Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Проблемы и возможности ранней диагностики речевого развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы диагностики развития речи в раннем возрасте 5
1.1 Особенности развития детей раннего возраста 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития речи в раннем возрасте 11
1.3 Ранняя диагностика речевого развития 14
Глава 2. Эмпирическое исследование ранней диагностики речевого развития 21
2.1 Методические подходы к ранней диагностике развития речи детей 21
2.2 Анализ развития речи детей раннего возраста 22
2.3 Результаты диагностики и методические рекомендации по развитию речевого развития детей раннего возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Развитие речи ребенка раннего возраста является неотъемлемой составляющей его общего развития. По тому как ребенок говорит, как строит предложения, какой объем активного словаря и так далее можно судить о психологическом и физическом здоровье. Именно поэтому следует уделять развитию речи активное внимание. Особенно это касается детей дошкольного возраста. Ведь от того, насколько развита речь дошкольника зависит способность воспринимать в будущем школьную программу. Научно доказано, что дети, которые отстают в речевом развитии, отстают и в общем развитии тоже. А это, в свою очередь, отражается на самооценке и психологическом благополучии.
Ранняя диагностика развития речи ребенка позволит выявить возможные проблемы. После чего назначить коррекционное лечение, которое сможет предотвратить или затормозить процессы развивающихся патологий. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее устранить. Оптимальный вариант проводить диагностику речевого развития еще в дошкольном возрасте. Поскольку мозг школьника уже перешел на новый этап развития и решить проблемы с речью будет сложнее. Отсюда следует, что ранняя диагностика речевого развития влияет на все дальнейшее развитие ребенка.
Однако проведение ранней диагностики речевого развития может содержать в себе ряд серьезных проблем, которые заключаются, как правило, в подборе методик диагностики. Важно, чтобы не были слишком сложными или, наоборот, тривиальными, для детей определенного возраста. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности темы. Вопросами диагностики речевых нарушений занимались многие ученые. В частности, мы опирались на исследования таких ученых, как В.А. Ковшиков [17], А.Н. Корнев [19], Р.Е. Левина [22], Т.Б. Филичева [30], Г.В. Чиркина [27] и др.
Цель исследования – изучить проблемы и возможности ранней диагностики речевого развития.
Объект исследования – речевое развитие детей.
Предмет исследования – ранняя диагностика речевого развития детей.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;
2) рассмотреть проблемы и возможности ранней диагностики речевого развития;
3) провести логопедическую диагностику развития речи детей раннего возраста;
4) разработать рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретического исследованию проблемы ранней диагностики речевого развития детей. Во второй главе представлен анализ речевого развития детей раннего возраста и даны рекомендации по развитию речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования нам удалось выяснить, что дети раннего возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Мир ребенок познает через слова и речь взрослого человека. Буквально за несколько лет ребенок полностью овладевает родным языком. Развитие речи в раннем возрасте происходит наиболее активно.
Развитие речи в раннем возрасте происходит в двух направлением: в условиях естественной среды и во время организованного обучения. А потому развитие речи зависит от воспитания, окружающей среды, сформированности учебного пространства, практики коммуникативных навыков. Развитие речи каждого человека проходит несколько этапов, но именно в раннем возрасте этот процесс происходит наиболее активно, поэтому ребенку желательно создавать дополнительную обучающую среду, которая будет способствовать развитию коммуникативных навыков.
Для того, чтобы определить уровень сформированности развития речи детей в раннем возрасте следует провести логопедическую диагностику, которая позволит выявить возможные нарушения и провести коррекционную работу. В этом заключаются возможности ранней диагностики речевого развития. А проблемы состоят в подборе методик, которые зачастую являются слишком сложными для детей раннего возраста, а потому дают неверные результаты.
Таким образом, эмпирическое исследования проводилось на базе беби-клуба «Славянский» г. Нижний Новгород. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 3-4 лет.
Для изучения общего развития речи использовали логопедическую диагностику.
Результаты исследования показали, что у 50 % детей уровень первоочередного усвоения основных прагматических аспектов человеческой коммуникации – низкий, и по 25 % – на очень низком и среднем.
Уровень понимания обращенной речи у 5 % детей находится на высоком уровне, у 20 % детей – на уровне выше среднего и по 25 % детей показали средний, низкий и очень низкий уровни.
У 50 % детей завершение лепетной стадии находится на низком уровне и по 25 % детей показали уровни средний и выше среднего.
У 40 % детей появление первых слов и переход к речевой коммуникации развито на среднем уровне, у 25 % – на низком, у 20 % – на уровне выше среднего и у 15 % – на очень низком.
У 65 % детей уровень развития речи является низким, у 30 % детей – средним и у 5 % – очень низким.
В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе является низким.
В ходе наблюдения за детьми нам удалось выявить следующие тенденции.
Дети с очень низким уровнем развития речи либо вообще не реагируют на просьбы, либо задумываются перед тем, как ее выполнить. На игрушки реагируют нейтрально, практически не берут их в руки и не рассматривают, то есть познавательный интерес у них снижен.
Дети с низким уровнем развития речи, которых большинство, когда берут игрушки в руки, улыбаются, но быстро их бросают, практически не играют. Предложенные изображения рассматривают без особого энтузиазма.
Дети со средним уровнем развития речи откликаются на просьбы. Смотрят в глаза взрослого, подражают интонации взрослого. Но при этом их мимика является невыразительной и однообразной.
Детей с уровнем развития речи выше среднего и высокого в исследуемой группе не было.
В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе является низким.
В беседе с родителями мы выяснили этиологию выявленных речевых нарушений. В частности, у мамы девочки с очень низким развития речи (Маши А.) были «тяжелые» роды: во время родов произошло нарушение развития головного мозга в следствии гипоксии. То есть данную причину очень низкого развития речи можно отнести к органическим. Также к органическим причинам (гипоксия) можно отнести низкий уровень развития речи еще семерых детей (Глеб Б., Кирилл Г., Марина З., Дарина Л., Савелий Н., Архип О., Юля С.) и средний уровень развития трех детей (Глеб В., Юля Л., Егор П.). У двух детей с низким уровнем развития речи наблюдается нарушение слуха, что также относится к органическим причинам (Марьяна В., Виталий Р.).
Легкая умственная отсталость диагностирована у 5 детей с низким уровнем развития речи (Игнат Д., Варя К., Ира С., Юля С., Егор С.). Причиной низкого уровня развития речи является психоневрологической.
У остальных трех детей со средним уровнем развития речи наблюдается неблагоприятная эмоциональная обстановка дома (Оля М., Кирилл М., Алиса С.). Их родители часто выпивают и совершенно не занимаются своими детьми.
В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе является низким.
По результатам эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации по повышению уровня развития речи у детей раннего возраста. Они заключаются, в первую очередь, в повышении культуры и улучшении стиля речи взрослого, в регулярном чтении книг, рассматривании картинок, проведении специальных игр, стимулирующих речь ребенка. Также нами были разработаны рекомендации для проведения занятий с детьми в детском саду. В частности, логопедам рекомендуется строить занятия таким образом, что коллективные ответы детей чередовались с индивидуальными. Кроме этого, эффективными для развития речи являются занятия, которые предполагают двигательную активность детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы диагностики развития речи в раннем возрасте

1.1 Особенности развития детей раннего возраста

Детский ранний возраст — это особенный и очень важный период в жизни маленького ребенка. Это период стремительного развития всех фундаментальных жизненных и важных функций. Ребенок в этот период учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать различными способами с разными предметами, которые его окружают. Именно в этот крайне непростой период очень важна особая внимательность и правильное и качественное воспитание, так как характер и функции всего головного мозга маленького ребенка — это не только, что называется, наследственный процесс, но и следствие взаимодействия его с окружающей средой [12, с. 68].
В первые три года жизни маленького ребенка наблюдаются стремительные и специфические особенности развития комплексного и весьма быстрый темп развития физического организма ребенка. Это тот самый единственный период, в котором можно еще увидеть, как в течение очень короткого времени у совершенно беспомощного и не имеющего никаких особых и специальных навыков существа образуются условные рефлексы, формируются привычки, развивается сенсорика и речь, не говоря уже и о стремительном наборе веса и резком увеличении роста.
Именно в этом коротком промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные важные особенности развития детей выражаются в следующем: крайне стремительно увеличивается активная подвижность ребенка, вначале он начинает ползать, потом ходить и перемещаться по окружающему пространству, исследуя все, что попадается на пути его следования. Активно развивается сенсорика – маленький ребенок плотно взаимодействует с окружающими предметами: переворачивает их, бросает на пол, опрокидывает все возможными способами, старается все вокруг ощупать и попробовать на вкус. Также в этот период появляется интерес к книгам, но тут пока еще просто как к объектам, а не как к источнику какой-либо информации: ребенок внимательно и усердно разглядывает картинки и переворачивает все страницы. Наблюдается также становление памяти. Ребенок уже понимает и запоминает все больше слов и активно реагирует на просьбы. В этом возрасте дети не очень любят оставаться в одиночестве, они тянутся к возможности установить чувственный контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием [11, 25].
В этом самом возрасте очень важно дать ребенку ощущение полной заботы и теплоты.
Особенно важно в указанный период объяснить маленькому ребенку, что для него может быть чрезвычайно опасным, и, конечно же, необходимо прятать все предметы, которые могут нанести ему существенный вред. Это делается для того, чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по окружающему пространству. Нужно научить его общаться также и с другими людьми и, конечно же, нельзя оставлять маленького ребенка одного без присмотра.
В промежутке от 1 года до 2-х лет особенности развития заключаются в следующем: у маленького ребенка начинают формироваться крайне важные и очень сложные функции головного мозга, начинает формироваться его повседневное поведение и складываться обычный характер. Он уже начинает ходить безо всякой поддержки, что дает ему особую возможность все больше и больше исследовать окружающий его мир, а также дает возможность непосредственного тесного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные и коммуникативные черты, такие как сочувствие и любовь к близким людям.
Нарастающий интерес к познанию мира усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования маленького ребенка, дает ему больше специальных возможностей и особой выносливости посвящать себя именно изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, что очень важен факт того, что маленький ребенок в возрасте до 2-х лет, начинает совершенствовать свою речь и понимать все больше слов, путем подражания взрослым, которые его окружают. Например, уже появляются первые простейшие словоформы и определения: в частности, корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и так далее. Постепенно маленький ребенок начинает активно подражать фразам и услышанным интонациям взрослых, также начинает увеличивать свой словарный запас.
Кроме этого, в этот важный период маленький ребенок начинает все больше прислушиваться к своим внутренним ощущениям, и учиться различать свое внутренне настроение и чувства [14, 45].
Период с 2-х лет до 3-х связан с крайне активным развитием всей нервной системы, вследствие чего маленький ребенок становится еще более подвижным, а весь его организм уже начинает более интенсивно развиваться физически. Именно благодаря этому в маленьком ребенке проще успешно сформировать навыки правильного поведения. Он уже учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Также он уже начинает понимать течение окружающего времени, с ним теперь можно обсуждать уже не только данный конкретный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он уже учиться определять свою цель. Например, «Я буду играть», «Я буду строить дом». Маленький ребенок уже начинает понимать некоторые свойства и назначение многих окружающих предметов, также различает их цвета и форму. Понимает следующие дефиниции: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко». Кроме этого, формируется представление о количестве (имеется в виду: «мало – много»).
На протяжении всего третьего года жизни важно позволить маленькому ребенку наблюдать и исследовать все вокруг. Если он чем-то крайне заинтересован, то обязательно следует его поддержать в этом.
Общение со своими сверстниками в этом возрасте — крайне необходимая потребность, малыш уже начинает интересоваться другими окружающими его людьми. Тут следует использовать различные ролевые игры (например, «больничка», «дочки-матери»), они, что называется способствуют приобретению необходимых социальных навыков общения [15, 60].
Как правило, педагоги рекомендуют обратить внимание такие аспекты.
Не следует также ограничивать окружающее пространство, в котором находится маленький ребенок, так как обычно маленькие дети, находящиеся в одном и том же узком пространстве постоянно, заметно отстают в своем развитии.
Кроме этого, соблюдайте режим, и будьте крайне твердыми в своих требованиях дисциплины и предъявляемых правилах поведения, но не переусердствуйте сильно. Нужно давать ребенку понять, что он окружен особой заботой и сильной любовью.
Нужно помнить, что игры способствуют развитию маленького ребенка, поэтому обязательно следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая хорошую игру под его сегодняшнее настроение, которая будет также учитывать его индивидуальную и особенную специфику и общие особенности развития.
Когда малыш начнет приобретать специальные социальные навыки, следует также увеличить возможность общения со сверстниками [21, с. 93].
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям и педагогам важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности [23, 145].
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления.
Но уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая или произвольная память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов.
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [25, 47].
В период от 3 до 7 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций — насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть.
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить маленького ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы [31, 193].
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы.
Кроме того, нужна и физическая активность. Например, активные игры на свежем воздухе и частые прогулки. Однако чрезмерные физические нагрузки и, так называемый, профессиональный спорт могут реально негативно сказаться на физическом состоянии маленького ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто на просто не готовыми к такому [12, 78].
Таким образом, дети раннего возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Мир ребенок познает через слова и речь взрослого человека. Буквально за несколько лет ребенок полностью овладевает родным языком. Развитие речи в раннем возрасте происходит наиболее активно.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития речи в раннем возрасте

Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей; во время специально организованного обучения.
Речевое развитие зависит от следующих факторов: должное речевое окружение; влияние речи окружающих; регулярная речевая практика; воспитание в семье; обучение в образовательных заведениях.
Развитие речи любого человека проходит несколько этапов.
Первый из них является подготовительным, или его еще называют пассивным. Данный этап начинается с рождением ребенка и продолжается до года. В этот период вырабатывается реакция на общение, понимание направления звука, готовность к игровым движениям, реакция на слова и желания окружающих [6, 30].
Следующий этап называется преддошкольный или автономный. Данный период длится от года до трех лет. Звуки и первые слова еще искажены, но появляются попытки составить фразы. Происходит активное накопление словарного запаса. Ребенок понимает значение слов и правильно использует их в речи. Усваиваются основные синтаксические конструкции родного языка, но есть отличия от речи взрослых людей в звучании и значении.
Далее наступает дошкольный или активный этап развития речи. Развитие речи в период подготовки к школе идет быстро. Расширяется круг общения ребенка. Дети учатся овладевать связной речью, исправляя произношение свистящих и шипящих звуков. Появляется навык слухового контроля за произношением и овладение разными структурами предложений. Связная речь выступает в роли основного средства познания и становится контекстной, т.е. развернутой [3, 92].
Затем наступает школьный этап. Он является наиболее ответственным, серьезным и осознанным. В период до 17 лет основные правила грамматики при построении самостоятельных высказываний должны быть усвоены. Ведущая роль отводится освоению нового вида речи – письменного. Параллельно развиваются навыки владения литературной речью. Вследствие бурного личностного развития – появляется сленг.
Поскольку самый активный этап развития речи приходится на ранний возраст ребенка, то к нему предъявляется основная и главная задача – научить человека правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь. Для достижения главной цели, необходимо: обогащать и активизировать словарный запас (демонстрировать многогранность значений слов); формировать грамматический строй речи (овладение нормами изменения слов согласно грамматическим правилам для построения различных предложений); воспитывать звуковую культуру речи (формировать умение слышать и правильно воспроизводить все звуки родного языка, работать над освоением интонационного строя, произношения и системы ударений в словах); развивать монологическую и диалогическую речь (монолог – более сложная форма речи, поэтому важно развивать диалогическую речь, постепенно включая монолог); знакомить с художественной литературой (чем больше человек читает качественных художественных произведений, тем лучше его речь, тем более успешно он овладевает навыками составления связных сообщений, пересказов событий и тем больше интерес к художественному слову).
Для реализации этой задачи в педагогике выделены определенные принципы развития речи. Как правило, они реализовываются во время организованного обучения [4, 93].
Итак, выделяют следующие принципы развития речи: вызвать речевую активность учащихся путем создания проблемных речевых ситуаций; углубление смыслового восприятия текста с помощью анализа его содержания; формировать понятие лингвистики; развивать языковое чутье; проводить упражнения, развивающие связную речь в системе; умение выражать свои мысли словесно и письменно.
В результате системного и правильного развития речи в раннем возрасте ребенок овладеет умением правильно и последовательно излагать мысли, выражать собственное мнение. По своей сути все это является результатом сформированных коммуникативно-речевых умений. Они различаются как: направленные на создание речевого высказывания; связанные с созданием структуры высказывания; связанные с использованием языковых средств в соответствии с речевыми задачами; направленные на понимание содержания речевого высказывания [26, 192].
Таким образом, развитие речи в раннем возрасте происходит в двух направлением: в условиях естественной среды и во время организованного обучения. А потому развитие речи зависит от воспитания, окружающей среды, сформированности учебного пространства, практики коммуникативных навыков. Развитие речи каждого человека проходит несколько этапов, но именно в раннем возрасте этот процесс происходит наиболее активно, поэтому ребенку желательно создавать дополнительную обучающую среду, которая будет способствовать развитию коммуникативных навыков.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы