Курсовая с практикой на тему Проблемы и перспективы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка 5
1.1. Сущность социально-культурной сферы 5
1.2. Государственное управление социально-культурной сферой в условиях рынка 11
Глава 2. Практические особенности функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка 16
2.1. Анализ государственных программ в социально-культурной сфере в условиях рынка 16
2.2. Проблемы и перспективы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка 23
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность темы курсовой работы определяется значимостью влияния органов власти на социокультурное развитие территории. Эффективность государственной власти, в том числе, зависит от учета социокультурной среды, которая определяет совокупность различных условий жизнедеятельности, культурного и социального поведения каждого человека. Игнорирование социокультурных факторов, неспособность управлять социальными процессами оказывает негативное влияние на процесс управления государством в целом.
Характер взаимоотношений культуры и государства всегда являлся предметом дискуссий в научном мире. В культурологических и философских исследованиях доминирует точка зрения, согласно которой культура одновременно и испытывает на себе воздействие перемен в обществе, и несет за них ответственность, поскольку коренные преобразования в обществе и государстве основательны настолько, насколько они воплощаются в культуре и, напротив, изменения в культуре основательны настолько, насколько они воплощаются в «фундаменте» жизнедеятельности общества и государства.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, которые возникают в процессе функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Предметом исследования в курсовой работе являются механизмы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Целью выпускной курсовой является анализ состояния, проблем и перспектив функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Достижение намеченной цели предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть сущность социально-культурной сферы;
— изучить государственное управление социально-культурной сферой в условиях рынка;
— провести анализ государственных программ в социально-культурной сфере в условиях рынка;
— выявить проблемы и перспективы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , кодексы, федеральные законы РФ.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Информацией для проведения анализа была использована официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Практическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при функционировании государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социально-культурная сфера жизни общества — это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, что позволяет удовлетворять культурные и информационные потребности населения. Значение социально — культурной сферы жизни общества раскрывается в том, что она позволяет обеспечивать права и свободы человека и гражданина, что, в свою очередь, реализует основные функции государства. По своей структуре социально-культурная сфера жизни общества иерархична, многопрофильна и межведомственна, поскольку в её работе затрагивается работа правоохранительных органов, системы здравоохранения, социального обслуживания, городских коммуникаций, учреждений культуры. Основными элементами социально-культурной сферы жизни общества является сфера образования, сфера здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
2. Государственное управление социально-культурной сферой базируется на социальной политике, устанавливаемой в соответствии с Конституцией государства и законодательством. Значение государственного управления социально-культурной сферой жизни общества заключается в том, что посредством применения форм и методов управления создаются условия для реализации государственных функций по обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина. Правовая форма основывается на законодательном регулировании социально-культурной сферой. Общественные отношения регулируются посредством правовых дозволений, запретов, обязательств. Административная форма основывается на механизме государственного принуждения и взаимосвязана с правовой формой. В её составе выделяются организационные, социально-психологические методы управления. Экономическая форма управления социально-культурной сферой подразумевает разработку, внедрение и использование финансовых методов воздействия, среди которых выделяются инвестиции, выделение бюджетных средств на реализацию социально-культурных программ и контроль их использования.
3. Задачей рассмотренных государственных программ является обеспечение достойного уровня жизни населения, создание равных жизненных возможностей для всех граждан Российской Федерации и формирование высококачественного человеческого капитала. В заключение отметим, по мнению авторов, в первую очередь необходимо провести работу по приведению государственных программ и национальных проектов в соответствие с указами Президента РФ и документами стратегического планирования. Цели и задачи должны быть согласованы между собой, четко определены и подкреплены обоснованными значениями показателей по мероприятиям. С учетом того, что имеется опыт их реализации по годам, уже можно провести инвентаризацию показателей для их исключения или замены другими, а также включения в систему статистического наблюдения ранее отсутствующих, но необходимых.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод с помощью каких аспектов станет возможным минимизировать существующие на данный момент негативные явления при реализации государственных программ в социально-культурной сфере.
4. Деятельность органов государственного управления в социально-культурной сфере в России на данный момент сталкивается с рядом серьезных проблем, таких как неравномерность развития социально-культурной сферы в регионах, недостаток финансирования учреждений данной сферы, а также отсутствие квалифицированных кадров и тенденция их старения. Однако самое важное все же не в этом. Эффективное управление невозможно без воспитания квалифицированных менеджеров, которые будут рассматривать социально-культурную сферу не только как сферу «комфортного» существования, но и область, где многие проблемы решаются с помощью маркетингового мышления. Мы должны воспринимать посетителей учреждений социально-культурной сферы как клиентов, готовых заплатить за духовное и культурное развитие разумные деньги. Для этого требуется активное применение технологий рекламы и продвижения, более интенсивное использование Интернета.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что социально-культурная сфера, подстраиваясь под новые условия, переживает сейчас ряд крупных изменений, направленных на более качественное удовлетворение социальнокультурных потребностей населения. Важным моментом является перевод учреждениями социально-культурной сферы своих услуг в онлайнформат, который расширяет их возможности, а также аудиторию. Это позволит частично решить вопрос с имеющимися внутрирегиональными диспропорциями в развитии инфраструктуры в целом по стране.
Оптимизация учреждений культуры и государственно-частное партнерство также может выступать в качестве драйвера развития инфраструктуры. Для быстрого реагирования на изменения в функционировании инфраструктуры социальнокультурного назначения, по нашему мнению, необходима строгая ревизия ее объектов и других качественных и количественных показателей сферы, так как в процессе проведения исследования мы столкнулись с отсутствием некоторых данных в государственных базах статистики, особенно затруднен доступ к муниципальной статистике. Без анализа показателей могут возникнуть сложности на этапе планирования точек развития социально-культурной инфраструктуры с целью расширения предоставляемых услуг населению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка
1.1. Сущность социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера (СКС) — сложное, понятие и неоднозначное. Специалисты определяют по — разному ее состав. Длительное время ее, по сути, отождествляли с отраслью «Культура и искусство», включая в состав организации, выполняющие только социально значимые функции общества актуальные для культурного уровня. Это такие организации, как: театры репертуарные, музеи, музеи-заповедники, библиотеки .
С другой стороны СКС отождествляли со сферой услуг (сервисный сектор экономики), упрощая и принижая значимость удовлетворения населением духовных потребностей. Лет десять назад в некоторых энциклопедиях и публикациях термином «социально-культурная сфера» стали заменять «немодный» термин «непроизводственная сфера», существенно расширяя при этом состав сферы за счет организаций жилищно — коммунального хозяйства, бытового обслуживания и пассажирского транспорта и др.
Таким образом, вопросам функционирования СКС было посвящено достаточно много исследований. Однако часть из них рассматривала сферу излишне узко, часть — излишне широко, многие авторы предметом исследования выбирали только конкретные направления социальнокультурной деятельности. Объектами исследования при этом, как правило, выступают только государственные и муниципальные организации.
Наиболее полное исследование, на наш взгляд, было представлено преподавателями кафедру экономики в монографии «Экономика социально — культурной сферы: перспективы развития и современное состояние», в которой была выявлена взаимосвязь между наличием духовных (точнее, социально-культурных) потребностей населения и наличием предприятий и организаций, которые способны эти потребности удовлетворять.
Анализ различных взглядов на классификации потребностей индивидуумов, социальных групп и общества, в целом, позволило отнести к социально-культурным следующие (укрупненные) виды потребностей, формирующих состав СКС :
1. Совокупность художественно-эстетических, творческих и зрелищных потребностей. В состав СКС входят следующие организации, способные данные потребности удовлетворять (прямо или косвенно): театры, концертные организации, цирки, зоопарки, спортивно-концертные комплексы; киностудии, прокатные конторы, кинотеатры, развлекательные радио и телевизионные каналы; музеи, выставочные залы, галереи и художественные салоны, музеи-заповедники, художественные учебные заведения, массовые библиотеки; учреждения клубного типа, дансинги, модельные агентства и Дома моды, дизайнерские студии, салоны красоты, студии тату, мастерские по изготовлению изделий народных промыслов, сувениров и др.
2. Совокупность познавательных, информационных потребностей и потребностей в саморазвитии. В состав СКС входят следующие организации, способные данные потребности удовлетворять (прямо или косвенно): учреждения науки и образования, курсовая сеть, научные библиотеки и читальные залы, архивы, все средства информации, в том числе, радио, телевидение, книжные, журнальные, газетные издательства, рекламные агентства, типографии; информационные ресурсы интернета, туроператоры и турагенты (познавательный туризм); магазины и киоски по продаже печатной и аудио- видео продукции; и др.
3. Совокупность рекреационных потребностей. В состав СКС входят: учреждения физической культуры и спорта — стадионы, спортивные клубы, секции; фитнес — центры, тренажерные залы, спа-салоны, бассейны; солярии, сауны, массажные кабинеты; санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы; кафе, рестораны, бары, ночные клубы; парки культуры и отдыха, парки развлечений, аквапарки, гостиницы, туроператоры и турагенты (рекреационный туризм); магазины по продаже спортивной одежды, обуви и туристского снаряжения и др.
4. Совокупность социальных потребностей. В состав СКС входят: учреждения здравоохранения, государственные радио — и телевизионные каналы, социальные учреждения и службы, предприятия связи, банки и компании страховые (в области обслуживания физических лиц), политические, некоммерческие общественные организации и объединения, благотворительные фонды и др .
Предприятия и организации сами не могут удовлетворять социально-культурные потребности. Средством удовлетворения потребностей выступают разнообразные блага (продукты, услуги), которые они предоставляют.
В рыночных условиях хозяйствования определенный интерес вызывают источники возмещения затрат в связи с производством и реализацией продуктов и услуг СКС. Своеобразие развития товарно- денежных отношений в социально-культурной сфере заключается в том, что затраты, которые компенсируются источником организации затрат не всегда выступают доходы населения.
Услуги, затраты по которым компенсируются организациям СКС ассигнованиями из федеральных, региональных или местных (муниципальных) бюджетов, принято считать наиболее важными (общественными благами). Их значимость определяется необходимостью реализации в стране основных направлений государственной социальной политики в области культуры, образования, социальной защиты населения. Эти услуги, по мнению государства, должны быть предельно доступны для граждан независимо от их уровня платежеспособности, что на практике предполагает либо их бесплатность, либо низкую цену. В условиях рынка предоставление услуг на подобных условиях возможно только тогда, если бюджет государства, либо полностью, либо частично компенсирует затраты организации.