Курсовая с практикой на тему Проблемы межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы исследования проблем межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельности 5
1.1 Понятие и сущность речевой деятельности 5
1.2 Речевая деятельность на уроках иностранного языка 8
1.3 Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации 11
2 Анализ проблем межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельности 18
2.1 Эмпирический опыт использования речевой деятельности в педагогической практике преподавания иностранного языка 18
2.2 Разработка заданий для решения проблем межкультурной коммуникации с использованием речевой деятельности 23
2.3 Методические рекомендации по развитию межкультурного общения при обучении иностранному языку посредством речевой деятельности 32
Заключение 38
Список использованных источников 39
Введение:
В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, произошли серьезные социокультурные преобразования, коснувшиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий влияния воспитания на подрастающее поколение. Это внесло изменения в политику образовательных приоритетов страны и привлечения общественных институтов государства к реализации новых задач школы.
Становление профильного обучения в средней школе соответствует идее модернизации российского образования и решению проблем выбора учащимися старших классов в жизненном и профессиональном самоопределении. Для успешного выбора профессии необходимо иметь представления о различных общественных и научных сферах, на что и направлено предпрофильной обучение, в ходе которого учащиеся могут ознакомиться с различными дисциплинами более или менее углубленно.
Одним из средств такого ознакомления служат элективные курсы, которые позволяют расширить свои знания по предмету вне учебной программы. Однако проведение элективного курса всё еще представляет собой трудность, как для учителей, так и для учеников, так как существуют сомнения обеих сторон в необходимости и полезности таких курсов на среднем этапе обучения.
С другой стороны, в соответствии с социальным заказом, выпускник средней школы должен представлять собой всесторонне развитую личность, способную к межкультурной коммуникации, с чем у учащихся часто возникают проблемы, так как для ее развития необходимы не только знания иностранного языка, но и четкие представления об иной культуре. Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование проблемы межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельности.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность речевой деятельности.
2. Проанализировать речевую деятельность на уроках иностранного языка.
3. Изучить иностранный язык как средство межкультурной коммуникации.
4. Проанализировать эмпирический опыт использования речевой деятельности в педагогической практике преподавания иностранного языка.
5. Разработка заданий с использованием речевой деятельности.
6. Сформулировать методические рекомендации по развитию межкультурного общения при обучении иностранному языку посредством речевой деятельности.
Объектом исследования являются средства развития межкультурного общения при обучении иностранному языку. В качестве предмета исследования выступает проблемы межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельностью.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Социокультурная компетенция является компонентом коммуникативной компетенции и одной из ключевых компетенций школьника, а значит, ее развитию, следует уделять достаточно внимания, как на начальном этапе, так и на протяжении всего обучения иностранному языку, включая среднюю школу.
Нами также была выделена особенность формирования социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку, которая заключается в предъявлении информации с помощью различных средств со стороны учителя и осваивании новых видов работы с информацией со стороны учащихся. На основе анализа методической литературы мы определили основные понятия нашей работы, такие как «компетенция», «социокультурная компетенция», «элективный курс», определили компоненты и уровни усвоения социокультурной компетенции, раскрыли специфику обучения иностранному языку на среднем этапе.
Нами было проведена диагностика учащихся 9 класса БОУ СОШ № 73 с целью выявления уровня сформированности социокультурной компетенции, уровня обученности немецкому языку и специфику интересов, а так же анализ учебно-методического комплекта «Deutsch. Mosaik» Н.Д. Гальсковой, Е.М. Борисовой, И.Р. Шорихиной. Последней успешно выполненной задачей стала разработка и апробация программы элективного курса в 9 классе.
Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, одним из компонентов которой является социокультурная компетенция. Обучение иностранному языку в средней школе осуществляется при помощи визуальных и вербальных ситуаций, что позволяет имитировать ситуации реального общения на иностранном языке и развивать тем самым отдельные элементы социокультурной компетенции.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы исследования проблем межкультурной коммуникации в процессе овладения учащимися иноязычной речевой деятельности
1.1 Понятие и сущность речевой деятельности
Речевая деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Высокие требования, предъявляемые сегодня к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, обусловлены происходящими в обществе изменениями. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы определяет главную цель школьного образования как «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».
Современное качество образования определяется как процесс и результат формирования ключевых компетенций.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что категория компетенции считается междисциплинарной и рассматривается в рамках философских, социологических, психологических, педагогических и акмеологических исследований.
Существует несколько определений данного понятия, причем его смысл варьируется у разных авторов.
Толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова рассматривает данное понятие как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетенция» как «взаимосвязанные качества личности по отношению к какому-либо предмету».
С.Уиддет, С. Холлифорд понимают компетенцию как «описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» …к этому определению добавляются мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе.
О.Н. Ярыгин понимает компетенцию следующим образом: «область решаемых проблем, сфера деятельности, круг вмененных обязанностей, область реализации компетентности в совокупности с критериями решения, то есть единство области реализации компетентности, критериев исполнения, и используемых ресурсов Компетентность – это процесс деенаправленного взаимодействия».
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить определения этого понятия, подчеркивающие, прежде всего, наличие знаний о каком-либо круге вопросов.
И.А. Зимняя рассматривает компетенцию как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека». С.Е. Шишов и И.Г. Агапов трактуют компетенцию как общую «способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность».
Э. Шорт рассматривает компетенцию как «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, … способность реагировать на воздействие среды и изменять ее»».
А.В. Хуторской понимает под компетенцией «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». В нашем исследовании мы будем придерживаться определения этого автора.
На сегодняшний день актуальной является проблема формирования ключевых компетенций школьников, обеспечивающих их полноценное функционирование в обществе и самореализацию в будущей профессиональной деятельности.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы цель общего образования определяется как «формирование ключевых компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике».
В психолого-педагогической литературе ключевые компетенции школьника понимают как «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [Зимняя, 2002].
Принято различать следующие главные образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые, связанные со способностью понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, т.е. обеспечивающие самоопределение ученика в ситуациях учебной или иной деятельности.
2. Общекультурные, характеризующие опыт освоения учеником картины мира, познание и опыт деятельности в области общечеловеческой и общенациональной культуры
3. Учебно-познавательные, представляющие собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности
4. Информационные, включающие владение современными средствами информации и информационными технологиями.
5. Коммуникативные, означающие знание языков и способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями
6. Социально-трудовые, включающие умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
7. Компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки [Хуторской, 2003].