Курсовая с практикой на тему Проблемы и перспективы политического и экономического сотрудничества между Россией и ЕС в условиях санкций Запада и ответных мер России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Европейский Союз и Россия: история взаимоотношений. 7
1.1. История взаимоотношений —
ключевые документы о сотрудничестве ЕС и России. 7
1.2. Стратегии отношений ЕС и
России. 13
1.3. Проблемы и перспективы
диалога Россия — ЕС о безвизовых поездках… 19
Глава 2.
Развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Россией по вопросам
миграции: от «Общих пространств» до практической реализации. 27
2.1. Анализ миграционной повестки дня ЕС-Россия. 27
2.2.
Миграционная повестка дня, изложенная в Соглашении о партнерстве и
сотрудничестве и Общей стратегии. 31
Глава 3.
Основные аспекты отношения ЕС и России. 37
3.1.
Энергетика. 37
3.2.
Коммерческие связи. 45
3.3. Замороженные
конфликты.. 51
Заключение. 61
Список
использованной литературы и источников. 65
Приложения. 75
Приложение 1.
Зависимость ЕС от российского природного газа. 75
Приложение 2.
Торговля Евросоюза с Россией. 76
Введение:
Сотрудничество и доверие между Россией и Европейским
союзом (ЕС), двумя из наиболее важных международных игроков, достигли самого
низкого уровня со времен холодной войны. Основным спором было будущее стран,
расположенных в Восточной Европе, в так называемом «промежуточном» / «буферном»
регионе. С одной стороны, ЕС нацелен на укрепление связей с шестью
восточноевропейскими партнерами — Арменией, Азербайджаном, Грузией, Беларусью,
Молдовой и Украиной — путем поощрения реформ и привлечения их к принятию основных
европейских ценностей.
Однако противодействие России смягчило планы ЕС в
отношении своих соседей — как лучше всего показывает случай с Украиной. Помимо
геополитической конкуренции за «общее» соседство, отношения между ЕС и Россией
начали сильно зависеть от энергетических вопросов, что еще больше усложнило и
без того сложный фон.
Россия использует энергетическую карту как инструмент,
чтобы влиять на форму регионального контекста, тогда как ЕС отвечает
превосходным технологическим преимуществом и более привлекательной
экономической и политической повесткой дня. На этом фоне данная работа призвана
подчеркнуть, что между двумя игроками существует явная конкуренция, разжигаемая
фундаментальными идеологическими различиями в восприятии внешнего мира.
Отношения между ЕС и Россией нельзя определять строго и
полностью как симбиоз или соревнование. С одной стороны, на идеологическом и
ценностном уровне это можно определить как противостояние. ЕС пытается утвердиться в
качестве нормативной державы в Восточном регионе, поддерживая действия, которые
помогают развитию гражданского общества и демократических институтов, тогда как
Россия подрывает подобные действия, контролируя элиты и СМИ. С другой стороны,
наблюдается симбиоз в отношении энергетических и коммерческих связей, хотя и
геостратегически Россия становится все более и более зависимой.
Цель данной работы — проведение исследования по оценке
развития отношений между Россией и ЕС.
Согласно поставленной цели определены следующие задачи:
— выяснить состояние торговых отношений между ЕС и
Россией;
— оценить потенциальные экономические последствия для
производства и торговли нефтью и нефтепродуктами в России из-за введения
санкций;
— проанализировать финансовые отношения между Россией и
странами ЕС в условиях введения санкций;
— описать, каковы перспективы развития экономических
отношений между Россией и ЕС.
— историко-политологический анализ эволюции характера
взаимоотношений Советского Союза с Европейским экономическим сообществом как
основы современных взаимоотношений между Россией и ЕС; — обобщение опыта
политического сотрудничества Российской Федерации и Евросоюза на рубеже XX-XXI
вв.;
— исследование особенностей фрагментации политических
интересов России и ЕС;
— обоснование приоритетных направлений сотрудничества
Российской Федерации и Европейского союза в начале XXI в. и путей их
реализации.
Объектом исследования выступает торгово- и финансово-экономические,
правовые и политические отношения России и ЕС.
Предметом диссертационного исследования является анализ и
перспективы развития российско-европейских отношений.
Для решения поставленных задач существует совокупность
методов исследования, которые были использованы:
— Теоретический (исторический, классификационный) метод:
определить истоки и развитие экономико-политических отношений России и
Европейского союза, а также систематизировать значительный объем информации.
— Общая логика (синтез, анализ, аналогия, индукция) для
более детального изучения торгово-экономических отношений и стратегического
партнёрства России и Европейского союза, анализа сильных и слабых сторон и
определения перспектив развития.
Степень разработанности темы. Проблемам изучения
взаимодействия ЕС и ЕАЭС уделяется большое внимание. Основы сотрудничества ЕС и
ЕАЭС обсуждаются и анализируются Евразийской экономической комиссией, где
приведены статистические данные торговых отношений ЕАЭС и ЕС, представителями
Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических
процессов на постсоветском пространстве при МГУ, Европейского учебного
института МГИМО МИД, отделением исследования европейской интеграции ИЕ РАН и
др. Также главы стран-участниц ЕАЭС, а именно президент республики Казахстан,
президент республики Беларусь и президент Российской Федерации неоднократно в
своих комментариях дают оценку взаимоотношениям с ЕС, как своих стран в
отдельности, так и, в общем, всего союза.
Правовая база исследования включает генеральные
соглашения по тарифам и торговле на разные годы, разные типы соглашений: 1)
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; 2) Соглашение о
присоединении Республики Армения от 10.10.2014; 3) Соглашение о присоединении
Кыргызской Республики от 23 декабря 2014 года; 4) Соглашение о прекращении
деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014; 5)
Соглашение о создании единой таможенной территории и образовании Таможенного
союза от 06.10.2007 г .;
Нормативно-правовая база также включает три соглашения:
1) Соглашение стран СНГ «О Таможенном союзе» от 20.01.1995; 2) Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О
Таможенном союзе» от 06.01.1995; 8 3) Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве, устанавливающее партнерство между Российской Федерацией, с
одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой
стороны, от 24.06.1994.
Теоретическая база исследования включает работы
теоретиков и практиков, которые в своих работах освещают внешнеэкономическую
деятельность ЕАЭС и ЕС. Особое место среди них занимают работы Ю.А. Борко[1], О.В. Буторина[2], В.В. Покровская[3], Воронина Т.В.[4]. Для исследования труды
В.А. Бейзерова, В. Белова, Н.А.Данилина, А.П. Клемешева, Т.Л. Курас, С.
Метелева, И. Курякова И. Панфилова, Е. Смирнова, Р. Фаляхова, М.А.Хамфрис, А.А.
Шпаковского[5],
в котором взаимодействие ЕС и ЕАЭС рассматривается с момента основания до
настоящего времени. [1]
Орлов Борис Сергеевич Европеизм Юрия Борко // АПЕ. 2009. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evropeizm-yuriya-borko (дата обращения:
13.05.2021). [2]
Буторина Ольга Витальевна Европейский союз после кризиса: упадок или
возрождение? // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-soyuz-posle-krizisa-upadok-ili-vozrozhdenie (дата обращения: 13.05.2021). [3]
Покровский А. В. Роль Европейского омбудсмена в реализации концепции хорошего
управления // Актуальные проблемы российского права. 2019. №4 (101). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-evropeyskogo-ombudsmena-v-realizatsii-kontseptsii-horoshego-upravleniya
(дата обращения: 13.05.2021). [4]
Воронина Т. В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной
экономической интеграции // Пространство экономики. 2010. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoreticheskih-podhodov-k-analizu-razvitiya-mezhdunarodnoy-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения:
13.05.2021). [5]
Рыжков Владимир Александрович Отношения России и ЕС: текущий кризис и
возможности нормализации // Современная Европа. 2019. №3 (88). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-rossii-i-es-tekuschiy-krizis-i-vozmozhnosti-normalizatsii
(дата обращения: 13.05.2021).
Заключение:
До начала кризиса на Украине ЕС и Россия строили
стратегическое партнерство, охватывающее, среди прочего, торговлю, экономику,
энергетику, изменение климата, исследования, образование, культуру и безопасность,
включая борьбу с терроризмом, ядерную энергетику. нераспространение и
разрешение конфликтов на Ближнем Востоке. ЕС был решительным сторонником
вступления России в ВТО (завершено в 2012 году). Однако в последние годы
проблема совместного соседства стала серьезной проблемой. Присоединение Россией
Крыма в марте 2014 года и доказательства военного вмешательства России на
востоке Украины вызвали международный кризис. ЕС пересмотрел свои двусторонние
отношения с Россией, прекратив регулярные встречи на высшем уровне, а также
приостановил диалог по визовым вопросам и переговоры по новому двустороннему
соглашению, которое заменит СПС. В настоящее время ЕС придерживается двуединого
подхода, сочетая постепенные санкции с попытками найти дипломатическое решение
конфликта на востоке Украины. Участие России в усилиях группы стран Е3 + 3,
заключивших ядерное соглашение 2015 года с Ираном, вселило надежды на
расширение сотрудничества на мировой арене. Однако вмешательство России в
сирийскую войну с 2015 года, а затем в Ливию и несколько конфликтов к югу от
Сахары, а также ее кампании по дезинформации и попытки повлиять на
избирательные кампании вызвали дополнительную напряженность.
Российское законодательство, принятое с 2012 года, ужесточило
действия государства в отношении оппозиции. Так, многие НПО были названы
«иностранными агентами» и / или «нежелательными организациями», а власти
ужесточили контроль над СМИ и использованием Интернета. В свою очередь ЕС всё
больше обеспокоен верховенством закона, в том числе нарастающей коррупцией в
Российском государстве. Так, например, парламентские выборы 2016 года прошли в
жесткой политической и медийной среде, что привело к победе поддерживаемой президентом партии
«Единая Россия». Следующие парламентские выборы назначены на сентябрь 2021
года.
Хотя экономика России оправилась от международной
рецессии 2008 года и потрясений в банковском секторе в 2014 году, извлекая
выгоду из увеличения доходов от экспорта нефти и сырья, инвестиционный климат
страны оставался неопределенным, а ее экономические показатели зависели от цен
на нефть и газ. Экономическая система сосредоточена в нескольких секторах; в ней
отсутствуют преобразующие инвестиции, в то время как крупные фирмы, близкие к
государству, доминируют на рынке. Серьезный медицинский и экономический кризис,
который Россия переживает в результате пандемии COVID-19, может иметь
долгосрочные последствия, и Кремль очень обеспокоен социальными и политическими
последствиями.
С марта 2014 года ЕС, как США, Канада, Австралия и другие
западные страны, постепенно вводил ограничительные меры против России в ответ
на присоединение Крыма и дестабилизацию ситуации в Украине. Несмотря на регулярно
обновляющиеся санкции, ЕС остается крупнейшим торговым партнером России. Однако
торгово-экономические отношения омрачены многочисленными факторами, такими как
эмбарго России на некоторые агропродовольственные товары ЕС, споры в ВТО и
серьезные ограничения возможностей для компаний ЕС участвовать в российских
государственных закупках.
Ограничительные меры ЕС принимают разные формы.
Дипломатические меры включают исключение России из G8, остановку процесса
присоединения России к ОЭСР и Международному энергетическому агентству, а также
приостановку регулярных двусторонних саммитов Россия-ЕС.
Экономические санкции нацелены на биржи в определенных
секторах. Они ограничивают доступ к первичным и вторичным рынкам капитала ЕС
для некоторых российских банков и компаний. Они налагают запреты на экспорт и
импорт на торговлю оружием и на экспорт товаров двойного назначения для
использования в военных целях. Также они ограничивают доступ России к некоторым
чувствительным технологиям, которые могут быть использованы для добычи и
разведки нефти. Применяются особые ограничения экономических отношений с Крымом
и Севастополем, включая запрет на импорт товаров с полуострова, запрет на
экспорт определенных товаров и технологий, ограничения на инвестиции и запрет
на предоставление туристических услуг. Меры по экономическому сотрудничеству
приостанавливают любые новые финансовые операции в России Европейским
инвестиционным банком и Евросоюзом.
По состоянию на декабрь 2020 года индивидуальные
ограничительные меры ЕС применяются к 177 физическим и 48 юридическим лицам,
которые подпадают под замораживание активов и запрет на поездки, поскольку их
действия «подорвали территориальную целостность, суверенитет и независимость
Украины».
Экономическое развитие стран ЕС очень разное, можно
наблюдать как страны со стабильной экономикой, так и экономически отсталые
страны, поэтому это тоже препятствие для полного объединения и слияния в единое
целое.
Сейчас, когда весь мир переживает очень тяжелую
финансово-экономическую ситуацию, трудно говорить о каких-либо радикальных
шагах, как для Евросоюза, так и для России. Но очевидно, что взаимное сотрудничество
между Российской Федерацией и ЕС необходимо.
Европейский Союз — давний стратегический партнер России.
Отношения между Россией и ЕС основаны на принадлежности к европейской
исторической и культурной традиции, приверженности общим гуманистическим и
демократическим ценностям. Европейский Союз все больше приобретает роль
самостоятельного фактора в системе формирующегося многополярного мира. Россия и
ЕС несут очень большую ответственность за безопасность и стабильность в Европе
и в мире.
Стратегическое партнерство России с Европейским Союзом
реализуется в рамках углубленного политического диалога и взаимодействия в
международных организациях, в подходе к решению ряда важнейших международных
проблем. Регулярный политический диалог позволяет достичь взаимопонимания с ЕС
по ключевым международным вопросам, в том числе в контексте формирующейся
европейской политики безопасности и обороны.
Фрагмент текста работы:
Сотрудничество и доверие между Россией и Европейским
союзом (ЕС), двумя из наиболее важных международных игроков, достигли самого
низкого уровня со времен холодной войны. Основным спором было будущее стран,
расположенных в Восточной Европе, в так называемом «промежуточном» / «буферном»
регионе. С одной стороны, ЕС нацелен на укрепление связей с шестью
восточноевропейскими партнерами — Арменией, Азербайджаном, Грузией, Беларусью,
Молдовой и Украиной — путем поощрения реформ и привлечения их к принятию основных
европейских ценностей.
Однако противодействие России смягчило планы ЕС в
отношении своих соседей — как лучше всего показывает случай с Украиной. Помимо
геополитической конкуренции за «общее» соседство, отношения между ЕС и Россией
начали сильно зависеть от энергетических вопросов, что еще больше усложнило и
без того сложный фон.
Россия использует энергетическую карту как инструмент,
чтобы влиять на форму регионального контекста, тогда как ЕС отвечает
превосходным технологическим преимуществом и более привлекательной
экономической и политической повесткой дня. На этом фоне данная работа призвана
подчеркнуть, что между двумя игроками существует явная конкуренция, разжигаемая
фундаментальными идеологическими различиями в восприятии внешнего мира.
Отношения между ЕС и Россией нельзя определять строго и
полностью как симбиоз или соревнование. С одной стороны, на идеологическом и
ценностном уровне это можно определить как противостояние. ЕС пытается утвердиться в
качестве нормативной державы в Восточном регионе, поддерживая действия, которые
помогают развитию гражданского общества и демократических институтов, тогда как
Россия подрывает подобные действия, контролируя элиты и СМИ. С другой стороны,
наблюдается симбиоз в отношении энергетических и коммерческих связей, хотя и
геостратегически Россия становится все более и более зависимой.
Цель данной работы — проведение исследования по оценке
развития отношений между Россией и ЕС.
Согласно поставленной цели определены следующие задачи:
— выяснить состояние торговых отношений между ЕС и
Россией;
— оценить потенциальные экономические последствия для
производства и торговли нефтью и нефтепродуктами в России из-за введения
санкций;
— проанализировать финансовые отношения между Россией и
странами ЕС в условиях введения санкций;
— описать, каковы перспективы развития экономических
отношений между Россией и ЕС.
— историко-политологический анализ эволюции характера
взаимоотношений Советского Союза с Европейским экономическим сообществом как
основы современных взаимоотношений между Россией и ЕС; — обобщение опыта
политического сотрудничества Российской Федерации и Евросоюза на рубеже XX-XXI
вв.;
— исследование особенностей фрагментации политических
интересов России и ЕС;
— обоснование приоритетных направлений сотрудничества
Российской Федерации и Европейского союза в начале XXI в. и путей их
реализации.
Объектом исследования выступает торгово- и финансово-экономические,
правовые и политические отношения России и ЕС.
Предметом диссертационного исследования является анализ и
перспективы развития российско-европейских отношений.
Для решения поставленных задач существует совокупность
методов исследования, которые были использованы:
— Теоретический (исторический, классификационный) метод:
определить истоки и развитие экономико-политических отношений России и
Европейского союза, а также систематизировать значительный объем информации.
— Общая логика (синтез, анализ, аналогия, индукция) для
более детального изучения торгово-экономических отношений и стратегического
партнёрства России и Европейского союза, анализа сильных и слабых сторон и
определения перспектив развития.
Степень разработанности темы. Проблемам изучения
взаимодействия ЕС и ЕАЭС уделяется большое внимание. Основы сотрудничества ЕС и
ЕАЭС обсуждаются и анализируются Евразийской экономической комиссией, где
приведены статистические данные торговых отношений ЕАЭС и ЕС, представителями
Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических
процессов на постсоветском пространстве при МГУ, Европейского учебного
института МГИМО МИД, отделением исследования европейской интеграции ИЕ РАН и
др. Также главы стран-участниц ЕАЭС, а именно президент республики Казахстан,
президент республики Беларусь и президент Российской Федерации неоднократно в
своих комментариях дают оценку взаимоотношениям с ЕС, как своих стран в
отдельности, так и, в общем, всего союза.
Правовая база исследования включает генеральные
соглашения по тарифам и торговле на разные годы, разные типы соглашений: 1)
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; 2) Соглашение о
присоединении Республики Армения от 10.10.2014; 3) Соглашение о присоединении
Кыргызской Республики от 23 декабря 2014 года; 4) Соглашение о прекращении
деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014; 5)
Соглашение о создании единой таможенной территории и образовании Таможенного
союза от 06.10.2007 г .;
Нормативно-правовая база также включает три соглашения:
1) Соглашение стран СНГ «О Таможенном союзе» от 20.01.1995; 2) Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О
Таможенном союзе» от 06.01.1995; 8 3) Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве, устанавливающее партнерство между Российской Федерацией, с
одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой
стороны, от 24.06.1994.
Теоретическая база исследования включает работы
теоретиков и практиков, которые в своих работах освещают внешнеэкономическую
деятельность ЕАЭС и ЕС. Особое место среди них занимают работы Ю.А. Борко[1], О.В. Буторина[2], В.В. Покровская[3], Воронина Т.В.[4]. Для исследования труды
В.А. Бейзерова, В. Белова, Н.А.Данилина, А.П. Клемешева, Т.Л. Курас, С.
Метелева, И. Курякова И. Панфилова, Е. Смирнова, Р. Фаляхова, М.А.Хамфрис, А.А.
Шпаковского[5],
в котором взаимодействие ЕС и ЕАЭС рассматривается с момента основания до
настоящего времени. [1]
Орлов Борис Сергеевич Европеизм Юрия Борко // АПЕ. 2009. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evropeizm-yuriya-borko (дата обращения:
13.05.2021). [2]
Буторина Ольга Витальевна Европейский союз после кризиса: упадок или
возрождение? // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-soyuz-posle-krizisa-upadok-ili-vozrozhdenie (дата обращения: 13.05.2021). [3]
Покровский А. В. Роль Европейского омбудсмена в реализации концепции хорошего
управления // Актуальные проблемы российского права. 2019. №4 (101). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-evropeyskogo-ombudsmena-v-realizatsii-kontseptsii-horoshego-upravleniya
(дата обращения: 13.05.2021). [4]
Воронина Т. В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной
экономической интеграции // Пространство экономики. 2010. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoreticheskih-podhodov-k-analizu-razvitiya-mezhdunarodnoy-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения:
13.05.2021). [5]
Рыжков Владимир Александрович Отношения России и ЕС: текущий кризис и
возможности нормализации // Современная Европа. 2019. №3 (88). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-rossii-i-es-tekuschiy-krizis-i-vozmozhnosti-normalizatsii
(дата обращения: 13.05.2021).