Курсовая с практикой на тему Проблемы устойчивого развития старопромышленных регионов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Анализ текущего уровня социально-экономического развития старопромышленных регионов Российской Федерации 5
§ 1. Анализ социально-экономического развития регионов России в современных условиях 5
§ 2. Анализ уровня социально-экономического развития старопромышленных регионов Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. Проблемы и пути решения расслоения регионов по уровню социально-экономического развития 16
§ 1. Показатели расслоения социально-экономического развития 16
§ 2. Рекомендации по синхронизации социально-экономического развития регионов России 22
§3. Оценка сокращения расслоения регионов по уровню социально-экономического развития при реализации разработанных рекомендаций 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность темы. Рост межрегиональных контрастов и накопление социально-экономических проблем в отдельных регионах могут привести к обострению социальной напряженности, усилению межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического роста в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная и эффективная региональная политика, одной из стратегических целей которой является выравнивание условий социально-экономического развития регионов, включающее в себя поэтапное создание предпосылок для укрепления в отстающих регионах собственной экономической базы.
Целью выравнивания социально-экономического развития регионов Российской Федерации является обеспечение единого, стандартизированного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны, а также обеспечение достойных (близких к среднему показателю по стране) условий жизни населения в каждом отдельно взятом регионе России, посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что Указом Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития отражена в числе основных вызовов и угроз национальной экономике Российской Федерации.
Учитывая все выше сказанное, проблемная ситуация исследования заключается в отсутствии эффективного механизма выравнивания экономического развития регионов нашей страны.
Объект исследования: социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.
Предмет исследования: сокращение разрыва уровней социально-экономического развития передовых и депрессивных регионов нашей страны.
Степень научной разработанности темы. Проблемы расслоения регионов по уровню социально-экономического развития не один год привлекают внимание представителей отечественной политологической и экономической наук. На регулярной основе проводятся научные конференции, круглые столы, защищаются диссертации. Исследованием сходных, но не идентичных вопросов занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых.
Несмотря на обширный перечень научных работ, так или иначе связанных с поиском возможных путей решения проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий, некоторые существенные аспекты данного вопроса остались изучены недостаточно полно.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы как общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ так и специфические методы, например, экономико-математический метод, метод математического анализа и другие.
Цель исследования: сократить расслоение регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития
Задачи исследования:
проанализировать текущий уровень социально-экономического развития регионов России;
провести сравнительный анализ депрессивных и передовых регионов и факторов, влияющих на уровень их социально-экономического развития;
разработать рекомендации по сокращению расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития;
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованных источников.
Заключение:
Анализ теоретических и статистических источников позволил сделать ряд выводов:
1 2 Результаты сравнительного анализа депрессивных и передовых регионов позволяют предположить, что различия в их уровне социально-экономического развития обусловливаются рядом факторов: объемами инвестиций в основной капитал; наличием и эффективностью использования ограниченных финансовых ресурсов; природными условиями и др.
Инвестиционные ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства. Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой зависимости находится уровень экономической безопасности Российской Федерации в целом.
Использование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства и технологии не даст положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций повлечет за собой исключение из оборота части ограниченных ресурсов и вследствие этого не достижение запланированного уровня социально-экономического развития территорий нашей страны. Эффективность использования инвестиций имеет определяющее значение для экономики: рост объемов инвестирования без достижения необходимого уровня эффективности не ведет к стабильному экономическому росту, обеспечивающему сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов нашей страны.
Основными рекомендациями по повышению уровня социально-экономического развития депрессивных регионов являются: переориентация и установление приоритетов целевых межбюджетных трансфертов с учетом целей и приоритетов Указа и Стратегии пространственного развития (на основе дифференцированного подхода к территориям и мерам государственной поддержки различных типов территорий с учетом экономической специализации субъектов Российской Федерации); принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами; поэтапный перевод с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения проблемы обеспечения транспортной инфраструктуры городских агломераций; расширение практики использования механизма «двух ключей» и предоставление регионам полномочий устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны; внесение изменений на законодательном уровне в существующую методологию оценки налогооблагаемой мощности территории, предусматривающие выбор единого подхода к определению налогооблагаемой мощности территории, пересмотр количества параметров, используемых в расчете, выделение факторов стимулирующего и сдерживающего воздействия на величину налогового потенциала.
Основными рекомендациями по синхронизации социально-экономического развития регионов России являются: реализация согласованной политики социально-экономического развития регионов нашей страны; поощрение федеральных программ социально-экономического развития, охватывающих большинство регионов России; разработка и введение налогового правила, по которому обеспечивается равномерное получение налогов на всей экономической территории государства и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Анализ текущего уровня социально-экономического развития старопромышленных регионов Российской Федерации
§ 1. Анализ социально-экономического развития регионов России в современных условиях
Одним из основополагающих условий долгосрочного социально-экономического развития государства является гармоничное развитие входящих в него территорий. Одним из основных методов оценки региона является анализ его социально-экономического развития, основанный на применении ряда статистических показателей, характеризующих ключевые явления и диспропорции, которые существуют в региональной экономике. В работе мы ограничиваемся наиболее часто используемыми методами анализа.
Целью анализа социально-экономического развития региона является выявление дисбалансов и незадействованных направлений социально-экономического развития с целью дальнейшего обоснования способов повышения уровня социально-экономического развития региона .
Анализ социально-экономического развития субъекта РФ направлен на решение следующих задач :
• оценка эффективности использования трудовых ресурсов в основных отраслях экономики;
• оценка природно-ресурсных возможностей региона;
• описание достигнутого уровня и качества жизни населения;
• оценка текущего уровня социально-экономического развития региона (различные виды промышленности, сельское хозяйство, производственные мощности) с точки зрения возможности функционирования в рыночных условиях;
• оценка экспортных резервов продукции;
• анализ региональных и внешнеэкономических связей региона;
• оценка существующих источников доходов бюджета и существующих расходных обязательств региона;
• оценка возможностей функционирования предприятий различных форм собственности в интересах повышения качества жизни населения конкретного региона.
Решение всех перечисленных аналитических задач направлено, с одной стороны, на выявление возможностей повышения уровня социально-экономического развития региона и с другой стороны на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, основанных на эффективном использовании трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов .
Анализ социально-экономического развития региона должен начинаться с макроэкономических характеристик региона. На основании имеющихся статистических данных определяются показатели уровня социально-экономического развития (валовой региональный продукт), уровень потребления в текущих ценах, уровень производительности труда. Вместе с тем, информация о конечном потреблении должна быть скорректирована с учетом региональных различий в покупательной способности населения. Для этого стоимость конечного потребления на человека должна сравниваться с размером прожиточного минимума .
Уровень жизни измеряется по изменению денежных доходов на душу населения, уровня цен на потребительские товары и продукты питания, структуре и фактическом потреблении основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченности жильем, образовательными учреждениями, объектами здравоохранении, культурно-бытовыми объектами, дошкольными учреждениями, изменению других экономических и социальных факторов. В то же время уровень жизни населения следует оценивать, сравнивая достигнутые показатели с региональными стандартами потребления материальных благ и услуг.
Затем осуществляется оценка финансового положения субъекта с целью выявления новых дополнительных источников финансирования будущих мер и правильного выбора стратегии социально-экономического развития страны, области, края .
Анализ заканчивается оценкой развития рыночных отношений в регионе . При этом дается характеристика соотношения произведенного и используемого на территории ВРП, баланса экспорта и импорта региональной продукции, оценки спада производства, а также факторов и условий, влияющих на него. Рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение региональных бюджетов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их плановой структуры задачам развития региональных экономических комплексов и повышения качества жизни населения и т. д. По результатам анализа текущего уровня социально-экономического развития регионов России, проведенного на основании данных, представленных в приложении № 1, произведено ранжирование регионов Российской Федерации с использованием таких показателей как: валовой региональный продукт, основные фонды в экономике, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций.