Курсовая с практикой на тему Проблемы мотивации достижения успеха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
УСПЕХА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 5
1.1 Исследование мотивации в отечественной и
зарубежной науке. 5
1.2 Мотивация достижения успеха. 10
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. 17
2.1. Методы исследования особенностей
мотивации достижения у студентов-психологов. 17
2.2. Анализ результатов исследования. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Понимая причинную природу человеческих действий,
появляется возможность их объяснять и предвидеть, тем самым способствуя
созданию соответствующего общения и взаимодействия людей в их совместной
деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивы человека
составляют стержень его личности, поэтому, изучая мотивационную сферу человека,
мы изучаем ее как личность. В разных
жизненных обстоятельств одни и те же действия могут иметь разные мотивы, и
наоборот, один и тот же мотив может реализовываться в разных действиях. Но в мотивации деятельности человека
существуют определенные общие характерные закономерности, которые проявляются в
различных способах его реакции на элементы внешней или внутренней сферы жизни. В процессе активного общения между людьми, достижения
ими взаимопонимания, желания выяснить причины поведения, всегда есть то, что
называется мотивом действия – побудительный мотив к осуществлению
действий. Это может проявляться в
действиях человека по смене работы, профессии, началу или прекращению обучения,
созданию семьи или ее разрушению и т.п.
Эти действия связаны с целью, которую человек ставит перед собой:
изменить образ жизни, добиться успехов в профессии или преодолеть собственные
недостатки. Идет процесс формирования
мотивации, в течение определенного периода жизни она направляет мысли и
действия человека. Познание
закономерностей возникновения мотивационных процессов, причин их изменения
имеет как научное, так и практическое значение.
Заключение:
Мотивация – сложная тема, охватывающая практически все области
психологии. Никакая теория не может
объяснить все, что мы знаем о мотивационных процессах. Некоторые мотивы, такие как голод, жажда и
сексуальная активность, кажутся наиболее понятными с биологической точки
зрения. Другие мотивы, похоже,
изучаются, и они помогают объяснить разнообразие и сложность человеческой
деятельности. Другие мотивы влияют на
когнитивные процессы, в которых мы участвуем. Сложным фактором в мотивации человека является тот факт, что даже на
основные мотивы влияют разные элементы.
Например, мы можем есть из-за наших энергетических потребностей, но
некоторые люди также едят, когда они находятся в состоянии стресса или тревоги,
в депрессии или в одиночестве, или из-за социальных влияний, таких как другие
люди, которые едят. Вкус некоторых
продуктов также может заставить нас есть, когда мы не голодны. Такое взаимодействие многих факторов, определяющих мотивацию
поведения, серьезно затрудняет понимание даже основных мотивационных
процессов; вклад различных мотивационных
компонентов должен быть тщательно разделен и проанализирован. Когда кто-то пытается изучить более тонкие
мотивы, эти усложняющие факторы делают его еще более трудным для
понимания. Мотивация – это поведение; это не вещь или особое событие, которое
можно наблюдать напрямую. Это соединение, которое описывает конкретное
поведение. Два аспекта поведения, описываемого концепцией мотивации, которая
состоит в оправдании поведения или цели поведения и надлежащее потребление
энергии.
Таким образом, поведение мотивировано для получения определенной цели,
или, серьезность и уровень воздействия энергии отличается от предыдущей
ситуации.
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые
столкнулись со многими трудностями. В первую очередь возникла терминологическая
неточности в отношении терминов «мотив» и «мотивация», которые довольно часто
употребляются нами как синонимы. Любая причина поступка социального,
исторического, экономического развития человечества может называться как
«мотив» или «мотивация».
Мотивацией объясняется выбор между различными возможными действиями,
между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления,
кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного
действия и достижения ее результатов.
Анализ исследований мотивации в рамках теории деятельности показал,
что под мотивацией нельзя понимать «включение» деятельности по мотивам или
актуализированной потребности (как мотивирующие стимулы).
Представления о содержании и структуре мотивации достижения, а также
конкретно образовательной деятельности получили развитие в работах Т.О. Гордеева в рамках структурно-процессуального
подхода к мотивации деятельности. В
соответствии с моделью потребности учебной мотивации, которая во многом
является развитием идей теории само-определения, внутренняя и внешняя мотивация
учебной деятельности состоит из мотивов, имеющих отношение к содержанию учебной
деятельности или внешних по отношению к ней.
оно направлено на удовлетворение или преодоление разочарования других,
не связанных с ним.
Фрагмент текста работы:
Исследование мотивации в отечественной и зарубежной науке Методологические позиции исследователей, взяли за основу то или иное
понимание мотивации, отражены и в определениях этого феномена и понимании
своего места в детерминации поведения. В целом, в определениях мотивации всегда
фигурирует соотношение двух понятий: "мотивация" и "мотив",
хотя многие исследователи пользуется только каким-то одним из них, употребляя
иное как синоним. Всего в контексте этого соотношения мотивацию рассматривают:
1) как систему мотивов личности; 2) как процесс согласования мотивов и
особенностей мотивирующей ситуации[1].
Но есть и более широкие трактовки мотивации, которые выходят за рамки понятия
мотива. Так, в понимании С.Л. Рубинштейна, мотивация — это проявление
"внутренних условий" в поведении, это внешняя детерминация, которая
реализуется через внутренние условия, через психику и сознание. Такой подход
дает основания для включения в понятие мотивации на первый взгляд разноплановых
и разно-уровневых психологических категорий, таких как потребности, мотивы,
цели, интересы, желания, намерения.
Понятно, что и понятия мотива объясняется неоднозначно. Мотив
понимается как "1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) предмет (материальный
или идеальный), что побуждает и определяет выбор направленности деятельности,
ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе
выбора действий и поступков личности »[2].
Понятие мотива, мотивации поведения были в научные потребления уже в начале
становления психологии. Так, В.Вундт рассматривал как мотивы составные части
волевого акта представления и чувства, первые из которых побуждают к
деятельности, а вторые являются ее движущей силой [Цит. по 8: 59]. Истоки
мотивации, согласно традиции, суть которой заключается в признании физиологии
основой психологии, искали в физиологии. Начало этому было положено И.П.
Павловым, взгляды которого за рубежом принято называть теорией активации. Эта
теория оказала значительное влияние на психофизиологию, особенно ее позднее
развитие П.К. Анохиным. Мотивирующие силы здесь не биологические, они результат
работы сознания, где важное место принадлежит когнитивным процессам[3].
Теории социального научения более близкие к теоретическим подходов отечественной
психологии, поскольку вместо инстинктов в качестве детерминирующих сил они
рассматривают самооценку, предвидение последствий своих действий, когнитивные
процессы, социальные ожидания. Однако их общая бихевиоральная ориентация не
позволяет учитывать в полной мере свою активность личности. В зарубежной
психологии ситуационный подход в исследованиях мотивации был доминирующим до
конца 40-х годов нашего века.
Н.В. Елфимова пишет, что теория мотивации в когнитивной психологии
является малоубедительной и непродуктивной, поскольку разделение когнитивной и
эмоциональной стороны мотивации приводит к нарушению принципа целостности
познания человека. В психологии существует тенденция к расширению содержания,
генерализации и экстраполяции отдельных психологических категорий объяснений
нежелательных им психических явлений, о чем с убийственной иронией писал Л.С.
Выготский[4]. [1] Рубинштейн С.Л., Проблемы общей
психологии ._ СПб., Пи-тер, 2014. — 720 с. [2] Верещагина Л. А. Психология
потребности и мотивация персо-нала / Л. А. Верещагина, И. М. Карелина. — Второе изд., Приложение. — X, 2015. — 156 с. [3] Иванников В.А. Волевая
саморегуляция процесса мотивации / В.А. Иванников, А.В. Монроз //
Психологические исследования. — 2014. — т. 7. — № 35. — Электронный ресурс. — Режим
доступа : URL.http://psystady.ru [4] Петров В. В. Теории мотивации:
учебник для вузов / В. В. Пет-ров. — М
.: Равновесие, 2015.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 5
1.1. Мотивация достижения успеха в структуре личности 5
1.2. Особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 9
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 12
2.1. Организация и методы исследования 12
2.2. Результаты исследования мотивации достижения успеха у подростков 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
Введение:
Актуальность исследования. Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, и процесс его теоретического понимания далек от завершения. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Одной из основных мотивов человека, без которого невозможно его полное развитие, является мотивация к достижению. Мотивация для достижения направлена на максимально возможную реализацию любой деятельности, что проявляется в стремлении субъекта приложить усилия и достичь, пожалуй, лучших результатов в той области, которую он считает значимой. Интеллектуальность, работа, спорт и мероприятия, направленные на приобретение каких-либо социальных навыков или помощь другим, можно рассматривать как достижения.
В отечественной психологии вопрос мотивации к достижениям также был центральным. Его изучением занимались психологи из разных школ и областей: Васильев И. А., Вилюнас В. К., Магомед-Эмин М. С., Файзуллаев В. А., Шадриков В. Д., Чирков В. И., Ядов В. А., Якобсон П.М. и др.
Проблема формирования мотивации достижения у подростков связана, во-первых, с недостаточным изучением этого вопроса, а во-вторых, с задачами оптимизации процесса становления личности в подростковом возрасте, поскольку используемые мотивационные модели не всегда эффективны. Основным средством формирования и развития мотивационной сферы личности подростка является активная, значимая для него деятельность. Однако работы этих авторов не исчерпали исследования мотивации достижения, в том числе у подростков, а лишь подчеркнули его глубину и определили ряд направлений для изучения характера мотивации, ее структуры и форм выражения.
На основании всего вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы особенности и направления мотивации достижения успеха в подростковом возрасте?
Объект исследования – мотивация достижения успеха у подростков.
Предметом исследования стало выявление особенностей и личностных направлений мотивации достижения у подростков.
Цель исследования – определение особенностей и факторов мотивации достижения успеха у подростков.
Гипотеза: Существует взаимосвязь между уровнем мотивации к обучению и уровнем мотивации к достижению успеха.
Формулировка гипотезы и достижение цели исследования предполагает решение ряда конкретных задач:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и выявить особенности и пути развития мотивации обучения;
2. определить пути и средства формирования учебной мотивации учащихся;
3. провести исследование мотивации достижения успеха у учащихся.
Постановка цели и задач обусловила выбор методов научного исследования:
— теоретические: анализ литературы; выдвижение цели, задач, гипотезы исследования; сравнение суждений различных авторов о проблеме исследования; обобщение и систематизация полученных;
— эмпирические: эксперимент, наблюдение, подведение итогов;
— методы математической статистики.
Значимость исследования состоит в расширении представлений о формировании мотивации обучения на уроках университетских классов. Разработанные методические рекомендации могут применяться учителями в процессе педагогической деятельности и демонстрируют практическую значимость исследования.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Итак, теоретический анализ позволил нам систематизировать сведения о мотивации достижения успеха, накопленные зарубежной и отечественной психологической наукой.
Мотивация достижения и ориентированное на достижение поведение в значительной степени зависят от сферы деятельности, от привлекательности деятельности и от ценности успеха в этой конкретной деятельности.
Проблема мотивации к достижению тесно связана с саморазвитием, самопознанием и самоактуализацией. Однако сама тема достижения не является центральной, а успех человека рассматривается как побочный продукт процесса самоактуализации, личностного роста и самопревосхождения.
Мотивация к достижению напрямую связана с характером активности человека и отражается в различных личных подструктурах. В рамках психоаналитических и гуманистических направлений возможен описательный подход к изучению различных психологических явлений. Это также относится к мотивации достижения. Однако экспериментальное исследование феномена мотивации достижения стало возможным впервые в первую очередь в рамках когнитивной психологии.
Потребность в достижении является достаточно стабильной личностной чертой, а уровень мотивации к успеху, достигнутый в 8 лет, остается в подростковом возрасте. Более того, направление достижений, конечно же, может измениться. Тот факт, что ребенок в 5-6 классах был отличником, а затем «по какой-то причине начал плохо учиться», не означает, что уровень мотивации к успеваемости резко снизился. Лично значимые достижения просто перешли от школьных предметов к чему-то другому.
Мотивация к успеху продолжает меняться качественно, в зависимости от возраста ребенка, окружающих его людей, тех видов деятельности и областей общения, которые ценятся в социальной среде ребенка и являются действительно доступными для него или ее, в которых он или она может достичь реального успеха.
Во 2 главе было проведено исследование среди двух групп подростков. С подротсками ЭГ педагоги апробировали различные технологии и средства, спосоьствующие формированию мотивации достижения успеха, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. С подростками КГ, такая работа не проводилась.
Подростки экспериментальной группы с высокой мотивацией для достижения успеха заметно более уверены в том, что они знают, как ставить цели и достигать того, чего хотят, и что они преуспеют в жизни. Они более оптимистичны и высоко ценят свое здоровье, внешность и способность нравиться.
Высокий уровень образовательной мотивации подростков в ЭГ проявляется в ориентации на образовательную деятельность, на развитие самообразования и самопознания. Студенты ЭГ, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставят конкретные цели. Им крайне необходимо сохранять свою индивидуальность, стремление к независимости от других и стремление сохранить оригинальность, самобытность своей личности, свои взгляды и убеждения, свой образ жизни.
Ученики проявляют стремление стать хорошими специалистами, успешно сдать ЕГЭ, хорошо учиться, получать одобрение преподавателей и интеллектуальное удовлетворение.
Следовательно, учебная деятельность у учеников ЭГ протекает на более высоком положительном мотивационном фоне, определяющем как особенности самой учебной деятельности, так и ее результаты.
Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что гипотеза подтверждена; задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
1.1. Мотивация достижения успеха в структуре личности
В структуре личности мотивация занимает особое место. Вопрос о силах, которые побуждают человека к совершению поступков, действий, детерминирующих направляют и регулируют его поведение и деятельность, интересовал людей во все времена.
Существенный интерес представляет понимание сущности понятия «мотивация достижения», которое связано с потребностями субъекта добиваться успеха в поставленных задачах любой деятельности.
Впервые это понятие было введено американским психологом Генри Мюрреем (1893-1988 гг.) в книге «Исследование личности» (1938) среди большого количества базовых потребностей, которые были разделены им на две группы — первичные (гостиной), которые связаны с физическим удовольствием и вторичные (психогенные), связанные с психическим или эмоциональным удовольствием.
К первичным потребностям ученый включил потребности в: кислороде, воде, пище, сексе, лактации, мочеиспускании, избежании повреждений, того, что отравляет, переохлаждении, ощущениях; к вторичным — потребности: приобретение, охраны, порядка, содержание, конструирование, преимущества (достижение, признание), демонстрации, неприкосновенности (бесчестие, защиты, противодействия), доминирование, почитание, уподобление, автономии, противоречия, агрессии, унижении, избежании вины, аффиляции, пренебрежении, протежировании, поддержке, игры, познания, высказывания. Потребность достижения Г. Мюррей понимал как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление к преодолению препятствий; развития силы; попытки сделать что-то сложное лучше и скорее [1].
Первые исследования этого типа мотивации были проведены еще в 1950-