексты нормативно-правовых актов, публикации ФАС,
специальная литература.
Структура работы включает введение, основную
часть из двух глав, каждая из которых имеет по два параграфа, заключения и
списка использованных источников.
Заключение:
Рост концентрации на рынке может привести к ограничению конкуренции падению
эффективности производства, росту издержек и цен, но может и нести выгоды для
фирм, общества и потребителей в виде экономии на издержках производства из-за
эффекта масштаба, технологического прорыва из-за аккумуляции ресурсов и др. Для
количественного анализа концентрации разработан ряд показателей, в том числе
такие, которые позволяют провести комплексный анализ уровня концентрации в
отрасли. Наиболее распространенными в антимонопольной практике являются индекс
концентрации, рассчитанный по нескольким ведущим фирмам отрасли, и индекс
Херфиндаля-Хиршмана. Также широко используются индекс Линда я определения
олигополистического ядра отрасли, коэффициенты Розенблюта, Лернера, Джини. Для
оценки положительного, либо негативного влияния концентрации необходимо
руководствоваться не только количественными индикаторами, но и проводить качественные
оценки, именно таким образом действуют государственный антимонопольные органы.
В РФ наблюдается высокая концентрация в ряде
отраслей экономики, обусловленная высокой ролью государства в экономике, а
также слабостью сферы предприятий малого и среднего бизнеса. Государством
реализуются программы по развитию конкуренции и предотвращению негативных
последствий концентрации на рынках. Основная
часть сделок, подконтрольных ФАС получает одобрение, лишь немногая часть
блокируется. В некоторых случаях сделка разрешается даже при установлении
доминирующего влияния фирмы, но с выполнением предписаний ФАС по развитию
конкуренции. Ключевую роль в таких случаях имеют планы фирмы, которые
оцениваются положительно, если совпадают со стратегическими интересами России в
сфере развития национальной экономики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ 1.1Сущность процессов
концентрации рынка и их последствия
Уровень концентрации
рынка в значительной степени влияет на уровень монопольной власти фирм на
рынке. Конечно, концентрация является не единственных фактором, который влияет
на поведение фирм на рынке и их рыночную власть. Нередко встречаются ситуации,
когда даже при высокой концентрации фирма не имеет монопольной власти, а
уровень концентрации обусловлен объективными причинами (высокими издержками,
наличием специфических ресурсов и др.). Однако, с другой стороны, оценка
концентрации рынка – это базовый показатель, отправная точка анализа условий
конкуренции на рынке.
Уровень концентрации
непосредственно зависит от количества фирм, действующих на рынке и от их
размеров. Концентрация тем выше, чем меньше фирм действует на рынке. Если в
отрасли будут действовать несколько фирм с примерно одинаковыми долями рынков,
то концентрация будет ниже чем, если их размеры будут отличаться. При высоком
уровне концентрации фирмы сильнее зависят друг от друга. Высокий уровень концентрации
подталкивает компании к сотрудничеству, согласованию и координации своих
действий, сговору. По этой причине на высоконцентрированных рынках уровень
конкуренции снижается. Исследования американского ученого Дж. Бэйна показывают,
что с ростом концентрации увеличивается прибыль фирм. На основании эмпирических
данных по 42 отраслям американской промышленности, Дж. Бэйн показал, что при
индексе концентрации по восьми фирмам отрасли (С8) более 70%,
средняя прибыльность будет выше, чем при уровне концентрации менее 70%[1]. [1] Поведение фирмы на товарных рынках // Лекции НОУ ИНТУИТ. URL: https://intuit.ru/studies/courses/1071/193/lecture/5026?page=4