Курсовая с практикой на тему Проблемы профессиональной этики в журналистском творчестве на примере западных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические основы изучения журналистской этики. 5
1.1
Понятие и общая характеристика журналистской этики. 5
1.2
Этические принципы журналисткой деятельности. 11
Глава
2. Проблемы профессиональной этики журналиста на примере фотожурналистики в
зарубежных печатных СМИ.. 17
2.1
Аберрация этического на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.. 17
2.2
Нарушение европейских этических стандартов на примере фотожурналистики в
зарубежных печатных СМИ.. 24
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Актуальность исследования. Этическая область
профессиональной деятельности журналистов на протяжении уже нескольких
десятилетий представляет собой наиболее проблемное поле для исследователя. С
одной стороны, низкий уровень речевой культуры и коммуникативной грамотности
авторов медиатекстов, с другой стороны, постоянное давление на этические рамки
их поведения в медиасфере гражданской журналистики, отличающейся отсутствием
какой-либо кодификации в общении с читательской аудиторией, приводят к тому,
что нередко читатель сталкивается с нарушением профессиональной этики, иногда –
с проявлением открытого неуважения к адресату газетных и журнальных публикаций.
Все это заставляет многих ученых говорить о кризисе в этической плоскости
журналистики, акцентируя рост негативных тенденций, с ней связанных, искать
пути его решительного преодоления.
На наш взгляд, решение проблемы лежит в раскрытии конкретных
механизмов реализации или, наоборот, отклонения от этических ориентиров в
медиаизданиях, внимание к которым поможет избежать многим начинающим авторам
сознательных или случайных ошибок, в результате приводящих к демонстрации
неуважения к читателю. Несмотря на множество работ по журналистской этике
(учебных пособий, статей, монографий), данный вопрос, а также типология
этических ориентиров, столь важных для журналистов, остаются практически
неразработанными. Сказанным обусловлен выбор темы исследования, его
актуальность.
Объектом исследования выступают этические ориентиры
профессиональной деятельности журналистов.
Предмет исследования составили конкретные механизмы
нарушений этики печатных изданий (на примере фотожурналистики в зарубежных
печатных СМИ).
Цель исследования заключается в определении этических
проблем профессиональной деятельности современных журналистов на примере
фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.
Данная цель достигается посредством реализации конкретных
задач:
— изучить понятие и общую характеристику журналистской этики;
— рассмотреть этические принципы журналисткой деятельности;
— проанализировать аберрацию этического на примере
фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ;
— проанализировать нарушение европейских этических
стандартов на примере фотожурналистики в зарубежных печатных СМИ.
В качестве основных методов исследования в работе
применялись: методы теоретического анализа и научного описания,
сравнительно-сопоставительный и типологический методы. В основу анализа
медиаизданий был положен мониторинг печатных изданий зарубежных СМИ. При
извлечении примеров для исследования использовались прием сплошной выборки, при
их аналитическом рассмотрении – элементы компонентного,
структурно-семантического и стилистического анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной
литературы по теме бакалаврской работы показал наличие множества проблем
методологического характера: в частности, не было обнаружено четких определений
таких базовых для журналистской этики понятий, как «этический ориентир»,
«этическая норма», «этический императив», «этический принцип», что указывает на
недостаточную степень освещенности избранного нами для исследования вопроса.
Между тем в ряде работ отечественных ученых (Т. М. Артишевской, Е. А.
Афанасьевой, Е. С. Долгиной, Е. А. Минязевой, П. Н. Киричок, О. В. Федотовой,
Г. В. Лазутиной, Б. Н. Лозовского, А. С. Маслова, Е. А. Смирновой, А. Н.
Тепляшиной, О. В. Федотовой, Б. Б. Шагдаровой и другие) содержатся ценные
выводы и замечания по некоторым его аспектам, которые составили научные основы
данного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
впервые представлена попытка дать исчерпывающее аналитическое описание
этических ориентиров профессиональной деятельности журналистов ряда печатных
зарубежных СМИ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в
нем уточнено содержание и определено соотношение терминов-понятий
«журналистская этика», выявлены и подробно изучены механизмы репрезентации
этических ориентиров на смысловом и языковом уровнях в материалах публикаций
журналистов.
Практическая значимость работы. Полученные результаты и
выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах, курсах по
выбору и спецкурсах для студентов-журналистов филологических факультетов вузов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Журналистская этика представляет собой совокупность правил
поведения в журналистской среде, обеспечивающую нравственный характер
взаимоотношений внутри нее и с объектами данной профессиональной деятельности –
обществом и государством. Журналистская этика обладает сложной диспозитивной
сущностной природой, обусловленной корреляцией нескольких моральных пластов,
связанных с особенностями получения, обработки и репрезентации аналитико-новостной
информации, включает в себя мораль имманентную, личную, фоновую,
профессиональную, общественную.
В этой диспозитивной сложности отчетливо проявляется роль
средств массовой информации в обществе, способных оказать существенное
воздействие на массовое сознание и положительными, и отрицательными моральными
установками авторов публикуемых материалов. Трансляция информации здесь имеет
подчеркнуто оценочный характер, ее этическая оценка, базирующаяся на комплексах
этических принципов и норм, в которых раскрывается содержание журналистской
этики, позволяет обозначить определенные рамки в вербальнооценочном поведении
журналистов при общей установке на принципиальную независимость их деятельности
и свободу слова в целом.
Конкретное свое выражение журналистская этика находит в
этических ориентирах – морально-ценностных установок, из которых должны
исходить и которыми должны руководствоваться журналисты в своей
профессиональной деятельности. Их основаниями выступают этические нормы и
принципы, главенствующими из которых можно считать правдивость и достоверность
информации; ее объективность, не исключающую оценочность в подаче; уважение к
авторству (исключающее плагиат) и к читателю, имеющему право на критические
оценки материалов; уважение к личной жизни объектов профессионального внимания;
толерантность, исключающую проявление нетерпимости по половому, национальному,
расовому, религиозному и другим признакам; сохранение конфиденциальной
информации, анонимности источников и так далее.
В ходе исследования было доказано, что исторические события,
процессы сокращения бюджетов, закрытие и реорганизация газет и агентств
вызывают определенную обеспокоенность у профессиональных журналистов
относительно соблюдения этических норм в перспективе. Многие положения кодексов
игнорируются в погоне за сенсацией.
В свою очередь, увеличение потенциальных конкурентов
заставляет профессионалов ответственно подходить к соблюдению существующих
этических норм, чтобы не уронить свою репутацию в глазах аудитории.
Наше исследование показывает, что определяющее влияние на
появление нарушений оказывают сложные ситуации, такие как война, теракты,
скандалы с известными людьми и так далее. Из этого, мы можем сделать вывод,
что, находясь в таких условиях, фотожурналист при своей работе делает упор на
свои чувства, а не на правила.
В работе были изучены те основные принципы и закономерности
работы журналиста на примере фотожурналистики, а также этические нормы,
регулирующие профессиональную деятельность фотожурналиста. Основной вывод в
этом направлении состоит в том, что вместе с развитием общества и технологий,
их совершенствованием, вопросы морали и этики журналистского творчества не
корректируются и остаются на прежнем уровне.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения журналистской
этики
1.1 Понятие и общая характеристика журналистской
этики
Возникновение профессиональной этики во времени
предшествовало созданию научных этических учений и теорий о ней. Аристотель
считается основоположником этики как самостоятельной области знаний,
преподавание которой основано на концепции моральных отношений в обществе. Его
заслуги в развитии этой науки довольно велики. Аристотель в своих трудах
систематизировал знание этических суждений. Так, в 4 веке до нашей эры
благодаря Аристотелю появилось понятие и наука «этика».
Этика, с позиции Аристотеля, — это наука о морали, цель
которой — создать счастливую человеческую жизнь и помочь в понимании основных
жизненных задач[1].
Понятие «этика» в Толковом словаре С.И. Ожеговой трактуется
как философское учение о нравственности, ее развитии, принципах, нормах и роли
в обществе. Второе определение этики в словаре: совокупность норм поведения
(обычно по отношению к какой-либо социальной группе)[2].
Итак, этика по своей природе — это философское понятие, в основе которого лежит
объяснение происхождения и сущности морали и этики, основного социального
функционала этих явлений[3].
В общем смысле этика — это набор моральных принципов и
ценностей, которые регулируют поведение человека или группы людей и определяют
положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.
Доктор философских наук М.Н. Розенко рассматривает
профессиональную этику как философскую дисциплину, науку о моральных нормах и
требованиях, регулирующих отношения между людьми в сфере труда.
Профессиональная этика, по его мнению, взаимосвязана с общей этикой.
Профессиональная этика основана на учении о личности и отношениях в обществе в
сфере профессиональной деятельности[4].
Таким образом, можно резюмировать, что этика — это особая
философская наука, в основе которой лежит учение о происхождении морали, ее
основных принципах, нормах, которые регулируют поведение человека и регулируют
его взаимоотношения в профессиональном коллективе[5].
Общая этическая теория должна решить главную
проблему — выработку норм, установок и принципов взаимоотношений в коллективе и
их распространение на систему социальных отношений. Профессиональная этика, в
свою очередь, направлена на конкретизацию этих норм и принципов в сфере
профессиональной деятельности. Профессиональную мораль следует рассматривать
наряду с общей этической системой. Пренебрежение этими отношениями приведет к
потере практической основы и утрате морального кругозора. Таким образом,
профессиональная мораль основана на совокупности [1] Этика Аристотеля / пер. с
греч.; с прил. «Очерка истории греческой этики до Аристотеля» Э. Радлова. СПб.:
Филос. о-во при Имп. С.-Петерб. ун-те, 1908. 207 с. [2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /
Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е
изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. [3] Дусенко С.В.
Профессиональная этика и этикет. М.: Академия, 2012. 224 с. [4] Профессиональная этика:
учеб. пособие / М.Н. Росенко, А.В. Бабаева, М.В. Чигирь; под общ. ред. М.Н.
Росенко. СПб.: Санкт-Петербургский гос. электротехнический ун-т «ЛЭТИ», 2005.
86 с. [5] Долгина Е.С., Минязева
Е.А. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения // Современная
филология: материалы IV международной научной конференции. Уфа: Лето, 2015. С.
91–93.