Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблемы изучения темы «Однородные члены предложения» в СОШ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 5
1.1 Понятие однородности в аспекте членов предложения 5
1.2 Однородность различных членов предложения и средства связи при них 10
1.3 Грамматические нормы относительно однородных членов предложения 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Вопрос о однородных членах имеет значительную историю. Многие лингвисты склонялись к тому, чтобы считать такие предложения как слитные. Однородные члены предложения в результате слияния 2 или более предложений понимаются Н. Т. Греческим, Ф. И. Буслаевым.. Имел немного другое отношение к таким предложениям Д. Н. Овсяников-Куликовский. Он заявил об аналогичных компонентах в рамках предложения. Шахматов также не склонен видеть объединение нескольких предложений в предложениях типа: «Цезарь пришел, увидел, победил». Впоследствии, такие предложения стали рассматриваться как предложения с однородными членами.
Как показывает школьная практика, проблема однородности членов предложения не полностью решена не только в лингвистике, но и в методологии. В практике обучения младших школьников сформировалась традиция: однородность членов предложения рассматривается очень узко и изучается одновременно с пунктуацией. Более детальное изучение однородных членов показано в традиционной системе образования. Чем лучше организована ассимиляция однородных членов предложения, тем успешнее будет процесс повышения пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения [Иванов, 2002. С. 72].
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе формирования языка, проблемы, связанные с однородными членами предложения, еще не полностью решены. Проблемы возникают при дифференциации однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расположении знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.
Цель исследования: обобщение лингвистического и методического материала по однородным членам предложения, предложить и апробировать метод работы по изучению однородных членов предложения в начальной школе.
Объект: приобретение синтаксических определений для младших школьников.
Тема: «Проблемы изучения темы «Однородные члены предложения в СОШ».
Гипотеза: если на уроках русского языка регулярно применяются метод пунктуационного анализа и синтеза, метод моделирования, метод построения, а кроме того методы синтаксического анализа, синтеза знаков, синтеза синтаксических структур, построения текстовых компонентов, запоминания, моделирования, интонации и следующие виды упражнений: выделение предложений из речевого потока, графическая диктовка, редактирование, построение предложений из отдельных слов, выразительное чтение, то в этом случае, это поможет повысить уровень знаний учащихся начальной школы при изучении однородных членов предложения
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) определить понятие однородности в аспекте членов предложения; анализировать однородность различных членов предложения;
2) определить грамматические нормы в однородных терминах предложения;
3) предложить методы, приемы, виды упражнений при работе над однородными членами предложения в начальной школе;
При выполнении квалификационной работы использовались следующие методы: анализ лингвистической и методической литературы; синтез, сравнение, эксперимент.
Методологической (теоретической) основой исследования явилась работа по изучению однородных членов предложения Н. С. Валгиной, В. В. Бабайцевой, М. Р. Львова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Однородные члены предложения понимаются как члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему или подчиненному члену.
Однородные члены предложения в тексте образуют блоки однородных членов предложения. Согласно классификации Б. В. Бабайцева, в лексико-семантическом отношении однородные члены предложения можно разделить на 5 блоков, каждый из которых характеризуется соотношением или градацией, или делением, или противопоставлением, или причинным, или временным.
Описание семантики блока однородных членов демонстрирует:
— общее лингвистическое значение однородности блока — это только фон, на котором при поддержке различных средств коммуникации проявляются различные значения, связанные с лексическими и семантическими значениями словоформ;
— семантика блоков выявила сходные оттенки, что делает невозможным говорить о конечной форме семантического равенства однородных членов, хотя такие случаи и встречаются. Таким образом, семантическое «равенство» не может быть отличительным показателем однородных членов предложения, по этой причине, в целом, для блоков однородных членов не свойствен самостоятельный порядок словоформ;
— в семантике блоков однородных терминов присутствуют как значения, характерные для субординации, так и слабо изученные взаимосвязи объяснительного характера.
Однородные члены объединяются и имеют все шансы быть объединены композиционным союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При нехватке союзов либо при их повторении однородные члены соединяются кроме того соединительными паузами.
И главные, и второстепенные члены предложения могут быть однородными.
Однородные члены предложения могут не распространяться и распространяться.
Однородные условия имеют все шансы иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными.
При изучении предложений с однородными членами в III и IV классах учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и назначением запятой в перечислении.
При обучении детей младшего школьного возраста компонентам пунктуации используются следующие методы:
I. Анализ пунктуации и синтеза.
II. Метод моделирования. Психологическая основа этого метода-запоминание. Для запоминания используются следующие методы:
Установка на визуальное запоминание одновременно с вымышленным «проговариванием» о себе, мысленно или вслух. В крайних случаях дополнительно вводится и кинестетическая, и слуховая память.
— Установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа текста» — правильно.
— Применение различных схем, картинок, наглядных пособий, таблиц.
Визуальные диктанты, различные буквы из памяти и самодиктанты, разных видов описания.
— Экспрессивная речь, чтение, импровизация-все это в данном случае создает внутреннее чувство языка, языковую интуицию. Последнее дополнительно гарантирует автоматизацию возможности безошибочного написания.
III. Способ строительства. Единственным ведущим методом построения является моделирование: модели простых и сложных предложений, моделирование различных пунктуационных ситуаций.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

1.1 Понятие однородности в аспекте членов предложения

В лингвистической литературе приводятся различные определения однородных частей предложения. Е. М. Галкина-Федорук называет однородные члены предложения-синтаксически тождественные члены, сопряженные друг с другом композиционным отношением [Галкина-Федорук, 1958, с. 239]. Это определение мы находим у Е. И., Борисоглебская. Наиболее полное определение дано П. А. Лекантом: «однородными являются члены предложения, которые выполняют равную синтаксическую функцию и вместе принадлежат одному и тому же подчиненному или подчиненному члену предложения или основанию предложения в целом» [Лекант, 2001, с. 316].
В «словаре-справочнике лингвистических терминов»Д. Е. Розенталя М. А. Теленков проводит различие между однородными и разнородными членами предложения:» однородные члены предложения являются членами предложения, выполняющими равную синтаксическую функцию, связанными одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанными друг с другом композиционной связью. Неоднородные члены предложения-это функционально разные члены предложения, которые не могут быть связаны композиционной связью » [Розенталь, Теленкова, 1985, с. 172].
Энциклопедия русского языка устанавливает ресурсы отношения однородных членов рецепта: «однородными членами рецепта называются члены предложения, которые выполняют равную синтаксическую функцию в предложении, связаны с другими членами предложения с такой же синтаксической связью, произносятся с интонацией перечисления и позволяют формулировать композиционные союзы» [Ожегов, 2005, с. 496].
Проанализировав лингвистическую литературу за разные годы издания, можно отметить, что в основе определения однородных членов предложения авторами лежат различные особенности:
— занять позицию одного из членов предложения;
— относится к той же части приговора, что и подчиненная;
— соединены друг с другом составным соединением;
— часто имеют одинаковое морфологическое выражение;
— обычно выражают подобные определения [Бабайцева, Максимов, 1987, с. 143].
Главным признаком однородных членов предложения является то, что они занимают позицию одного члена предложения, в этом случае есть один функциональный. Этот критерий отражен во всех определениях. Наличие композиционной связи, взаимозависимости от одного и того же члена предложения не всегда является коэффициентом однородности членов предложения, например: мы все чему-то научились и как-то (А. Пушкин).
В предложении, однородные члены объединяются в один структурно-семантический блок по отношению к другим членам предложения. Синтаксическая роль всей категории однородных членов сходится с синтаксической функцией каждого члена этой категории. Аналогично, в связи с другими компонентами предложения однородные термины входят не сами по себе, а только в структурно-семантическое единство, в ряд.
В блоке однородных членов его части связаны друг с другом по смыслу и грамматическими средствами. Интерес представляет работа Е. М. Галкина-Федорук, в которой она рассказывает о методах разработки однородности членов предложения. Таким образом, показано, что однородные члены предложения связаны друг с другом композиционной связью, которая находит свое выражение в интонации перечисления и в композиционных союзах или соединительных паузах. Паузы также возникают в союзе однородных членов, если союз повторяется.
Кроме того, в работе Е. М. Галкина-Федорука отмечается, что иногда в свободном от Союза сочетании однородных членов или их групп выражаются противоположные отношения, в которых одни определения противопоставляются другим.
Интересные размышления В. Бабайцева о семантике единицы однородных терминов. «Лингвистическое (лексико-грамматическое) значение блока однородных терминов, — говорит она, — это единообразие определений, выраженных однородными терминами. Это значение объясняет позицию в предложении, общую для всего функционального блока синтаксиса. Однородность членов предложения выявляет различные степени лексико-семантических обобщений». [Бaбaйцевa 2001, с. 383].
При внимании к лексико-семантическим значениям однородных членов можно отметить, что при совпадении рядов синонимов синонимы сталкиваются, создавая дополнительное словесное значение, которое подрывает его внешнюю однородность, одномерность.
Общий смысл равномерность набора, состоящего уточняется, видоизменяется, дифференцируется и т. д.с помощью различных средств коммуникации, функциональным назначением которых является выработка не только общих ценностей, но и многих оттенков, дополняющих и усложняющих одну ценность. Среди них В. В. Бабайцева отмечает соотношение градаций, при котором, несмотря на формальное «равенство», один или несколько однородных членов актуализируются в семантических терминах [Бабайцева, 2001, с. 348].
Далее она отмечает, что в случае циклических соединительных связей, приобретающих усиливающие свойства частиц, другой член однородного числа приобретает значимое семантическое значение по сравнению с предыдущим. Первый и последний члены серии становятся более значимыми.
«Связь между градациями, — предполагает Владимир Бабинов, — делает нечеткой границу между однородными членами и уточняет предложение» [Бабайлов, 2001, с. 384].
Роль одного из однородных членов более четко актуализируется с помощью сравнительных союзов, состоящих из 2-х частей: одна из них помещается перед первой, другая-перед вторым однородным членом, образующим наибольшую степень целостности блока.
Актуализатор может быть дополнительно соединениями и, однако, в сочетании с отрицательной частицей не является. Отрицательное понятие дает возможность охарактеризовать заявленное: не положительные и отрицательные заряды, не протоны и нейтроны необходимы для того, чтобы быть объектом искусства, а положительные и отрицательные в душе человека, которые формулируются вечными словами — Добро и зло (В. Солоухин).
Можно обновить первый одиночный элемент, если второй отрицается.
— С помощью соединительных союзов соединяются однородные члены с оттенком комплементарности.
— Разделение отношений проявляется разделением союзов.
— Противостоящие отношения проявляются в основном в противостоящих альянсах, но есть и вероятные альянсы других групп, в частности, связывающие и соединяющие.
— Причинно-следственные связи чаще встречаются в блоке однородных предикатов, но они также вероятны в блоке определений. Лексико-грамматическими средствами выражения значения тона являются местоимения-наречия, потому, потому, почему, вводное слово здесь.
Блок однородных терминов выражает временные отношения, которые могут дополнять и усложнять указанные выше значения. Значения одновременности и последовательности имеют все шансы быть актуализированы семантическими описаниями — обстоятельства времени.
Аналогично, семантическое представление блока однородных терминов показывает:
1) Общее лингвистическое значение одного и того же блочного типа является лишь фоном, на котором при поддержке различных средств коммуникации проявляются различные значения, связанные с лексическими и семантическими значениями словоформ;
2) в семантике блоков выделяются такие оттенки, которые не позволяют категорически говорить о семантическом равенстве однородных членов, хотя такие случаи не редкость. Таким образом, семантическое «равенство» не может быть дифференциальным знаком однородных членов предложения, поэтому в целом для блоков однородных членов самостоятельный порядок словоформ не свойственен;
3) эти значения прослеживаются в сложных предложениях, что объясняет совокупность средств связи, основными из которых считаются составные союзы;
4) в семантике блоков однородных терминов имеются значения, отличительные для субординации, и слабо изученные связи объяснительного характера.
Таким образом, однородными членами предложения называются одни и те же члены, связанные друг с другом композиционной связью и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию в предложении, т. е. Однородные члены объединяются или могут быть объединены композиционными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии штуцеров или повторении однородных элементов также происходит разрыв муфты.
И главные, и второстепенные члены предложения могут быть однородными.
Однородные члены предложения не могут распространяться и распространяться.
Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически неоднородными.
Наличие однородных членов предложения в последующих случаях не видел:при повторении же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, повышенная экспрессия знака и т. д.; в сильных выражениях фразеологического характера; когда две команды объединяются в одну форму, выступая в роли единого сказуемого; вопрос об однородности и неоднородности сказуемых решается неоднозначно. В некоторых вариантах перечисленные предикаты с 1 субъектом рассматриваются в простом предложении.
С одной стороны, единство таких предикатов с общими субъектами подразумевает их однородность, с другой стороны, наблюдается явная фрагментация предикативной основы предложения.

1.2 Однородность различных членов предложения и средства связи при них

В русском языке орудиями выражения однородности считаются интонация, формы слов, союзы.
Интонация — это универсальный способ, выступающий равно как коэффициент однородности, как коэффициент сочинительной взаимосвязи независимо от присутствия иных средств. Главная отличительная черта интонации однородности — это отделение членов однородного ряда друг от друга, неосуществимость произнесения их как целых речевых отрезков — синтагм. Данному содействуют паузы между членами, а кроме того присутствие фразового ударения в любом из них и однородные повышения тона. Данные особенности интонации однородности выражаются как при использовании союзов, так и при бессоюзном сочетании однородных членов предложения. В отсутствии союзов они выступают наиболее ясно.
Однако с поддержкой одной только лишь интонации сложно передать вид взаимоотношений между членами однородного ряда, в особенности, в случае если иметь в виду письменную форму речи. Наиболее точными признаками взаимоотношений считаются сочинительные союзы. Акцентируются 3 категории союзов, соответствующие главным видам отношений между однородными членами предложения: соединительные, противительные, разделительные.
1. Соединительные союзы указывают на элементарное перечисление однородных членов предложения, какие объединяются в несколько как равноценные, не противоречащие друг другу. К соединительным принадлежат союзы и, да, также, как…так и, не только… но и (а кроме того их варианты) и др.
Основной союз и, стилистически нейтральный, выражает «чистое» соединение, перечисление, никак не вносит практически никаких оттенков. Прочие союзы вносят эти либо другие риторические и смысловые оттенки: да — просторечность; также — присоединение; как…так и — сопоставимость; не только…но и — возможность с акцентированием значимости объединяемых членов и т.п.
2. Противительные союзы свидетельствуют на несопоставимость членов однородного ряда, их противоречие друг другу в соотношении с поясняемым/поясняющим словом, а кроме того на отличие их, выявляемое посредством сравнения. К противительным относятся
союзы но, а. зато, хотя, однако, не столько…сколько и др.
Все они высказывают те либо другие видоизменения и оттенки противительных отношений: но и не…я — конфронтация, несопоставимость; хотя — уступительность; зато — возмещение; не столько… сколько — сравнение.
3. Разделительные союзы указывают на избирательность либо чередуемость членов однородного строя в их балансе с поясняемым/поясняющим словом. К разделительным принадлежат союзы или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли (а кроме того их варианты). Они высказывают разнообразные разновидности либо оттенки разделительного значения или — альтернативность, т.е. несовместные значимости однородных членов, взаимосвязь с поясняемым/поясняющим словом только лишь 1-го из них; то…то — сменяемость, чередование и неосуществимость синхронного соотношения однородных членов с поясняемым/поясняющим словом; не то…не то, то ли…то ли — неопределённость, неразличимость однородных членов касательно друг друга либо нeonределенность восприятия говорящим того, что отмечено ими.
Союзы и интонация считаются главными орудиями формулировки однородности. Вспомогательным признаком считается форма самих однородных членов предложения. В комбинации с главными орудиями одинаковые формы членов сочинительного ряда акцентируют внимание на их независимость друг от друга и унифицированное отношение к поясняемому/поясняющему тексту. В частности, повтор предлога в сочинительном ряду предложно-падежных форм выделяет однородность их; в в таком случае период и пропуск циклического предлога (в 1 либо некоторых вариантах) считается дополнительным признаком однородности.
При формулировании однородности в качестве добавочных имеют все шансы выступать кроме того контекстуальные лексические характеристики: повторы, антонимические пары и пр. При этом они имеют все шансы взаимодействовать с союзами, корректируя их значимость и проявляя совместно с ними нехарактерные данным союзам значимости.
К орудиям формулировки однородности не следует относить знаки препинания: они предназначаются с целью обозначения в письме синтаксического и коннотационного членения текста и, таким образом, передают, с большей либо наименьшей степенью условности, главное средство формулировки однородности — интонацию.

1.3 Грамматические нормы относительно однородных членов предложения

И. Б. Голуб подмечает, что при применении однородных членов предложения за пределами рельефной функции необходимо строго придерживаться закономерных условий к выделению единых и установления их типов. Невозможно использовать в свойстве однородных определений термин, означающий разрозненные установления. Применение в свойстве однородных членов текстов различных смысловых планов порождает неуместный комизм [Голуб, 1997, с. 399].
Можно уклонится от числовых погрешностей при применении однородных терминов, в случае если наиболее определённо иметь отношение к подбору падежных конфигураций, сопоставляемых в составленном ряду слов.
В книжной речи срывается норма и при комбинации члена предложения и дополнение.
Колебания в фигуре числа предикатов возникают при однородных подлежащих. В случае если вначале перечисляются схожие подлежащие, а глагол сразу вслед за ними необходимо, в таком случае в этом случае он берет на себя конфигурацию множественного числа.
Важно выделить, что в научном, официально-деловых стилях в подобных вариантах виды недопустимы: предикат постоянно надлежит быть в форме множественного числа. Предикат устанавливается в единственном числе, в случае если:
1) если объектом считаются фразы каждый, любой, каждой;
2) при градации — грамматическая модель сказуемого «приспосабливается» к близкому предмету.
Если схожие подлежащие сопряжены с разделительными союзами и необходимо выделить, что действие делает поочередно, то одно, то другое лицо, предикат применяется в единственном числе. Но в случае, если субъект иного рода либо располагается в различных числах и постпозитивен, он дает оценку форме множественного числа. Одна и та же модель сказуемого вводится при применении относительного союза и, подчеркивая мысль множественности.
Если субъекты связаны с противоположными союзами а, но, да, в данном случае предлог прогнозирует соглашения собственных личных конфигураций по основному субъекту. Формы постпозитивного предиката находятся в зависимости от субъекта, с каким он сопряжен по смыслу.
Особую заинтересованность представляет регулирование сказуемого с подлежащим, сформулированное определенными местоимениями.
Д. Е. Розенталь говорит, что системы, не соответствующие общепризнанным меркам литературного языка, безусловно, невозможно расценивать как вид в нейтральных манерах речи. Их анализ призван акцентировать интерес на частых отклонениях от определенных общепризнанных мерок [Розенталь, Теленкова, 1985. С. 172].
Д. Е. Розенталь подмечает, что погрешности в предложениях с однородными терминами имеют все шансы носить логичную и грамматико-риторическую форму.
Для логических ошибок следует, в первую очередь, систематизировать связь как однородные члены предложения реальных неоднородных (несопоставимых) определений: изучать математику и вариации грибов; заинтересованность к истории и футболу. В художественной литературе в определенных вариантах попадаются отличия от данного утверждения, имеющие тип особой риторической проблемы.
На этом же способе строятся каламбуры типа чаепития с лимоном и с удовольствием. В определенных вариантах, непосредственное и переносное значение слова, неоднозначность слова.
Ошибка может быть обусловлена лексическим несоответствием 1-го из однородных членов слову в предложении, с каким сопряжены однородные члены.
Невозможно совместить видовые и родовые определения как однородные члены предложения.
Перечисление никак не обязано содержать перекрестных определений, т. е. отчасти похожих по своему размеру. Исключительным случаем считаются определенные устоявшиеся формулировки: мировой фестиваль молодежи и студентов; дамы и господа и др.
Необходимо избегать систем, в каковых регулируемое слово способно быть ранжировано из числа разных рядов однородных членов предложения.
В случае попарного сочетания однородных членов предложения они обязаны выбираться или по знаку смежности, схожести, или по принципу контраста, однако не должно быть неожиданных комбинаций;
Однородные члены предложения не непременно обязаны быть морфологически одинаковыми. Но не всегда различные формы имеют все шансы формировать ряд однородных членов. Подобным образом, неопределенная форма глагола и имя имя существительное никак не сочетаются.
Часто последовательность слов срывается при применении парных сравнительных союзов. Верен такого рода порядок слов, в коем доля двойного союза стоит пред однородными членами предложения. Отличия от данного правила вероятны только лишь в тех переменных, в случае если глаголы-предикаты в предложении синхронны и одна часть относительного союза принадлежит предикату, а другая — члену предложения, в зависимости от 2-го сказуемого и безусловно акцентируется.
Иногда в текстах попадаются неверные пары союзов.
Плохо позиционируется частица не и союз а в предложении.
При присутствии обобщающего слова однородные члены предложения обязаны сочетаться с ним в падеже.
Обобщение слова равно как родового определения необходимо с целью того, чтобы содержать однородные члены предложения в свойстве конкретных определенй.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы