Курсовая с практикой на тему Проблемы народности воспитания в отечественной педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Каптерев)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Основоположники отечественной педагогики. 5
1.1
Великий учитель — К.Д. Ушинский. 5
1.2
Основные теоретические положения и принципы педагогической системы Толстого. 10
1.3
Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф. 18
Глава 2. Реалии и перспективы развития принципа народности
воспитания в современной отечественной педагогике………………………………………….24
2.1. Современное состояние
развития принципа народности воспитания в педагогической
теории……………………………………………………………..24
2.2. Направления реализации
принципа народности воспитания в современной образовательной
практике………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список
использованной литературы.. 42
Введение:
История педагогики как науки
кратко рассматривается во многих образовательных гуманитарных программах.
Ознакомиться с ним можно самостоятельно, изучив тематические издания, учебники,
статьи. Тема довольно интересная, потому что педагогика зародилась в глубокой
древности и с тех пор активно совершенствуется, хотя путь развития довольно
неравномерен.
По мнению специалистов по этому
вопросу, достаточно сложно кратко сформулировать все важные моменты и этапы
истории педагогики как науки, это направление развивается слишком долго. И это
слишком важно для человеческого общества. Деятельность, направленная на
воспитание подрастающего поколения, контролируется условиями жизни общества,
совершенствуется, изменяется. Дородовая община и клановая система предполагали
передачу младшим морального и материального опыта через работу и взаимодействие
со старшими.
Ответственность за обучение в
первом учебном заведении возлагалась на священнический класс. Однако в
большинстве семей детей обучали родители или другие родственники.
Согласно публикациям, посвященным
краткому описанию истории педагогики и образования, после выхода из клановой
системы воспитание стало социальной функцией, получившей полную
самостоятельность. В те времена уже существовала потребность в обобщении
накопленного цивилизацией опыта в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Как известно современному человеку, еще Фалес в древности говорил об
образовательных аспектах. Довольно любопытно, а кроме того, придумано на
практике и в наши дни, авторство которого, как полагают, принадлежит Эпикуру,
Сократу.
Не менее значительны размышления
и сочинения Платона, Гераклита. Аристотель, Демокрит сыграли свою роль в
развитии образования как науки. Период развития древнегреческого общества — это
время, когда впервые появился термин «педагогика». Со временем именно он
сохранился в истории как главное слово, отражающее образовательную науку. В то
же время были сформированы и другие термины: гимназия, школа.
Короче говоря, история развития
педагогики начинается с Сократа. Эта древнегреческая фигура почитается за
основателя науки. Сведения о том, что он учил диалогу, полемике, ставил перед
собой цель сформировать у слушателей умение мыслить, подчиняясь логике, дошли и
до наших дней. Известно, что во время своих занятий философ провоцировал
слушателей думать о спорном предмете так, чтобы они сами понимали абсурдность
первоначальной формулировки. Он только руководил аудиторией, чтобы она сама
пришла к правильному результату рассуждений. Этот метод был даже назван в честь
древнегреческого мыслителя; сегодня он также известен как Сократический. Подход
основан на вопросах и ответах, посредством которых осуществляется обучение
мышлению, подчиняясь логике.
Если кратко взглянуть на историю
отечественной педагогики, то следует обратиться к древнему периоду. Известно,
что школа впервые появилась в 1030 году. Это учреждение было создано для
обучения трехсот детей. Первая ответственная школа появилась в Новгороде. Через
некоторое время Симеон Полоцкий, заинтересовавшись этим вопросом, проделал
исключительно большую работу. В частности, в 1664 году его усилиями в столице
появилась языковая школа. Такие существовали и в Спасском монастыре.
Заведение открылось для обучения
детей греческому языку, славянской речи и латыни. Известно, что именно Полоцкий
отвечал за воспитание царских детей, в том числе и Софьи. Петр Великий также
воспитывался под бдительным оком этого знаменитого отечественного педагога,
который считал, что одним из ключевых факторов воспитания ребенка является
пример родителей. К числу важнейших явлений он относил также среду, в которой
живет ребенок, и учителей, с которыми он взаимодействует.
Если вкратце рассмотреть историю
педагогики применительно к нашей стране, то нельзя обойти вниманием труд
Ломоносова. Его почитают как ученого, внесшего, пожалуй, самый значительный
вклад в эту область знаний. Именно он создал два основных учебника — по русской
грамматике и по риторике. Не менее значимыми и важными были труды Новикова,
который ставил перед собой цель формирования у детей уважения к труду,
доброжелательного поведения и умения сочувствовать окружающим.
Публикации, в которых кратко
рассматривается история возникновения педагогики как науки применительно к
России, обязательно затрагивают уникальные опыты и опыты Толстого, которые он
проводил в своем собственном имении. Ясная Поляна — это название известно
практически любому нашему соотечественнику. Именно здесь великий гуманист
организовал начальное учебное заведение для работы с детьми крестьян.
Он создал свой собственный
необычный учебно-воспитательный подход, который воплотил на практике. Главной
задачей, которую ставил перед собой толстой, было формирование и
совершенствование самостоятельности детей, способных к творчеству. Он стремился
внедрить бесплатное образование. Именно Толстой написал азбуку, ставшую главным
учебником для начальной школы.
Следующее важное имя, которое
необходимо помнить, говоря об истории педагогики и образования, — Ушинский. Его
усилия сформировали уникальную единую систему дидактики, отличительной чертой
которой был комплексный подход к проблеме. В основе теории лежала
демократизация образования и необходимость народного образования. Он призвал
учитывать творческую силу народа и признать право каждого на образование.
Главной целью, которую Ушинский
сформулировал применительно к учебному процессу, было создание полноценной и
способной к творчеству активной личности, готовой к труду. Последний
рассматривался как высший формат человеческой деятельности.
Заключение:
В современных условиях
модернизации образования, воспитательный процесс стал характеризоваться
гуманизацией и обращением к личности ребенка. Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» провозглашает дошкольное образование первым уровнем
общего образования, которое предполагает необходимость создания условий для
получения без дискриминации качественного образования всеми лицами, включая
детей с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития
на основе специальных педагогических подходов.
В воспитательном процессе с
опорой на развитие человека как личности немалое внимание отводится
эстетическому воспитанию подрастающего поколения как важнейшему средству
нравственного развития ребенка дошкольного возраста. Так, согласно ФГОС
дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных
областях, одна из которых является духовно — нравственное развитие,
предполагающее приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Младший школьный возраст
считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений
и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность
нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга,
чести, достоинства и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития
формирующейся личности еще в дошкольном возрасте.
Понятие «народности в общественном
воспитании» введено и осмыслено К. Д. Ушинским на том этапе развития
отечественной педагогической культуры, который в периодизации П. Ф. Каптерева
получил название «период общественной педагогии»: вопросы образования тогда
могли обсуждаться и обсуждались на страницах общественной периодики широко и
свободно, независимо от тех или иных официальных идеологических установлений.
Главное устремление общественной педагогической мысли 60-70-х гг. XIX века было
связано с разысканием важнейших компонентов деятельности воспитания, собственно
и сообщающих ей направленность на «всестороннее развитие богодарованных сил
человеческой природы до возможной степени их совершенства», то есть, в первую
очередь, на сохранение и приумножение Человеческого в человеке. Важнейшие
педагогические идеи — идеи развивающего обучения, свободы, дисциплины, метода —
все одушевлены этим устремлением, образующим сферы предметного и автономного
педагогического знания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основоположники
отечественной педагогики
1.1 Великий учитель — К.Д.
Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский
(1823-1870) – русский педагог, писатель, родоначальник научной педагогики в
России. Разработал эффективную педагогическую систему, а также стал автором
ряда научных трудов и детских произведений.
В биографии Ушинского есть много
интересных фактов.
Константин Ушинский появился на
свет 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле. Он рос в семье отставного офицера и
чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны.
Детство и юность
Почти сразу после рождения
Константина, его отца назначили судьей в маленьком городе Новгороде-Северском
(Черниговская губерния). В результате, именно здесь и прошло все детство
будущего педагога [2].
Первая трагедия в биографии
Ушинского произошла в 11-летнем возрасте – скончалась его мать, которая любила
сына и занималась его образованием. Благодаря хорошей домашней подготовке,
мальчику не составило труда поступить в гимназию и причем сразу в 3-й класс.
Константин Ушинский высоко
отзывался о директоре гимназии Илье Тимковском. По его словам, мужчина был
буквально одержим наукой и стремился делать все возможное, чтобы ученики
получали наиболее качественное образование.
После вручения аттестата
17-летний юноша поступил в Московский университет, выбрав юридическое
отделение. Особенный интерес он проявлял к философии, правоведению и
литературе. Получив диплом, парень остался в родном вузе для подготовки к
профессорской степени [4].
В те годы Ушинский размышлял над
проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался
малограмотным. Когда Константин стал кандидатом юридических наук, он отправился
в Ярославль, где в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.
Отношения между педагогом и
студентами были очень простыми и даже дружескими. Ушинский старался избегать
разных формальностей на занятиях, чем вызывал негодование у руководства лицея.
Это привело к тому, что за ним установили негласный надзор [6].
По причине неоднократных доносов
и конфликтов с начальством, Константин Дмитриевич решает покинуть лицей в 1849
г. В последующие годы биографии он зарабатывал на жизнь переводами иностранных
статей и обзорами в изданиях.
Со временем Ушинский решил уехать
в Санкт-Петербург. Там он трудился мелким чиновником в Департаменте духовных
дел и иностранных вероисповеданий, а также сотрудничал с изданиями «Современник»
и «Библиотека для чтения».
Когда Ушинскому исполнился 31 год
ему помогли устроиться в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал
русскую словесность. Перед ним стояла задача воспитывать учеников в духе
преданности «царю и отечеству».
В институте, где были установлены
строгие порядки, занимались воспитанием потенциальных чиновников. Студентов
наказывали даже за незначительные нарушения. Кроме этого, ученики доносили друг
на друга, вследствие чего между ними были холодные отношения [8].
Примерно через полгода Ушинскому
доверили должность инспектора. Получив более широкие полномочия, он смог
поставить воспитательный процесс таким образом, что доносы, воровство и
какая-либо вражда постепенно исчезли.
В скором времени Константин
Ушинский наткнулся на архив одного из предыдущих инспекторов вуза. Он состоял
из множества педагогических трудов, которые произвели на мужчину неизгладимое
впечатление.