Курсовая с практикой на тему Проблемы реализации проектов государственно-частного партнёрства в субъектах РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации проектов государственно-частного партнёрства в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и принципы государственно-частного партнёрства в Российской Федерации 5
1.2 Модели и формы взаимодействия государства и бизнеса в современной экономике Российской Федерации 10
Глава 2. Анализ механизмов взаимодействия государства и бизнеса в субъектах Российской Федерации 14
2.1 Проекты государственно-частного партнёрства, реализуемые в субъектах Российской Федерации 14
2.2 Проблемы реализации проектов государственно-частного партнёрства в Российской Федерации 17
Глава 3. Рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию условий для эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства 21
Заключение 31
Список литературы 34
Введение:
Постановка проблемы. В начале 90-х гг. ХХ в. во всем мире, в т.ч. в государствах с переходной экономикой, кардинально возросла заинтересованность в привлечении частных инвесторов к финансированию, разработке и реализации инфраструктурных проектов. Многим странам не хватало ресурсов для удовлетворения растущих потребностей населения в качественной инфраструктуре. С другой стороны, опыт приватизации государственного имущества во многих государствах был неудачным. Все это заставило правительства многих стран прибегнуть к введению института государственно-частного партнерства (ГЧП) как альтернативы приватизации и использовать концессии и другие виды ГЧП для реализации масштабных социально важных инфраструктурных проектов — строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства и т.д. [1, с. 17].
С целью успешной реализации масштабных инфраструктурных проектов общероссийского значения, необходима интеграция усилий и интересов органов государственной власти и частного бизнеса для достижения максимального результата в рамках этого сотрудничества.
Взвешенное формирование и совершенствование механизмов ГЧП будут создавать необходимые условия для притока инвестиций в экономику страны, развития регионов, снижения нагрузки на бюджет при реализации инфраструктурных проектов.
Государство достигнет большего, предоставляя публичные и государственные услуги, используя имеющиеся ресурсы в инвестиционном механизме развития территории, за счет привлечения и использования частного капитала для решения государственных задач. При этом, управление рисками проектов со стороны государства, гарантирует частному бизнесу снижение инвестиционных рисков. Последовательное воплощение государственными органами власти принципов ГЧП способствует созданию условий для привлечения частных инвесторов в регионы.
На основании вышеизложенного возникает необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование отношений власти и частного бизнеса в форме ГЧП с целью создания согласованного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с частными бизнес-структурами для эффективного функционирования экономики страны и регионов в условиях глобальной конкуренции.
Значительную роль приобретает создание эффективной институциональной среды в субъектах РФ, повышающей их инвестиционную привлекательность и способствующей достижению стабильных темпов социально-экономического роста.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность государственно-частного партнерства и определить проблемы реализации проектов государственно-частного партнёрства в субъектах РФ и пути их решения.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие и принципы государственно-частного партнёрства в Российской Федерации ;
— изучить модели и формы взаимодействия государства и бизнеса в современной экономике Российской Федерации;
— рассмотреть проекты государственно-частного партнёрства, реализуемые в субъектах Российской Федерации;
— определить проблемы реализации проектов государственно-частного партнёрства в Российской Федерации;
— разработать рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию условий для эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства.
Объект исследования – механизм реализации ГЧП в России.
Предмет исследования – проблемы реализации проектов государственно-частного партнёрства в субъектах РФ и пути их решения.
Заключение:
Сейчас государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является универсальным и эффективным механизмом. Его значение в России постоянно возрастает, создавая базис для развития экономики.
Анализ применения механизма ГЧП на федеральном и региональном уровнях, говорит о том, что при эффективной структуре этого механизма и оптимальном выборе форм ГЧП, его использование выгодно для государства, частного сектора и для населения.
Опыт европейских стран свидетельствует о существовании различных подходов к инициированию взаимодействия государства и частного сектора в рамках партнерства. В нашей стране чаще всего инициатива взаимодействия проявляется со стороны государства. Иными словами, государство, принимая различные документы, определяет вектор развития отраслей экономики и предлагает бизнеса принять участие в проектах, которые невозможно реализовать исключительно усилиями государства.
Стоит отметить, что партнерство положительно влияет на эффективность системы государственного управления, обеспечивая оптимальную модель реализации функций государственной и местной власти. Так, международные исследования доказывают, что соотношение между качеством полученных услуг и потраченными средствами максимальное именно в случае государственно-частного партнерства. Также существует прозрачность закупок в рамках таких проектов [4]. Но партнерство не становится заменителем сильного и эффективного механизма государственного управления и процесса формирования и принятия решений на местах. В любом случае органы государственной власти несут ответственность за предоставление общественно значимых услуг таким образом, что лучше защищает и поддерживает интересы общества.
Практический опыт реализации проектов государственно-частного партнерства позволил западным специалистам разработать модель оценки готовности государства к успешному внедрению партнерских проектов. Учитывая ее специфику, можно выделить основные сферы, которые влияют на способность государства внедрять государственно-частное партнерство: приверженность идее партнерства, способность к управлению процессом, уровень внедрения проектов.
Приверженность идее партнерства означает видение роли ГЧП в различных сферах социально-экономического развития, существование устойчивого набора проектов, предлагаемых для партнерства, и восприятие государственно-частного партнерства государством, бизнесом и общественностью. Способность к управлению процессом ГЧП определяется наличием стабильного и четкого правовой среды для создания и функционирования государственно-частного партнерства, четких критериев распределения ролей между государственными и частными партнерами. Важно соблюдение определенных параметров для отбора проектов и обеспечения высокого уровня компетентности в среде государственных органов власти и частного сектора. Уровень внедрения проектов ГЧП определяется непосредственно на стадии их выполнения. Основными критериями, которые определяют данную сферу, бизнес-планы проектов, распределение рисков и вознаграждений, тендерная процедура и контроль.
Для эффективного внедрения государственно-частного партнерства в России актуальным является определение модели эффективной системы мотивации и контроля в органах, ответственных за реализацию ГЧП со стороны государства, развитие институциональной среды в этой сфере, а также адаптация широко используемых в мире механизмов государственно-частного партнерства в условиях России. Необходимо исследовать потенциал реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства в нашей стране, оценить возможности государственного бюджета участвовать в финансировании соответствующих проектов, проанализировать экономическую и социальную целесообразность введения налогового стимулирования проектов ГЧП.
Неразвитость государственно-частного партнерства в России в определяющей степени обусловливается отсутствием концептуальных и правовых основ такого рода отношений, неопределенностью целей и принципов, неурегулированностью форм и механизмов взаимоотношений государства и частного капитала. То есть, в России медленными темпами формируется системное видение государства и бизнеса по внедрению и развитию процесса взаимовыгодного сотрудничества, в частности — в общественном секторе.
Опыт зарубежных стран показывает, что при правильной организации, государственно-частное партнерство становится ключевым компонентом новой государственной политики, стратегическим фактором экономического роста, обеспечивает получение более широких преимуществ от вложений в государственные программы.
Для того чтобы государственно-частное партнерство в России было эффективным и обеспечивало равные возможности государства и бизнеса в рамках реализации инновационно-инвестиционных проектов, направленных на достижение целей и задач государственного управления, необходимо осуществление таких первоочередных мероприятий:
— поддержка высшими уровнями власти привлечения частного сектора к реализации проектов и вообще существования политики развития государственно-частного партнерства;
— совершенствование правового, организационного и институционального среды для обеспечения деятельности участников проектов государственно-частного партнерства с учетом зарубежного опыта;
— применение органами власти базовых принципов при внедрении государственно-частного партнерства;
— применение единого согласованного комплекса процедур в формировании и управлении ГЧП;
— повышение гарантий защиты интересов частных партнеров ГЧП в процессе разработки, утверждения и реализации проектов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы реализации проектов государственно-частного партнёрства в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы государственно-частного партнёрства в Российской Федерации
В современном понимании партнерство государственного и частного секторов означает такую форму сотрудничества между государственными органами власти и миром бизнеса, которое имеет целью обеспечить финансирование, строительство, восстановление, управление или содержание инфраструктуры или предоставления общественных услуг.
Цель партнерства заключается в сочетании лучших сторон государственного и частного секторов для общей выгоды, а разнообразие видов, форм и сфер применения государственно-частного партнерства делают его универсальным механизмом для решения ряда долгосрочных задач — от создания и развития инфраструктуры к разработке и адаптации новых перспективных технологий. Для обеспечения участия частного сектора в реализации социально важных инновационно-инвестиционных проектов государство должно создавать приемлемый для обеих сторон баланс рисков и преимуществ.
Ученые-экономисты по-разному обосновывают и определяют понятие «государственно-частного партнерства», в том числе как форму, институт, сотрудничество, соглашение. Так, по мнению В. Варнавского и других ученых, ГЧП — юридически закрепленная форма взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, выполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности [2].
Значительный интерес представляет подход к определению государственно-частного партнерства, предложенный ученым К. Павлюком, ГЧП — конструктивное сотрудничество государства, субъектов предпринимательской деятельности и гражданских институтов в экономической, политической, социальной, гуманитарной и других сферах общественной деятельности для реализации общественно значимых проектов на принципах приоритетности интересов государства, его политической поддержки, консолидации ресурсов сторон, эффективного распределения рисков между ними, равноправия и прозрачности взаимоотношений для обеспечения поступательного развития общества [5].
В Федеральном законе от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под государственно-частным партнерством, и муниципально-частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества
Согласно подходу А. Поляковой, государственно-частное партнерство — общественный институт, включающий совокупность формальных и неформальных правил, в рамках которых в целях удовлетворения потребностей общества осуществляется совместная деятельность государственных органов власти и частного сектора на основе набора альтернатив поведения [6].
Государственно-частное партнерство — это соглашения между организациями государственного и частного секторов по предоставлению услуг в таких сферах как создание общественной инфраструктуры, строительство общественных объектов и предоставление других подобных услуг. Наиболее успешные партнерства используют сильные стороны государственного и частного секторов для налаживания дополнительных отношений между секторами [8].