Курсовая с практикой Экономические науки Финансы

Курсовая с практикой на тему Проблемы социального страхования в РФ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Исторические аспекты развития социального страхования в России 6
1.2. Сущность, признаки и принципы социального страхования 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 21
2.1. Анализ деятельности Фонда социального страхования России 21
2.2. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы. В Российской Федерации экономика имеет смешанный характер, в ней присутствуют как элементы регулирования присущие командной экономике, так и частная собственность, свобода предпринимательского выбора. Однако, это не отменяет цикличности экономики, которая включает в себя экономические рецессии, депрессии, а также экономические подъемы. Нестабильность экономики напрямую влияет на социум, особенно на социально незащищенные классы населения.
Современный этап развития российского общества характеризуется воспроизводством и возникновением новых кризисных явлений, связанных как с внешними обстоятельствами и воздействиями (введение санкционного режима против России, возрастающая конкуренция на международном сырьевом рынке и рынке труда, возникновение альтернативных, не включающих Россию, политических и экономических блоков и объединений), так и с внутренними, определяемыми замедлением и стагнацией экономического роста, ухудшением качества жизни населения, исчерпанностью модели экономики невозобновляемых ресурсов, старением и изношенностью социальной инфраструктуры, этнодемографическим перекосом.
В настоящее время для развития государства, для его стабильного нормального функционирования необходимо при разработке государственной политики уделять особое внимание вопросам социального значения. Социальная сфера одна из важнейших сфер жизни общества. Она должна создавать для граждан страны благоприятные условия, для их жизни и развития. От этого зависит степень развития самого государства.
Социальное страхование– базовый институт социальной защиты работников в развитых странах. Им охвачено 80-85% населения, и на его долю приходится от 15 до 25% ВВП. Механизмы социального страхования являются основными регуляторами воспроизводства населения страны, составляют основу государственной социальной политики, а также позволяют создать атмосферу сплоченности в обществе.
Государственная социальная политика призвана применять более эффективные механизмы для повышения уровня социальной защищенности населения, для повышения удовлетворения социальных потребностей людей с целью увеличения человеческого потенциала и усиления конкурентоспособности страны. За последнее время в Российской Федерации продолжает совершенствоваться законодательная база страхования, происходит модернизация его механизмов.
Актуальность темы курсовой работы видится не только в необходимости разработки нового подхода к проблемам социального страхования, изучающего и дающего возможность совершенствовать существующие практики, общая тенденция развития социального управления требует создания структур взаимодействия между социальным управлением и принимаемыми в сфере экономики решения. Появляется необходимость модернизации субъектно-объектных отношений, повышение взаимной ответственности за результаты управленческой деятельности. Таким образом, очевидна теоретико- методологическая и социально-практическая значимость поставленной исследовательской цели.
Степень изученности в литературе. Основу современного представления о природе социального страхования заложили и развили такие авторы как: Н.А. Вигдорчик, В.Г. Яроцкий, В.П. Литвинов-Фалинский, Л.В.Забелин, И. Чистяков, Б.А. Любимов, В.С.Андреев, Е.И. Астрахан, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, В.А. Тарасова, Т.В. Иванкина, Р.И. Иванова, В.А. Тарасова и др.
Объектом исследования в курсовой работе является система социального страхования в России.
Предметом исследования в курсовой работе являются экономические и общественные отношения, возникающие в системе социального страхования в России.
Целью курсовой работы является комплексное исследование особенностей развития и путей реформирования системы социального страхования в России.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть исторические аспекты развития социального страхования в России;
— изучить сущность, признаки и принципы социального страхования;
— провести анализ деятельности Фонда социального страхования России;
— выявить проблемы и перспективы развития социального страхования в России.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании системы социального страхования использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы социального страхования в России.
Структура курсовой работы определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Советская система социального обеспечения была основана на принципах страховой программы РСДРП, соответствующих отношениям социалистической собственности на средства производства. Эти принципы являлись и остаются самыми прогрессивными в мире. Они во многом предопределили развитие международных стандартов в области социального обеспечения, закрепленных в Конвенции МОТ № 102 1952г. После распада СССР отдельные принципы еще продолжают действовать в силу традиции. Но либеральные экономисты настойчиво требуют их пересмотра в соответствии с потребностями современной экономики.
Институт социального страхования, включая пенсионное, медицинское и непосредственно социальное страхование, необходимо рассматривать как базовый институт социальной защиты населения, основывается на сочетании рыночных страховых принципов и механизмов с социальной направленностью их деятельности, что и позволило создать институт социального страхования, который сегодня занимает доминирующее место в структуре институтов социальной защиты населения практически во всех развитых странах мира.
ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций».
В настоящее время бюджет фонда является несбалансированным (профицит в 2014-2015 гг., дефицит в 2016-2018гг.). Современная российская система социального страхования выполняет в большей мере функцию социального обеспечения, нежели страхования, в частности ФСС выполняет ту часть задач, которая не соответствует его назначению.
Наблюдается сокращение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2014 года в общем объеме неналоговых доходов: если в 2014 году данный показатель составлял 83,4%, то к 2018 году он снизился до 82,6%, что обусловлено сокращением совокупного фонда оплаты труда в связи с длительной макроэкономической нестабильностью. Поскольку страховые взносы в государственные внебюджетные фонды относятся к неналоговым доходам, следовательно, неналоговые доходы составляют основу формирования доходов бюджета ФСС РФ, причем ежегодно их доля в совокупном объеме доходов увеличивается: рост на 9,4% в 2018 году по сравнению с 2014 г., при этом безвозмездные платежи сокращаются.
Дефицит бюджета Фонда, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2018 год составляет 53,31 млрд руб. и объем профицита, в части расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в сумме 12,11 млрд руб.
В настоящий момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разной природы. Самыми серьезными из них являются:
— Проблема бедности, то есть число жителей страны, получающих доход ниже прожиточного минимума.
— Наличие плоской шкалы налогообложения.
— В России социальный лифт, связанный с системой образования, не работает.
— Низкое качество бесплатной медицинской помощи.
— Низкие социальные трансферты.
Как было показано во второй главе курсовой работы, ФСС РФ подготовлено множество проектов, направленных на увеличение эффективности работы системы социального страхования. Электронные новшества оцениваются весьма положительно, обсуждаются перспективы цифровизации данной сферы и оптимизируется работа электронных сервисов. Бурное развитие и своевременное внедрение современных цифровых и автоматизированных технологий создают комфортные условия для обеспечения бесперебойного информационного обмена данными между ФСС РФ, страхователями и застрахованными лицами, а также позволяют повысить прозрачность приема и обработки данных, уровень качества обслуживания при осуществлении страховых выплат и предоставлению услуг, в том числе по пилотным проектам фонда «Электронный листок нетрудоспособности» и «Прямые выплаты», создать оборотный запас денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат.
Совершенствование деятельности фонда социального страхования, в частности упразднение части полномочий, возложенных на орган, оптимизация расходов, позволит создать условия для эффективного развития страны, а также повысить роль государства как гаранта социальной защищённости населения России.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. Исторические аспекты развития социального страхования в России

Российская система обязательного социального страхования зародилась во второй половине 19 века. Как и в других европейских странах, исторически первым видом стало обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 23 июня 1912г. Государственная Дума приняла следующие законы о государственном страховании рабочих: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих». Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) подвергала их критике еще на стадии законопроектов.
На VI Всероссийской конференции (Пражской) РСДРП приняла в качестве альтернативы свою страховую программу, которая в советский период получила название «Ленинская страховая программа» .
Из приведенных принципов следует, что советская страховая модель предназначалась только для «лиц наемного труда и их семейств», которые никогда не эксплуатировали чужого труда и не имели иных источников средств существования, кроме вознаграждения за труд. Октябрьская революция 1917 г. позволила Совету народных комиссаров (СНК – правительству РСФСР) сразу же приступить к ее реализации. 22 декабря 1917г. был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который предусматривал назначение пособий в случаях болезни, родов, смерти работника, а также предоставление следующих видов бесплатной врачебной помощи (первая помощь, амбулаторное лечение, лечение на дому, родовспоможение, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение).
20 ноября 1917г. СНК издал Декрет о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий. В 1918г. был принят первый в мировой истории трудовой кодекс (КЗоТ РСФСР). В нем закреплялось право трудящихся на пособия по болезни (ст.78) и по безработице (ст.79), а процедура их выплаты регулировалась приложениями к кодексу. Выплата пособия по болезни осуществлялась с первого дня болезни той «больничной кассой», участником которой являлся работник, в размере «вознаграждения, установленного для трудящегося соответственной группы и категории».
В отличие от пособий по болезни размеры пособий по беременности и родам устанавливались постановлениями Народного Комиссариата Труда (НКТ). Больничная касса оплачивала также все виды врачебной помощи, оказанной работнику. Для предоставления врачебной помощи местные больничные кассы самостоятельно или совместно могли «устраивать и содержать собственные амбулатории, приемные покои, больницы и проч., а также входить в соглашение с отдельными врачами и учреждениями». Основным источником финансирования являлись взносы работодателей, размеры которых устанавливались НКТ. В случае несвоевременной уплаты взносов взималась пеня в размере 10% от не уплаченной суммы.
Средства местных больничных касс образовывали единый фонд страхования от болезни. В соответствии со ст.1 Приложения к ст.79 КЗоТ: «Безработным признается всякий, обязанный трудовой повинностью гражданин Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, зарегистрированный в местном отделе распределения рабочей силы как не имеющий работы по своей специальности, и за вознаграждение, установленное в соответствующем тарифе».
К безработным приравниваются также лица, принятые на краткосрочную работу «не более двух недель» (ст. 25) либо не по своей специальности до трудоустройства на работу по специальности (ст. 29 и 30). Указанные категории трудящихся не снимались с учета в отделах распределения рабочей силы до надлежащего трудоустройства. Не признавались безработными:
а) лица, уклонявшиеся от трудовой повинности и отказавшиеся от предложенной им работы;
б) лица, не зарегистрированные в местном отделе распределения рабочей силы в качестве безработных;
в) лица, самовольно оставившие работу и лишенные права регистрации в отделе распределения рабочей силы в течение одной недели (ст.52 и 53 КЗоТ).
Безработные имели право на предоставление им постоянной работы по их специальности в порядке очереди, установленной для каждой специальности в списках отдела распределения рабочей силы, и на получение пособия из местной кассы безработных.
В отличие от ныне действующих норм, пособие по безработице выплачивалось в размере прежнего заработка из фонда страхования безработных. Правда, в исключительных случаях НКТ имел право снижать размер пособия до величины прожиточного минимума, установленного для данной местности.
Пособие назначалось не позднее 4-го дня со дня признания трудящегося безработным. Об отказе в выдаче пособия местная касса безработных обязана сообщить заявителю в 3-дневный срок с момента обращения. В КЗоТ РСФСР 1922г. уже содержалась отдельная глава XVII «О социальном страховании». Социальное страхование распространялось на всех лиц наемного труда независимо от формы собственности и организационно- правовой формы работодателя, а также независимо от стажа работы и способов ее оплаты.
Видами социального страхования являлись :
а) оказание лечебной помощи;
б) пособия при временной утрате трудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи);
в) дополнительные пособия на кормление ребенка, предметы ухода за ним, а в случае его смерти — на погребение;
г) пособие по безработице;
д) пособие по инвалидности;
е) пособия по случаю потери кормильца.
За работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, уплачивались более высокие взносы, установленные НКТ. Причем использовать взносы на иные цели было запрещено. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось с первого дня утраты трудоспособности до выздоровления или установления инвалидности, а пособие по беременности и родам – в период отпуска.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы