Курсовая с практикой Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Проблемы взаимоотношения центральных и региональных органов государственного управления (на примере Московской области)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7

1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе 7

1.2. Современное административно-территориальное устройство РФ 9

Глава 2 Осуществление взаимодействия государственных властей в субъекте Российской Федерации (Московской области) 21

2.1 Региональная специфика Московской области, обуславливающая особенности взаимодействия государственных властей между центром и субъектом 21

2.2 Правовая основа взаимодействий государственных властей между центром и субъектом в Московской области 30

2.3 Организация взаимодействия государственных властей Московской области в отдельных отраслях экономической и социальной жизни региона 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44

  

Введение:

 

Актуальность темы работы обусловлена рядом проблем, возникающих в процессе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные проблемы возникают из-за неспособности норм Конституции Российской Федерации и Федеральных законов обеспечивать и регулировать эффективное развитие федеративных отношений. Соответственно встает вопрос о необходимости разработки механизмов разрешения проблем разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, следующими обстоятельствами:

— множество проблем, связанных с используемым в данной сфере понятийным аппаратом;

— отсутствие единого концептуального подхода к принципам разграничения полномочий между соответствующими органами по предметам совместного ведения;

— несоответствие действующей Конституции РФ, а точнее отдельных ее норм, складывающейся практике;

— отсутствие четко определенных законодательных норм, регулирующих разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами;

— существующими проблемами в определении пределов законодательного и договорного способов разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Актуальность и теоретическая разработанность темы позволили определить объект и выделить предмет исследования.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления интересовали многих ученых – как специалистов в сфере государственного и муниципального управления, так и социологов, юристов, экономистов, политологов и философов. Впервые они подробно были затронуты еще в трудах В. М. Гессена, Н.М. Коркунова, А.Г. Михайловского, М.И. Свешникова и других.

В актуальный период научным исследованиям в сфере различных подходов к теории, правовому регулированию и организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления были посвящены труды С.А. Авакьяна, И.Н. Барцица, Л. Ф.Болтенковой, И.В. Выдрина, В.Г. Игнатова, Н.А. Игнатюк, Т.А. Козловой, О.Е. Кутафина, И. И. Овчинникова, Н.Л. Пешина, С.Г. Пилипенко, Н.В. Постового, А.С. Прудникова, Ю.А.Тихомирова, В.Е. Чиркина, К.Ф. Шеремета и мн. др.

Несмотря на значительный вклад перечисленных и других ученых в исследование данной проблематики следует отметить, что вопросам регулирования взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов на уровне субъектов федерации уделялось значительно меньше внимания, особенно это касается комплексных исследований в данной области. Следует отметить в данной связи диссертационные исследования С. И. Попова [32,c.121], С. Р. Зариповой [27,c.182] и О.А. Сомовой[34,c.199], однако в целом число исследовательских работ в данной сфере весьма невелико.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия органов государственной власти центра и субъектов в Российской Федерации и в целом и отдельном её субъекте – Московской области.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие данное взаимодействие и практика их реализации в Московской области.

Цель исследования – на основании проведенного исследования выявить закономерности функционирования системы взаимодействия органов государственной власти субъектов и центра и общественно-политических институтов, обнаружить имеющиеся проблемы и выработать предложения по их решению.

Задачи исследования сформулированы в соответствии с поставленной целью исследования следующим образом:

 определить взаимодействие как форму взаимоотношений органов государственной власти отдифференцировать его от иных форм таких взаимоотношений;

 изучить основы правового регулирования взаимодействия государственной власти на федеральном уровне;

 рассмотреть специфику исследуемого региона – Московской области – как объекта государственного управления;

 исследовать правовые и организационные основы взаимодействия государственных властей в регионе;

 рассмотреть практический аспект реализации взаимодействия государственных властей Московской области в ряде конкретных сфер деятельности;

Методы исследования избирались в соответствии с поставленными задачами. Из общенаучных исследовательских методов в работе применены методы научной абстракции, анализа и синтеза, дедукции и индукции, классификации. Из специальных методов отдельных отраслей наук выбраны к применению методы: формально-юридический, как составляющий обязательную ступень в научном познании права и государства, сравнительно-правовой, историко-правовой, а также методы прогнозирования и статистического анализа.

Теоретическая основа исследования представлена трудами специалистов в сфере управления, экономики и права: В.Н. Алфимцева, О.А. Бабошина, В.А. Баранчикова, И. Н. Барцица, М.Ф. Гацко, А.Н. Дементьева, Н.В. Колосова, С.А. Коршунова, А.Н. Костюкова, П. М. Курдюка, Н.А. Михалёвой, И. И. Овчинникова, А.А. Сергеева, А.А. Уварова и других, указанных в библиографии работы.

Нормативную основу исследования составляют Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция, Федеральные законы Российской Федерации (Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие), подзаконные нормативные и ведомственные акты Российской Федерации, законы, подзаконные акты и иные нормативные акты Московской области (Закон Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», Закон Московской области от 08.11.2017 № 187/2017-ОЗ «О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области», Закон Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и т.д.), законы иных субъектов РФ.

Практическая значимость работы обосновывается применением проведенной исследовательской работы к формированию конкретных предложений по совершенствованию правовых и организационных механизмов взаимодействия муниципальных и государственных властей. Результаты работы применимы в деятельности различных уровней власти, а также могут послужить основой дальнейших исследований в данной сфере.

Структура работы обусловлена постановкой её задач и включает в себя введение, две главы, заключение и список нормативных правовых актов и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полученные результаты позволяют сделать следующие научно-обоснованные выводы:

1. Сформированную таким образом модель федерализма характеризуют ряд особенностей. Первая и главная – это заметное усиление федерального центра, который доминирует над субъектами Российской Федерации по властным полномочиям и финансовым ресурсам. Вторая особенность заключается в переходе от заключения договоров с отдельными субъектами Российской Федерации к законодательному разграничению полномочий, которое теперь строится на основе федеральных законов, устанавливающих равный для всех субъектов Российской Федерации объем полномочий по предметам совместного ведения;

1. Анализ правоприменительной практики указанных законодательных актов, а также законодательных инициатив субъектов Российской Федерации выявил незавершенность процесса разграничения полномочий и неудовлетворенность этим процессом со стороны региональных органов власти;

2. Законодательство в сфере федеративных отношений характеризуется недостаточной системностью. Большинство принимаемых законов направлено на коррекцию уже действующих актов, избираемые законодателем модели правового регулирования не всегда оптимальны, отсутствует согласованность между действующими законами, продолжается практика принятия актов, предусматривающих внесение изменений в федеральные законы;

3. Один из главных выводов заключается в том, что действующая модель федеративных отношений не стимулирует регионы к максимально полному использованию своего экономического, социального, кадрового потенциала, ограничивает их самостоятельность и не содержит механизмов, обеспечивающих эффективное участие субъектов Российской Федерации в практическом осуществлении важнейших государственных решений.

Изложенные выводы позволяют сформулировать и вынести на защиту следующие предложения:

1. Необходимость изменения ч. 3 ст.11 Конституции, в которой на одном уровне устанавливается конституционное регулирование отношений по разграничению предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами и возможность заключения договоров по данным вопросам;

2. Совершенствование закрепленного в федеральном законодательстве механизма участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения путем введения двусторонних санкций за несоблюдение процедур согласования, как для региональных органов государственной власти, так и федеральных.

3. Повышение эффективности механизма договорного регулирования и регулирования данных отношений по средствам заключения соглашений, путем законодательного закрепления тех предметов ведения и полномочий, по которым могут заключаться договоры и соглашения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе

Согласно устоявшемуся мнению, под «системой» в общефилософском смысле понимают «объединение некоего разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места».

Приведённые в различных словарях определения «системы» рознятся, но объединяет их то, что данное понятие символизирует собой объективно существующее единство взаимодействующих между собой явлений и предметов. Устойчивая связь обеспечивается постоянным взаимодействием между элементами системы. Данные связи делят на существенные, установленные между частями и целым, и менее существенные – сложившиеся между частями и внутри них. Что касается структуры, то она представляет собой организацию «внутренних связей и отношений системы».[1,c.89]

Предназначение структуры заключается в определении направления фактической деятельности системы, характере её поведения, а также форме взаимодействия. Она отвечает за надлежащее расположение структурных элементов, а также определяет характер взаимодействия их сторон. Назначение структуры состоит, во- первых, в построении и формулировании единого целого из его структурных частей, а во-вторых, в определении положения каждого составного элемента структуры, интегрировании их в одну систему.

Таким образом, «система» и «структура» органа власти не могут существовать по отдельности: система органа должна основываться на внутреннем построении, а структура не может существовать вне системы.

Анализируя российское законодательство, можно сделать вывод о соотношении двух рассматриваемых понятий с применением критерия рода и вида. Так, в «систему» входят некоторые родовые наименования органов, которые схожи по своей сути, но отражают различные организационно- правовые формы построения. А «структура» формирует органы исполнительной власти, исходя из их видового многообразия в рамках конкретной родовой принадлежности и формы построения (различные министерства в разряде «министерство»).

В России, как в других федеративных государствах, исполнительная власть осуществляется на двух уровнях государственного управления и состоит из федеральных и региональных органов. Своё воплощение исполнительная власть находит в работе отдельных субъектов, которые в свою очередь обладают специальными полномочиями. Органы исполнительной власти наделены особым правовым статусом, благодаря которому их можно идентифицировать среди органов других ветвей власти. Непрекращающаяся активная деятельность органов исполнительной власти является залогом динамичного развития данной ветви власти.[13,c.90]

Органом исполнительной власти является исполнительно- распорядительный орган, который реализует эту власть, то есть проводит в жизнь подзаконные акты и законы органов власти РФ в сферах деятельности государства, которые отнесены к его ведению, и наделён правомочиями по применению мер государственного принуждения.

Учёные правоведы имеют разные представления о составе и природе функций исполнительной власти. Так, к примеру, некоторые учёные самыми важными функциями исполнительной власти считают функцию координации, правоохранительную функцию, функцию организации и регулирования.

Выделяют такие общие функции исполнительной власти, как:

 исполнительная – исполнение законов;

 правозащитная – защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека;

 социально экономическая – направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение их интересов;

 функция обеспечения конституционного порядка и законности в стране;

 регулирующая – осуществляются контроль, руководство, координацию, прогнозирование, учёт и так далее;

 охранительная;

 нормотворческая.

Исполнительная власть РФ в себя включает органы основных трёх уровней – государственного (федерального и регионального) и муниципального.

К 1-ой группе относятся Президент РФ, Правительство РФ и входящие в него министерства, комитеты агентства, и службы.

Ко 2-ой группе относятся правительства субъектов РФ, комиссии и комитеты, главы субъектов РФ.

К 3-ей группе относятся те органы, которые занимаются местным самоуправлением, решают текущие проблемы своих муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы