Курсовая с практикой на тему Проблемы социализации детей-сирот в детском доме
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальной поддержки детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1 Понятие и содержание социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2.Правовой статус детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13
Глава 2 Особенности социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей 20
2.1 Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 20
2.2 Рекомендации по совершенствованию организационно-правовых основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 29
Заключение 37
Библиографический список 41
Приложение 45
Введение:
Актуальность исследования. Социальное сиротство – проблема, характерная в настоящее время как для развитых, так и для развивающихся стран. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом относительно большее от общей рождаемости количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики.
Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России. Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха — эпоха гласности, демократии — создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы.
Объект исследования: правоотношения складывающиеся в процессе социализации детей-сирот в детском доме.
Предмет исследования: система правовых норм, регулирующих отношения по поводу социализации детей-сирот в детском доме.
Цель исследования: выявление проблем организационно-правовых основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
1. Изучение теоретических основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анализ особенностей социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Анализ государственных гарантий социальной поддержки детей сирот.
4. Выработка рекомендаций по совершенствованию организационно-правовых основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении теоретических основ организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость исследования состоит в выработанных рекомендациях по совершенствованию организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В работе использованы методы научного познания: статистический, сравнительный анализ, синтез, графо-аналитический метод и другие.
Теоретической основой исследования стали работы таких отечественных исследователей, внесших значительный вклад в исследование данной темы, следует отметить таких, как А.С. Дмитриеву , Л.Н. Сенных , С.М. Трашкову , А.М. Аксенова , А.А. Алферьеву , К.П. Африканова , И.А. Бобылева , В.Г. Зубкову и других.
Следует отметить, что все работы можно разделить на три группы: исследование российского опыта государственной политики социальной поддержки сирот и его сравнение с зарубежным опытом; анализ проблем законодательства в области государственной политики социальной поддержки детей-сирот; обязанности и полномочия органов опеки и попечительства в области социальной поддержки сирот, а также других органов власти, к чьим полномочиям относится социальная поддержка сирот.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48- ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об опеке и попечительстве».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Заключение:
На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы и предложения.
Защита прав и интересов ребенка в современной России является актуальной проблемой, которая вызвана явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Мировой общественностью признается факт того, что для гармоничного и полноценного развития личности ребенок должен расти в семье, в атмосфере любви, заботы и понимания. Конституция Российской Федерации утверждает приоритет прав, интересов и благосостояния детей во всех сферах государственной деятельности и гарантирует поддержку семьи, детства, материнства и отцовства со стороны государства и общества. Более того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по исполнению Конвенции о правах ребенка, которая обуславливает необходимость уделять особое внимание вопросу детства и детям как одной из самых незащищенных социальных групп и относиться к ним как к личностям и членам общества, наделенными определенными правами.
Вопрос сиротства поднимается и рассматривается в ряде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, направленных на решение данной проблемы. В их число входят:
– Семейный кодекс РФ;
– Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
– Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.
В ходе исследования теоретических основ социальной поддержки детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что:
Социальная поддержка – это специальные социальные льготы, т.е. преимущества, связанных с освобождением или облегчением условий выполнения ими установленных законодательством норм/правил/условий жизнедеятельности материального характера (льготы в области жилищного обеспечения и жилищно-коммунального обслуживания; в сфере медицинского обеспечения и реабилитации; труда, профессионального обеспечения и занятости; льготы; по санитарно-курортному лечению, оздоровлению и отдыху; транспортному обслуживанию; уплате налогов, пошлин и сборов; дошкольному воспитанию детей; образованию; кредитованию жилищного строительства, садово-огородного или фермерского хозяйства; питанию и обеспечению промышленными товарами и пр.).
Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основывается на их обладании не только правами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью каждого гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов.
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.
Главными проблемы в социальном обеспечении детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей названы:
— проблема межведомственного взаимодействия;
— жилищная проблема;
— проблема трудоустройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения проблем межведомственного взаимодействия предлагается:
– разработки и принятия ряда согласованных между собой нормативных актов, устанавливающих правовые основы деятельности органов местного самоуправления как на федеральном (федеральные законы), так и на региональном уровне (законы субъектов федерации);
– создание необходимой материально-финансовой базы, которая бы обеспечивала адекватное финансовое обеспечение для эффективного выполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей.
Это потребует пересмотра долей налоговых поступлений, направляемых в федеральный, региональные и местные бюджеты, оптимизацию управления местными налогами и обязательной нормализации бюджетных отношений для целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование соответствующих органов местного самоуправления; Кроме того, необходимо разработать типовые (рамочные) законы и подзаконные акты, который могут использоваться для принятия их на базе региональный или местных актов, для правовой поддержки указанных выше процессов.
В исследовании приведен проект изменений, предложенный Министерством просвещения для решения жилищной проблемы детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку он содержит спорные положения, можно сделать вывод о том, что проблема остается актуальной.
Для решения проблемы обеспечения жильем детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автором предлагается:
• усилить контроль за своевременным внесением в список и постановкой на учет детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении;
• установить конкретные сроки обеспечения жилым помещением указанной категории субъектов;
• осуществлять информирование таких лиц, например, путем проведения выездных мероприятий, в рамках которого будет освещено наличие права на жилье и механизм его реализации (если это выпускники детских домов);
• увеличить финансирование, позволяющее в большем объеме исполнить обязательства региональными властями по предоставлению жилых помещений таким детям (например, путем поиска соответствующих инвестиций в строительство домов).
Устранение данной проблемы на региональном уровне необходимо путем закрепления в нормативно-правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд, на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей. Это в свою очередь, позволит избежать проблему, не своевременного предоставления жилого помещения, нуждающимся категориям граждан, а в частности детям, оставшимся без попечения родителей.
В качестве решения выявленной проблемы трудоустройства, может быть, своего рода «поощрение» со стороны государства, работодателя, который принимает на работу несовершеннолетних, в виде предоставления определенных льгот. Таким образом, будет реализовываться право несовершеннолетнего на труд, а работодатель будет получить различного рода «облегченные» условия своего существования и функционирования на рынке труда и услуг.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы социальной поддержки детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Понятие и содержание социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На сегодняшний день термины «опека» и «попечительство», как правило, употребляются совместно. Данное явление можно объяснить схожестью форм устройства, тем не менее, у каждой из них есть свои особенности.
В юридической литературе существуют разные трактовки понятий опеки и попечительства. Некоторые авторы их не разграничивают, используя лишь термин «опека».
Г.Ф. Шершеневич под опекой понимал искусственную семью. Более широко опеку рассматривал В.И. Синаийский – суррогатродительское попечение о детях, их личности и имуществе. На сегодняшний день опека рассматривается в качестве одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Так, по мнению А.М. Нечаевой, опека – способ восполнения дееспособности ребёнка, институт представительства и форма устройства в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Н.М. Ершова под опекой понимает форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей и институт семейного права.
М.В. Антокольская рассматривает опеку и попечительство как способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Из приведённых точек зрения просматривается примерно идентичное понимание опеки в праве, что свидетельствует об относительной бесспорности данного вопроса. Отсутствие дискуссий об определении понятий объясняется их законодательным закреплением.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве»:
Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.