Курсовая с практикой на тему Проблемы обучения одаренных детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты обучения одаренных детей. 5
1.1. Особенности обучения одаренных
детей. 5
1.2. Актуальные проблемы в работе
педагога с одарёнными детьми. 12
Глава 2.
Методические аспекты обучения одаренных детей. 22
2.1. Диагностика проблем обучения
одаренных детей. 22
2.2. Методические рекомендации по работе
с одаренными детьми. 25
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 38
Введение:
Актуальность исследования. В XXI в. в России произошли
значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях и
системе ценностей. Противоречивые тенденции постмодернизма, поиски новых основ,
эксперименты, вызванные глобализационными процессами, усложняющими картину
мира, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития
творческой одаренности детей на начальном этапе их становления, которым
предстоит жить и работать в новых условиях, в новой социокультурной парадигме.
Они получают много информации благодаря кино, телевидению, компьютерам.
Всеобщая информатизация, которая, безусловно, для развития личности имеет
первостепенное значение, определяет и негативные последствия, такие как потеря
усидчивости, отсутствие новизны восприятия. Современный ребенок много слушает,
смотрит, знает. Вместе с тем, встает вопрос — участвуют ли знания в развитии
его одаренности, в преобразовании его духовного мира, творческого потенциала?
Современный социум нуждается в людях, предрасположенных к
нестандартному, инновационному, творческому мышлению, способных генерировать
креативные идеи.
В настоящее время важнейшей исследовательской задачей
является выработка средств развития творческой одаренности детей, внедрения в
педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью
которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему
близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию.
При выявлении детей с незаурядными умственными
возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их
оптимальному развитию. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями,
которые должны учитывать учебные программы для них.
Заключение:
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными
нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие
специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Как правило, их отличает высокая любознательность и
исследовательская активность.
Психофизиологические исследования показали, что у
таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и
переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их
активности чревато негативными реакциями невротического характера.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их
большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими
конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с
удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их
мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация
внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им
интересна.
Однако свойственное многим из них разнообразие
интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно,
а также берутся за слишком сложные задачи.
У них также есть расположенность к четким схемам и
классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь
таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности
привлекших их внимание сведений.
Мы провели опрос
учителей, работающих с одаренными детьми и выяснили, что существует 8 основных
проблем в обучении одаренных детей.
В опросе участвовали 20
педагогов.
1. Некомпетентность
самого педагога – отметили 60% опрошенных.
Провалы ученика,
связанные с организационными моментами работ на конференциях, ЕГЭ – это только
вина педагога, как правило, такую деятельность выбирают ученики сильные, слабый
ребёнок не будет заниматься дополнительной безуспешной нагрузкой.
2. Уровень знаний
педагога ниже уровня знаний ученика – отметили 50% опрошенных.
Чаще это происходит с
учителями, которые работают со вторым языком, а не с основным. Учитель
французского языка преподаёт английский. Ошибки, допускаемые учителем, красной
калькой накладываются на знания ученика. В сознании ребёнка происходит столкновение
двух знаниевых парадигм. Сложно представить качественную подготовку одарённого
ученика таким педагогом к олимпиаде, когда учитель сам в системе допускает
грамматические и спеллинговые ошибки, убеждая ребёнка в
«правильности своего
варианта».
3. Конфликт интересов –
отметили 70% опрошенных.
Данная проблема логично
вытекает из предыдущих двух. Какой одарённый ученик, пройдя через то или иное
поражение, захочет продолжить работу с такими учителями. Совсем необязательно,
чтобы преподающий учитель был и руководителем.
4. Конфликт одарённостей
– отметили 60% опрошенных.
Талантливый ребёнок, чаще
всего, талантлив во всём. Он успешен во многих или во всех предметах. Каждый
учитель – предметник стремится к тому, чтобы одарённый ученик выступал на
олимпиаде по его предмету. Таким образом, у одного человека накапливается до 6
– 7 олимпиад, и иногда предметы не согласовываются, из разных циклов.
5. Авторитарность
руководителя – отметили 60% опрошенных.
Уже отмечалось ранее, что
одарённый ребёнок стремится к самостоятельности мышления. Однако многие учителя
об этом забывают, они разрабатывают «Маршруты подготовки», выбирают материалы и
формы работы, считая свои действия единственно правильными.
Такое руководство может спровоцировать
противодействие со стороны ребёнка, стремящегося отстаивать свои взгляды.
Только компромисс мнений способен обеспечить плодотворность совместной
деятельности, авторитарность не выиграет.
6.Стресс – отметили 70%
опрошенных.
Выполняя проект,
одарённый ребёнок стремится к тому, чтобы работа была идеальной, на 150%.
Добившись результата, он испытывает огромное удовлетворение от деятельности,
что становится стимулом к новым свершениям, появляются новые планы и идеи.
7. Однообразие
деятельности – отметили 60% опрошенных.
Талант не может вдруг
появиться или исчезнуть, он может развиваться или затухать, но он есть всегда.
8. Эмоциональное
выгорание – отметили 60% опрошенных.
Последняя проблема
является логичным результатом из всех ранее перечисленных. Ребёнок может
замкнуться. Депрессия, опустошение, желание уединиться или, просто, забыть о
происходящем – всё это производное от внезапной неудачи, чрезмерной
загруженности и, как следствие, усталости, однообразной рутины, постоянной
гиперответственности за порученные дела.
Одаренные
дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда
ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях.
Однако, как правило,
одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических
особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству
одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты обучения одаренных детей
1.1.
Особенности обучения одаренных детей
Среди самых интересных и загадочных явлений в природе
преобладает одаренность детей. Проблема ее диагностики и развития волновала
педагогов на протяжении многих веков. Интерес к нему сейчас очень высок, что
связано с общественным спросом. Именно люди с большим талантом могут внести
наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения показывают, что умственные способности людей
неодинаковы, стары как мир. Давно замечено, что их различия часто проявляются в
детстве.
Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных детей
является одной из основных задач совершенствования системы образования.
Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи, особом внимании и
руководстве взрослых. Но не следует забывать, что в силу своих личностных
особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке своей деятельности,
поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным раздражителям и лучше
понимают отношения и связи.
Следует также помнить, что каким бы одаренным ни был ребенок,
его нужно учить. Важно научить усидчивости, научить трудиться, самостоятельно
принимать решения.
Одаренный ребенок не потерпит стрессов, криков, которые могут
вызвать проблемы. В таком ребенке трудно развить терпение, усидчивость и ненавязчивость.
Нужна огромная нагрузка, дети с дошкольного возраста должны внедрять творчество
и создавать для этого среду.
Некоторые психологи
считают, что дети, которые творчески одарены в обычных школах, неправильно
понимаются взрослыми и их сверстниками, подвергаются насмешкам и чуть ли не
издевательствам. Поэтому решение состоит в том, чтобы поместить их в
специальную школу гениев.
Не все эксперты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок
талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении
со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к
окружающим детям ("О чем я могу с ними поговорить?") или к своему
учителю ("Чему они могут меня научить?"). В этом случае возникнут
проблемы со связью. Но это стоимость домашнего образования, а не собственность
творческого таланта. Чаще всего дети с художественными,
художественно-поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением на
уроках родного языка, репутацией школы и всяческой поддержкой учителей[3].
Чтобы развивать свои таланты, одаренные дети должны свободно
пользоваться временем и пространством, учиться по расширенному учебному плану,
чувствовать личную заботу и внимание своих учителей. Широкие временные рамки
способствовали развитию поиска проблем. Здесь важно не то, чему учиться, а как
учиться. Если одаренный ребенок имеет возможность выполнить задание не спеша и
не перескакивать с одного на другое, он лучше всего поймет тайны связи между
явлениями и научится применять свои открытия на практике.
Безграничная возможность анализировать высказанные идеи и
предложения, углубленное изучение природы проблемы способствует проявлению
природной любознательности и любознательности, развитию аналитического и
критического мышления.
К проблемам одаренности относятся проблемы выявления, обучения и
развития одаренных детей[8].