Курсовая с практикой на тему Проблемы пенсионного обеспечения работающих пенсионеров в РФ (на примере ГУ-Главное управление ПФР №1 по г. Москве и Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ.. 5
1.1 Общая характеристика пенсионной
системы.. 5
1.2 Особенности пенсионного
обеспечения работающих пенсионеров. 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование
пенсионного обеспечения работающих пенсионеров. 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПФР № 1 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 20
2.1 Общая характеристика ГУ-Главное
управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области. 20
2.2 Основные направления ГУ-Главное
управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области. 22
2.3 Анализ деятельности ГУ-Главное
управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области. 23
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ.. 27
3.1 Проблемы пенсионного обеспечения
работающих пенсионеров. 27
3.2 Пути решения проблем пенсионного
обеспечения работающих пенсионеров 28
3.3 Оценка социальной эффективности
мероприятий, направленных на решение проблем пенсионного обеспечения работающих
пенсионеров. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33
ПРИЛОЖЕНИЯ. 36
Введение:
Актуальность
исследования системой пенсионного характера является определенная система
взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и
каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и
конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою
очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.
Представляя собой
специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в
зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения
состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в
качестве которых выступают:
— обеспечение
пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
— пенсионное обеспечение государственной
направленности;
— дополнительное пенсионное обеспечение. Где
каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной
системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся
во взаимосвязи.
Стоит отметить,
что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы
выступают специальные подсистемы:
— определенная
подсистема финансирования;
— управленческая
подсистема;
— подсистема,
которая занимается обеспечением субъектов;
— подсистема
обеспечения различных видов;
— подсистема
правового характера.
По большей части особенности системы
пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными
принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на
распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации
в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера
носит смешанный характер.
Цель исследования: изучить проблемы
пенсионного обеспечения работающих пенсионеров в РФ.
Объект исследования: работающие пенсионеры
в РФ. Предмет исследования: проблемы пенсионного
обеспечения работающих пенсионеров в РФ.
Для достижения поставленной цели нужно
решить следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику пенсионной
системы;
2. Рассмотреть особенности пенсионного
обеспечения работающих пенсионеров;
3. Изучить нормативно-правовое
регулирование пенсионного обеспечения работающих пенсионеров;
4. Изучить общую характеристику ГУ-Главное
управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области;
5. Выяснить основные направления
ГУ-Главное управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области;
6. Проанализировать деятельность
ГУ-Главное управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области;
7. Рассмотреть проблемы пенсионного
обеспечения работающих пенсионеров;
8. Выяснить пути решения проблем
пенсионного обеспечения работающих пенсионеров;
9. Сделать оценку социальной эффективности
мероприятий, направленных на решение проблем пенсионного обеспечения работающих
пенсионеров.
Структура работы. Работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы
составляет 36 страниц. Количество литературных источников – 25.
Заключение:
На возобновление индексации пенсий
работающим пенсионерам понадобится примерно 200 млрд. рублей в год в виде
трансфертов в бюджет ПФР. В обоснованиях к уже существующим законопроектам
указывается цифра в 184 млрд. рублей, но она нуждается в уточнении.
При возобновлении индексаций часть
работников перестанет скрывать свою занятость или уходить на специальные
режимы. Поэтому, с одной стороны, вырастут потенциальные выплаты, с другой, от
них будут поступать взносы, что скажется на доходах ПФР. В итоге чистые
дополнительные расходы составят ближе к 200 млрд. в год.
Для бюджета это — не такая значимая сумма.
Но важно, в какую сторону развернется экономическая ситуация, в том числе под
воздействием коронавирусной пандемии, полагает он. Скорее всего, правительство
будет изыскивать средства на возобновление индексации, но процесс продлится до
момента, когда прояснится, в каком направлении двинется экономика.
Отменять индексацию не стоило изначально,
невзирая на то, что пенсия с учетом страховых принципов назначается в связи с
утратой трудоспособности и заработка. Установлен определенный возраст, который
вместе со стажем и величиной индивидуального пенсионного коэффициента выступает
основанием для назначения пенсии. И многие люди просто вынуждены работать,
чтобы иметь возможность компенсировать эффект от размера пенсий. Дело не только
в низких заработках, хотя они и основная причина. По мере старения населения рынок
труда начнет всё больше нуждаться в людях старшего возраста, а любые
ограничения на доходы пенсионеров толкают людей или с рынка труда, или в тень.
Частично компенсировать дополнительные
расходы на возращение индексации как раз можно за счет финансового эффекта от
повышения пенсионного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ 1.1
Общая характеристика пенсионной системы Одним из показателей, характеризующих
эффективность социальной политики государства, является уровень пенсионного
обеспечения граждан. В настоящее время много внимания уделяется вопросам
реформирования пенсионной системы в РФ. Пенсионная система – это совокупность
правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью
при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых),
выплачивая им пенсию.
В мировой практике существует два типа
пенсионных систем: распределительная и накопительная. Распределительная модель
пенсионного обеспечения основана на принципе социальной справедливости[1]. При данной модели
пенсионные выплаты финансируются за счет текущих поступлений в бюджет,
существует прямая зависимость от демографических факторов – чем больше
численность молодого поколения, тем в большей степени население пенсионного
возраста будет обеспечено причитающимися ему пенсионными выплатами.
Накопительная модель характеризуется процессом накопления определенной части
денежных средств на резервных счетах будущих пенсионеров, демографический
фактор не оказывает прямого влияния на суммы выплат, они зависят только от
самого будущего получателя пенсии.
До 2002 г. в России существовала
распределительная модель пенсионного обеспечения, основы которой были заложены
в СССР, где государственная пенсия была гарантирована всем гражданам, благодаря
многим благоприятным факторам, в том числе и демографическим. В начале 21 века
пенсионные системы многих развитых стран ощутили дефицит текущих платежей для
обеспечения пенсионных выплат. Причиной этому явилось ухудшение демографической
ситуации в связи со снижением уровня рождаемости. И Россия не стала исключением.
В
2002 году в РФ началась пенсионная реформа, направленная на создание смешанной
пенсионной системы, объединившей элементы страховой системы и накопительной:
был внедрен персонифицированный учет и выделена накопительная часть пенсионных
сбережений. То есть взносы на обязательное пенсионное страхование разделили на
две части – страховую и накопительную. Страховая часть направлялась в «общий
котел» на выплату пенсий настоящим пенсионерам, а накопительная часть аккумулировалась
на индивидуальном счете застрахованного лица. Это нововведение коснулось не
всех. Накопительная часть трудовой пенсии начала формироваться у мужчин 1953
года рождения и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе[2]. Размер страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии составлял в разное время от 2 до 6% от
их заработной платы. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника
уходили в бюджет Пенсионного фонда России, а затем на выплаты нынешним пенсионерам.
А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет застрахованного лица. Эти накопления
формировались по 2013 год. В связи с непростой ситуацией в Пенсионном фонде РФ
накопительная часть пенсий с 2014 года была заморожена (пока до конца 2023
года). В настоящее время взносы в ПФР не поступают на индивидуальные
накопительные счета работающих россиян, а идут на выплаты пенсий нынешним
пенсионерам. То есть в 2014 году произошел возврат к распределительной
пенсионной системе.
Еще
одним шагом к созданию накопительной пенсионной системы явилась Государственная
программа софинансирования пенсионных накоплений, которая начала действовать с
1 октября 2008 года. На протяжении десяти лет россияне могли уплачивать взносы
в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год, которые государство удваивало.
Источником государственных средств был Фонд национального благосостояния.
Несмотря на то, что с 2014 года на основные отчисления в накопительную компоненту
обязательного пенсионного страхования был введен мораторий, в программу
софинансирования можно было вступить до конца 2014 года, а уплатить первый
взнос для получения права на удвоение взносов — до конца 2015 года. Таким
образом, последние средства со стороны государства поступят на счета участников
программы в 2026 году. Максимальное число реальных участников программы было
зафиксировано в 2013 году и составляло 1,8 млн. человек. Тогда государство
направило на взносы 12,4 млрд. руб.
Ухудшение ситуации в области
функционирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации в
последние годы становится все более заметным. С каждым годом темпы роста
численности населения пенсионного возраста все больше превышает темпы роста
численности населения России. Такое соотношение приводит к постоянному
повышению нагрузки на население страны. Доля пенсионеров в общей численности
населения выросла до 31%. Это влечет за собой рост пенсионного бремени для
бюджетных показателей, повышение сумм пенсионного обеспечения, и, как
следствие, рост расходов бюджета Пенсионного фонда России.
В 2020 году в России на 72323,6 тыс.
трудоспособного населения приходилось 42729 тыс. пенсионеров, т. е. более
половины всего населения (57,3%). В настоящее время на каждого пенсионера
приходится в среднем 1,53 работника[3]. Причем с 2013 г.
происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2013 г. на каждого
пенсионера приходилось 1,69 работника, в 2014 г. — 1,68, в 2015 г. — 1,65, в
2016-2017 г. — 1,60, в 2018 г. -1,57, в 2019 г – 1,55. В ближайшем будущем,
число пенсионеров в сравнении с трудоспособным населением будет увеличиваться,
и соотношение трудоспособных работников и пенсионеров может составить к 2022 г.
1:1, т.е. каждый трудоспособный гражданин должен будет гарантировать
обеспечение одного пенсионера. Эти негативные тенденции приводят к
необходимости скорейшего внедрения элементов накопительной пенсионной системы.
С 1 января 2019 года в РФ начался новый
этап пенсионной реформы, связанный с увеличением возраста, дающего россиянам
право выхода на пенсию. По оценкам некоторых аналитиков положительные
составляющие данной реформы, а именно распределение во времени поступающих
взносов в систему обязательного пенсионного страхования с целью обеспечения
возможности выплаты пенсии, могут сойти на нет к 2050 году, если
демографическая ситуация в стране значительно не улучшится. И правительство
вновь встанет перед выбором: увеличивать пенсионный возраст или величину
страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд.
Современная пенсионная система в РФ
состоит из трех элементов:
1. Обязательное пенсионное страхование —
часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых
платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного
пенсионного страхования, трудовых пенсий[4].
2. Государственное пенсионное обеспечение
— часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета
предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода
тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному
страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц.
3. Негосударственное пенсионное
обеспечение и негосударственное пенсионное страхование – часть пенсионной
системы, обеспечивающая за счет добровольных накопительных взносов граждан,
выплату негосударственной пенсии.
Наиболее значимыми являются два первых
элемента, роль третьего невысока. [1] Сулейманова, Г.В. Право
социального обеспечения: учебник / Сулейманова Г.В. —Москва: КноРус, 2021. с.
108 [2] Галаганов, В.П. Право социального
обеспечения [Текст]: Учебник. М., 2017. – С. 87-88 [3] Буянова, М.О. Право социального
обеспечения: учебник / Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. —Москва:
КноРус, 2021. с. 224 [4] Антипьева Н. В. Единство и
дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. с. 129