Курсовая с практикой на тему Проблемы взаимодействия центральных и региональных органов государственной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследования государственного управления 6
1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе 6
1.2. Современное административно-территориальное устройство РФ 8
Глава 2. Государственное управление как часть социального управления 12
2.1. Порядок разграничения предметов ведения и полномочий 12
2.2. Содержание государственного управления в эпоху реформирования 15
Глава 3. Актуальные проблемы взаимодействия центральных и региональных органов государственной власти 21
3.1. Современные ориентации государственного управления в России 21
3.2. Предложения по решению 24
Заключение 27
Библиографический список 29
Введение:
Актуальность исследования. Государство – это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Эффективность системы государственного управления напрямую определяет уровень социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Анализ сущности и специфики системы государственного управления в России невозможен без выделения ее основных признаков, функций и принципов. Кроме того, как представляется, более полный и системный анализ природы и сути института государственной власти возможен лишь при анализе его структурных элементов – органов – с характерными для каждого из них особенностями.
На современном этапе общественного развития происходит переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано процессами трансформации и интеграции, а также глобальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Построение информационно открытого общества обусловливает принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности, а самое главное – положения человека в государственном управлении.
Степень научной разработанности темы исследования. Современная система государственного управления находится в состоянии непрерывной трансформации, поэтому проблема совершенствования ее механизмов является объектом исследования многих современных ученых.
Так, вопросы государственного управления в современной России подробно рассматривали С.С. Алексеев Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачил, К.С. Бельский, Н.И. Глазунова, Н.М. Казанцев, Л.М. Карапетян, Г.Л. Купряшин, О.Е. Кутафин, В.М. Манохин, А.В. Оболонский, И.В. Понкин, А.И. Соловьев, С.М. Шахрай и другие исследователи.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации механизма государственного управления в современной России.
Предметом исследования выступает институциональная и функциональная характеристика механизма государственного управления в современной России.
Целью данного исследования является разработка направлений совершенствования механизма государственного управления современной России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру государственного управления;
выявить направления становления и развития механизма государственного управления в современной России;
проанализировать организационно-правовые формы государственного управления в современной России;
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов и приемов научного познания. В первую очередь, это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их политико-правовой формы и социального содержания. Были использованы также отдельные научные методы познания: формально-логический, историко-правовой, системно-функциональный, статистический, позволяющие сформулировать теоретические обобщения и предложить практические рекомендации.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, регулирующие вопросы механизма государственного управления Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в создании авторской концепции механизма государственного управления, в комплексном теоретическом анализе проблем, связанных с механизмами государственного управления с учетом последних тенденций, а также в формулировании предложений по совершенствованию институциональной и функциональной характеристики механизма современной России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и основные положения исследования, а также рекомендации могут быть использованы при дальнейшем осмыслении проблемы функционирования механизма государственного управления в Российской Федерации. Полученные результаты и отдельные положения могут быть использованы в учебном процессе в рамках преподавания дисциплин, связанных со сферой государственного и муниципального регулирования экономики.
Практическая значимость исследования заключается в полученных результатах, направленных на совершенствование действующего механизма государственного управления в современной России.
Структура обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы.
Заключение:
В данной работе произведено комплексное исследование институциональной и функциональной характеристики механизма государственного управления в современной России. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Органы государственной власти осуществляют свою деятельность посредством воздействия на объект государственного управления, который имеет сложный характер и включает в себя территорию, население и общественные процессы. Воздействие органов государственной власти на объекты государственного управления осуществляется посредством политической воли с целью защиты существующего государственного строя общественного порядка.
Между субъектами и объектами государственного управления формируются прямые и обратные связи. Оптимальная система функционирования прямых и обратных связей между субъектом и объектом государственного управления может быть построена только в таком государстве, которое на практике ориентируется на законность, цивилизованные рыночные отношения, демократические преобразования и уважительное отношение к общественному мнению, в котором система государственного управления характеризуется гибкостью и динамичностью и осуществляет вмешательство только в те сферы, где ее присутствие социально обусловлено, политически необходимо, экономически и социально эффективно.
Формирование механизма государственного управления в современной России происходило в условиях постепенного отказа от командно-административной модели государственного управления и перехода к демократическому принципу разделения властей. Институциональные и функциональные основы механизма государственного управления современного российского государства были заложены в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации.
Принятие Конституции Российской Федерации являлось значимым политическим шагом для становления современной государственности, однако ее вектор был ориентирован не столько на построение правового демократического государства, сколько на преодоление продолжительного переходного периода распределения власти и укрепление позиции президента в сфере государственного управления.
В этот же период в Российской Федерации начала разрабатываться и приводиться в действие глобальная административная реформа как комплекс мер, направленных на построение эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности. Начальные фазы административных преобразований датируются периодом с 1991 по 1999 гг., дальнейшие реформы были связаны с принятием президентом и правительством РФ концепций административного реформирования.
В настоящее время ключевым направлением совершенствования механизма государственного управления является внедрение цифровых технологий в практику управленческого воздействия, анализа, контроля и оказания государственных услуг. Значительный потенциал в процессе реформирования системы государственного управления Российской Федерации представляет также внедрение современных западных управленческих моделей New Public Management и Good Governance.
Интеграция New Public Management и Good Governance в российскую систему государственного управления требует соответствующего институционального контекста, включающего комплекс элементов в виде зрелого гражданского общества и коммерческого сектора, способных наряду с государством сформировать активные политические сети партнерства и сотрудничества при принятии управленческих решений, а также профессионального и ответственного бюрократического аппарата, обеспечивающего эффективное исполнение принятых решений.
Фрагмент текста работы:
Теоретический анализ исследования государственного управления
1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе
Согласно устоявшемуся мнению, под «системой» в общефилософском смысле понимают «объединение некоего разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места».
Приведённые в различных словарях определения «системы» рознятся, но объединяет их то, что данное понятие символизирует собой объективно существующее единство взаимодействующих между собой явлений и предметов. Устойчивая связь обеспечивается постоянным взаимодействием между элементами системы. Данные связи делят на существенные, установленные между частями и целым, и менее существенные – сложившиеся между частями и внутри них. Что касается структуры, то она представляет собой организацию «внутренних связей и отношений системы».
Предназначение структуры заключается в определении направления фактической деятельности системы, характере её поведения, а также форме взаимодействия. Она отвечает за надлежащее расположение структурных элементов, а также определяет характер взаимодействия их сторон. Назначение структуры состоит, во- первых, в построении и формулировании единого целого из его структурных частей, а во-вторых, в определении положения каждого составного элемента структуры, интегрировании их в одну систему.
Таким образом, «система» и «структура» органа власти не могут существовать по отдельности: система органа должна основываться на внутреннем построении, а структура не может существовать вне системы.
Анализируя российское законодательство, можно сделать вывод о соотношении двух рассматриваемых понятий с применением критерия рода и вида. Так, в «систему» входят некоторые родовые наименования органов, которые схожи по своей сути, но отражают различные организационно- правовые формы построения. А «структура» формирует органы исполнительной власти, исходя из их видового многообразия в рамках конкретной родовой принадлежности и формы построения (различные министерства в разряде «министерство»).
В России, как в других федеративных государствах, исполнительная власть осуществляется на двух уровнях государственного управления и состоит из федеральных и региональных органов. Своё воплощение исполнительная власть находит в работе отдельных субъектов, которые в свою очередь обладают специальными полномочиями. Органы исполнительной власти наделены особым правовым статусом, благодаря которому их можно идентифицировать среди органов других ветвей власти. Непрекращающаяся активная деятельность органов исполнительной власти является залогом динамичного развития данной ветви власти.
Органом исполнительной власти является исполнительно- распорядительный орган, который реализует эту власть, то есть проводит в жизнь подзаконные акты и законы органов власти РФ в сферах деятельности государства, которые отнесены к его ведению, и наделён правомочиями по применению мер государственного принуждения.
Учёные правоведы имеют разные представления о составе и природе функций исполнительной власти. Так, к примеру, некоторые учёные самыми важными функциями исполнительной власти считают функцию координации, правоохранительную функцию, функцию организации и регулирования.
Выделяют такие общие функции исполнительной власти, как: исполнительная – исполнение законов; правозащитная – защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека; социально экономическая – направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение их интересов; функция обеспечения конституционного порядка и законности в стране; регулирующая – осуществляются контроль, руководство, координацию, прогнозирование, учёт и так далее; охранительная; нормотворческая.
Исполнительная власть РФ в себя включает органы основных трёх уровней – государственного (федерального и регионального) и муниципального.
К 1-ой группе относятся Президент РФ, Правительство РФ и входящие в него министерства, комитеты агентства, и службы.
Ко 2-ой группе относятся правительства субъектов РФ, комиссии и комитеты, главы субъектов РФ.
К 3-ей группе относятся те органы, которые занимаются местным самоуправлением, решают текущие проблемы своих муниципальных районов, городских и сельских поселений.