Курсовая с практикой на тему Проблемы отношений мужчин и женщин в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения семьи в научной литературе 5
1.1. Семья и брак как разные социальные институты 5
1.2. Основные функции семьи и брака 9
1.3. Проблема распределения ролей в отношениях между мужчиной и женщиной в современной семье 13
Глава 2. Исследование проблем и особенностей отношений мужчин и женщин в современной семье 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 20
Заключение 28
Список используемой литературы 31
Введение:
Актуальность работы. Семья – это не только универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, но и особая сфера жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей.
Деятельность семьи является интегративным результатом взаимодействия составляющих ее индивидуальных субъектов и, в соответствии с известным законом системности, отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми синергетическими параметрами.
Цели и действия семьи как совокупного субъекта отражают коллективное сознание ее членов, объединенных в семейной группе на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей.
Взаимоотношения между людьми в семье очень часто зависят от эмоций и чувств, возникающих по поводу той или иной ситуации, а негативные эмоциональные состояния часто приводят к конфликту в семье. Изучением эмоций и эмоциональных состояний супругов занимались П. К. Анохин, П. В. Симонов, Л. Фестингер, У. Кеннон, У. Джеймс, А. Арнольд, Д. Биндра, Г. Ланге и др.
Эволюция семейных отношений во многом совпадает с процессом эмансипации любви и свободы приватной жизни людей, являясь частью длительного исторического процесса становления светской культуры. И речь в частности идет о завоевании принципиальной свободы личности и права на приватную жизнь, не подверженную непрерывному контролю со стороны семьи, общины, власти, церкви и т.п. Кроме того, мы считаем, что основой современного брака в ареале христианской/постхристианской цивилизации становятся не экономические или статусные, а эмоциональные характеристики межличностных отношений.
Семья – это группа, состоящая из двух людей, связанных брачными узами, а также в отдельных случаях и их детей и родителей.
Объект исследования – процесс взаимоотношений в семье.
Предмет исследования – женщины и мужчины в семье.
Цель исследования – изучить основные проблемы отношений мужчин и женщин в современной семье
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть семью и брак как разные социальные институты;
2. изучить основные функции семьи и брака;
3. проанализировать проблему распределения ролей в отношениях между мужчиной и женщиной в современной семье;
4. провести исследование проблем и особенностей отношений мужчин и женщин в современной семье.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, семья – это социальный институт, основанный на связи ее членов особыми узами и, формирующийся в течение исторически складывающейся системы взаимоотношений и взаимодействия между ними.
Семью можно рассмотреть, как социально-педагогическую группу, ориентированную на выполнение функций продолжения рода, самореализации и самоутверждения всех ее членов.
Семья, выступает ячейкой современного общества. Она имеет особую ценность и значимость для общества, поскольку выполняет репродуктивную функцию т.е. формирует новых членов социума и реализует их воспитание.
Семья выступает самостоятельным феноменом, который вводится в научную практику разными мыслителями и учеными, занимающимися исследованием разных направлений социального, психологического, педагогического развития.
Исходя из текущего этапа социально-экономического развития общества и общественных приоритетов, развитие педагогического феномена «семья» имеет следующие тенденции:
1. На протяжении всей истории становления педагогической науки, феномен «семья» выступал объектом ее исследований и продолжает сохранять свою позицию.
2. В современном обществе, «семья» рассматривается в качестве психолого-педагогического и социального феномена.
3. В настоящее время, наблюдается кризис в развитии семьи. Это обуславливает исследование данного феномена более детально, как педагогической наукой, так и иными научными направлениями. Семья требует полноценного теоретического обоснования и его использования при проектировании образовательных программ и разработке содержания учебно-воспитательной работы.
4. Семья выступает реальным органом воспитания. Именно в семьи закладываются основы социальной жизнедеятельности. Семейным опыт, семейное влияние не может быть перекрыто иными образовательными институтами.
Таким образом, семьей является общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная узами родства, родительства или супружества и осуществляющая воспроизведение человеческого рода, преемственность семейных поколений, а также социализацию своих детей.
Важную роль в современных брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения, которые характеризуют одного члена семьи в его отношениях с другими ее членами. Основные ролевые отношения в семье — мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя) и т.д. — существенно различаются в традиционной и современной семье. Проблемы современной семьи имеют разнообразные демографические, моральные, правовые, психологические и другие аспекты, свою специфику в городе и на селе, в столице и в малом рабочем поселке. Их решение напрямую зависит от того, к каким возрастным группам принадлежат супруги, от местного уклада жизни, национальных особенностей, от экономического и социо-культурного состояния общества и многих других факторов.
Итак, семье, как естественной социальной организации, свойственны принципы жизнедеятельности и адаптации, существенно отличающиеся от сложившихся представлений о них в науке, обществе и власти. Рассмотрение семейно-брачных проблем через призму восприятия семьи как естественной социальной организации позволяет, во-первых, критически оценить социологическую теорию семьи в плане объяснения процессов, их причин и перспектив, идущих в современной семейно-брачной сфере, выявить сущность и системный характер проблем семьи, уточнить основные факторы, способствующие их возникновению во всех сферах существования семьи. Во-вторых, дать оценку существующей социальной практике управления семьей, и, в-третьих, разработать и предложить меры социального управления по преодолению семейно-брачных проблем, адекватных их специфике, как естественной социальной организации и природно-социальной сущности института семьи.
Исходя из всех результатов исследования, можно сделать следующие выводы: в целом в современной семье наблюдаются достаточно положительные взаимоотношения и взаимодействия в конфликтной ситуации; при этом все семейные пары предпочитают достаточно пассивный характер поведения в конфликте, что означает стремление сгладить неприятности, избежать развития конфликта; поведение супругов в конфликтной ситуации не зависит от супружеского стажа; наиболее конфликтной сферой отношений в современной семье являются нарушения ролевых ожиданий; лишь небольшая часть супружеских пар не имеет особо конфликтных сфер взаимодействия, их можно считать вполне благополучными; большинство мужчин и женщин в современной семье считают свои отношения с супругом вполне удовлетворительными; при этом супружеские отношения в современной семье в наибольшей степени являются неблагополучными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения семьи в научной литературе
1.1. Семья и брак как разные социальные институты
Семья и брак являются способами общественного регулирования отношений между людьми, состоящих в родственных связях, однако, эти термины, несмотря на свою схожесть, не следует считать тождественными.
Семья является более развитой малой социальной группой, которая представляет собой важную форму организации личного быта людей, базируется на союзе супругов и родственных связях, т. е. основана на отношениях мужа и жены, родителей и детей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство.
Брак является особенным типом социального института, который исторически обусловлен, социально регулируемый тип отношений мужчины и женщины, который устанавливает их права и обязанности в отношении друг друга и их детей. Брак является основой формирования семьи .
Семья выступает самостоятельным феноменом, вводимым в научную практику различными учеными и мыслителями, которые занимаются исследованием различных сфер социального, педагогического, психологического развития.
Рассмотрим основные направления исследований, в которых рассматривался данный феномен:
1. Философская мысль. Впервые понятие «семья» стало рассматриваться учеными-философами. В то время, оно было заменено иными понятиями: так, Платон именовал семью андрогин, Аристотель – частью государства, Юм – браком, а Гегель утверждал, что семья — это, по сути, и есть общество.
2. Историко-этнографические исследования отождествляют семью с определенным направлением культурного развития общества, с бытом, домом, формированием народа и его традиций, нравов.
3. Социологические направления исследований рассматривают семью в качестве нравственного ориентира деятельности индивида. Именно семья лежит в основе социума и социальной деятельности. Все нормы социального поведения формируются в семье. Создание семьи должно быть единственной целью каждого индивида. Так, ученые Ю.П. Азаров, В.В. Бойко рассматривают семью, как фактор биосоциального развития человека, а Т.М. Афанасьева и С.В. Бородин исследуют взаимоотношения между семьей и социум, выявляют его закономерности. Кроме того, социологи формируют теории о быте семьи, ее культурной основе, взаимоотношениях между супругами, которые лежат в основе формирования семьи.
4. Демографические исследования передают семье функции по формированию связей и взаимодействия между поколениями, воспроизводства, формирование системы, внедрения прародительской семьи в нуклеарную.
5. Психолого-педагогические исследования рассматривают вопросы о формировании и функционировании семьи, как необходимость и потребность каждого индивида. Все компоненты структуры семьи, т.е. каждый ее член, имеет определенное содержание т.е. наполненность нравственными, эстетическими, интеллектуальными и иными качествами .
Семья выполняет социально значимую функцию: воспроизводство людей, которые наделены полезными и общественно значимыми свойствами.
Помимо этого, происходит исследование социальных факторов, которые тем либо другим образом воздействуют на формирование и развитие семьи, создают условия для ее полноценного развития и максимизируют раскрытие социального потенциала каждого члена семьи.
Семья в роли социального института стоит особняком во всей системе социальных институтов .
Нельзя отыскать ни одного еще социального института, в рамках которого было бы возможно удовлетворение подобного числа повседневных и общезначимых потребностей.
Семья является главным носителем культурных образцов, передающихся по наследству, в которой человек обучается конкретным социальным ролям, получая основы образования и навыки поведения .
С институтом семьи тесно переплетается еще один общественный институт – брак, который является добровольным союзом между мужчиной и женщиной, которым порождаются их права и обязанности относительно друг друга и совместных детей .
Брак – это социально одобряемый образец поведения, при помощи которого брачующиеся составляют семью. Заключением брака предполагается не только воспроизводство и воспитание детей, однако, и много иных прав и обязанностей.
С точки зрения психологии, семья – это исторически сложившаяся, конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми, супругами, и членами определенной малой группы, которые связаны между собой брачными узами либо родственными отношениями, общим бытом, моральной и социальной ответственностью перед друг другом, естественной потребностью в духовном и физическом воспроизводстве населения.
Основой семьи выступают взаимоотношения между ее членами (супруг-супруг, родители-дети и т.д.), а брак между мужчиной и женщиной является легитимным признанием семейных отношений.
Если супруги не зарегистрировали собственные отношения на законодательном уровне, тогда их отношения называют сожительством либо сексуальным партнерством. Данное отношение к пониманию семьи установлено законом.
С точки зрения психологии, семьей признается длительный союз между людьми, ведущих совместное хозяйство, рожающих и воспитывающих детей.
Помимо этого, для наиболее полного понимания сущности семьи, изучается и ее пространственная локализация – место проживания (дом, квартира и т.п.), экономическая основа семьи – доход. В случае, когда супруги ведут общее хозяйство и проживают совместно на одной территории, подобный союз может называться семьей.
Различными обществами установлены разные образцы брачных связей. Каждым обществом ограничен выбор партнера для брака тем, что разрешается выбирать его лишь вне определенной узкой группы. Данное явление называется экзогамия.
В современном обществе нельзя жениться родственникам, во избежание кровосмешения.
К примеру, мужчина не имеет права жениться на сестре, двоюродной сестре и близких родственниках .
Так же существуют некоторые противоположные требований, когда выбор партнера для брака может быть лишь в пределах своей группы. Подобный культурный образец брачных связей называют эндогамией. Подобного рода требование может встречаться в примитивных обществах.
В современных обществах распространена сословная и расовая эндогамия, при которой запрещается выбор партнера из другой расовой группы и низших слоев населения. Эндогамия характерна закрытым группам типа каст.
Большинству современных обществ характерна единственная форма супружества – моногамия, т. е. брак одного мужчины и одной женщины. Со временем, в ходе развития различных обществ, практиковали полигамию, т. е. такую форму брака, когда в супружестве предполагается более одного партнера. Принято выделять 3 формы полигамии.
1. Групповой брак, когда несколько мужчин и женщин одновременно пребывают друг с другом в брачных отношениях;
2. В Южной Индии и Тибете известна форма полигамного брака, которая называется полиандрией, когда у женщины есть несколько мужей, в связи с тем, что количество мужчин существенно превышает количество женщин. В данном обществе считается нормальным, если женщина, выйдя замуж, становится женой и для всех братьев своего мужа, и они живут все вместе;
3. Наиболее распространенная форма полигамного брака – полигиния, т. е. многоженство, которое преобладает в восточных государствах .