Курсовая с практикой на тему Проблемы применения Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания (на примере Дмитровского УСЗН Министерства социального развития Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОДЕКСА ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 7
1.1 Общая характеристика Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания 7
1.2 Нормативные основы применения Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социального защиты населения и учреждений социального обслуживания 14
1.3 Основные методы применения Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания 23
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДМИТРОВСКОГО УСЗН МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Общая характеристика деятельности Дмитровского УСЗН Министерства социального развития Московской области 31
2.2 Основные направления деятельности Дмитровского УСЗН Министерства социального развития Московской области 32
2.3 Применение Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания 36
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 40
3.1 Проблемы применения Кодекса этики и служебного поведения работников УСЗН Министерства социального развития Московской области 40
3.2 Пути решения проблем применения Кодекса этики и служебного поведения УСЗН Министерства социального развития Московской области 45
3.3 Оценка социальной эффективности мероприятий, направленных на решение выявленных проблем 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение 1 58
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы. Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.
Основными причинами этого явления можно считать следующие:
Во-первых. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. Использование зарубежных моделей социальной защиты порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентаций и т.д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию – как с клиентом так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.
Во-вторых. Зависимость социальной работы от государства и местных органов власти, определяющих порядок, объемы и условия финансирования и имеющих систему ценностей многим отличающуюся от принципов и ценностей социальной работы. Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей.
В-третьих. Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей. Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему быть чутким и деликатным.
В-четвертых. Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы учреждения социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом.
В-пятых. Поскольку мы имеет дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» пока невозможно, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов. Эти причины являются достойными для актуализации вопроса об изучении этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества.
Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества. Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника – всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, – что в интересах как самого клиента, так и всего общества.
Объект исследования – деятельность социального работника в учреждениях социального обслуживания населения.
Предмет исследования — система норм и правил служебного поведения социальных работников Дмитровского УСЗН Министерства социального развития Московской области.
Цель работы: комплексный анализ профессионально-этических основ деятельности социального работника, выявление соответствия моральных и нравственных аспектов социальной обслуживания населения требованиям современного общества.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих исследовательских задач:
– рассмотрение этических стандартов и философских ценностей социальной работы;
– определение основных этических принципов и нравственных норм в сфере социальной защиты населения Российской Федерации;
– установление уровня нравственного сознания специалиста в этике социальной работы;
– раскрытие сущности, структуры и содержания профессиональной этики социального работника;
– выявление места и роли морально-этических требований в системе профессиональной деятельности социального работника;
– обоснование путей повышения этического уровня профессиональной деятельности социального работника в сфере социальной защиты населения.
В качестве теоретической и методологической базы дипломного исследования использованы общенаучные методы познания в применении к вопросам профессиональной этики социального работника.
Информационной базой исследования стали труды ученых и практиков в области исследования служебного поведения, таких как Козлов В.И., Троицкий С.М., Богданова А., Степанов П.П. и др., учебно-методические пособия, материалы периодической печати и интернет-источники.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована как в теоретическом плане, так и в практическом для совершенствования системы норм морального и этического поведения муниципальных служащих.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе описываются общие понятие Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания. Даются общие понятия и определения, ставится проблема.
Во второй главе курсового исследования дается характеристика Дмитровского УСЗН Министерства социального развития Московской области.
В третьей главе, проблемы, поставленные в начале работы разрешаются, проводится оценка эффективности предложенных решений.
Заключение:
Этика социальной работы является разновидностью профессиональной этики и частью этической науки. Она исследует морально-нравственную сторону социальной работы, обосновывает основные принципы этики социальной рабаты.
Этика социальной работы изучает нравственные начала деятельности человека в обществе и в то же время является необъемлемой частью философии, играет важную роль в практике социальной работы. Очевидно, что следование этическим нормам и правилам существенно повышает эффективность деятельности социальных работников.
Основными ценностями социальной работы являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие. Эти ценности в каждую эпоху различны, могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться.
Этика социальной работы является системой нравственных норм и принципов, которым должен следовать социальный работник. Профессионализм – это не только наличие у специалиста знаний по профессии, не только овладение общекультурными навыками, но и умение давать оценку своим действиям с точки зрения требований морали. Профессиональная мораль преломляется в мотивах деятельности сотрудника социально службы и в его личностных качествах.
Специфика труда социального работника заключается в том, что ему иногда приходится действовать в сложной психологической обстановке, где не всегда удается избежать столкновений различных моральных позиций. Это зачастую затрудняет реализации моральных принципов в деятельности социального работника из-за внешних обстоятельств, которым не всегда удается противостоять. Однако социальный работник должен стремиться к этому.
Этика социальной работы строится на следующих началах:
– применение этических стандартов на всех этапах взаимодействия с клиентами;
– оценка поведения и действий конкретного специалиста и все службы в целом с позиций этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве норм морали;
– оценивание социальной работы как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр взаимодействий с четом нравственности и целесообразности.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимым компонентом профессионализма. Этика социального работника – это вид профессиональной морали, которая представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности.
Структура профессиональной этики социального работника сложна. Ее содержание многообразно. В рассматриваемом нами учреждении социальной защиты Должанского района Московской области действует «Этический кодекс», который охватывает основные направления деятельности социального работника. (Бюджетное учреждение Московской области «Центр социального обслуживания населения Должанского района Московской области»)
Профессиональная этика предполагает наличие у социального работника целого ряда личностных качеств, необходимых для эффективной деятельности. При этом этот перечень качеств в анализируемом нашими учреждении включен в профессиограмму социального работника в Бюджетном учреждении Московской области «Центре социального обслуживания населения Должанского района Московской области».
Этические нормы и правила регламентируют профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета украинского народа и ожиданий общества. Эта регламентация осуществлена в рамках этического кодекса в Бюджетном учреждении Московской области «Центре социального обслуживания населения Должанского района Московской области». Регламентация предполагает не только выделение этических норм социального работника, но и разработку системы санкций за их нарушение.
В учреждении создана система мер, направленных на управление профессиональной этикой, среди которых личный пример руководства учреждения, формирование культуры организации, обучение и тренинги, создание комитета по этике в учреждении, создание этического кодекса, создание методических материалов и рекомендаций, введение должности по урегулированию вопросов, связанных с этикой поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОДЕКСА ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Общая характеристика Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей (молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу), поддержка человека в трудные, кризисные моменты жизни, помощь в реализации его прав, создание условий для более полной реализации человеком своих возможностей, помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем – это не полный перечень задач, стоящих перед новой, ориентированной на человека, профессиональной деятельностью. Успех решения профессиональных задач социальным работником зависит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических норм и принципов, наличия определенных личностных качеств, статуса и репутации профессии в обществе, узаконенных полномочий специалиста.[11,c.65]
Социальные работники всегда придерживались определенных нравственных ценностей. Хотя эти ценности на протяжении ряда веков менялись, но основа оставалась незыблемой.
Во все времена социальная работа была направлена на оказание помощи и поддержки наиболее уязвимых членов общества и социальных групп, тех людей, которые испытывали трудности в жизни. Социальная работа по сути имеет гуманистическую направленность. Она основывается на нормах морали и нравственности. Ее главными ценностями являются благополучие людей, создание приемлемых условий для жизни, социальная справедливость. Социальные работники строили свою деятельность на понимании того, что каждый человек интересен и уникален, а поэтому он заслуживает достойных условий существования и уважения.