Курсовая с практикой на тему Проблемы и особенности погашения внутреннего и внешнего государственного долга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2 Методы управления государственным долгом 9
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА РФ 11
2.1. Долговые проблемы развитых стран: причины возникновения и мероприятия реагирования 11
2.2. Анализ государственного долга РФ 18
2.3. Проблема государственного долга РФ и пути его решения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Введение:
Актуальность темы состоит в усилении в мире процессов, которые связаны и непосредственно влияют на рост задолженности стран, потому проблема мирового долгового кризиса за последний 30 лет приобрела незаурядный размах. Проблема эффективного управления государственным долгом является вопросом экономической безопасности страны. На современном этапе трансформации экономик и интернационализации финансовых хозяйств стран с разной степенью развития эффективное управление внешней государственной задолженностью является одним из основных факторов обеспечения макроэкономической стабильности. Внешние заимствования являются одним из основных источников ускорения темпов роста национального дохода, могут использоваться в качестве инструмент экономического роста во время экономических спадов, а также могут стать стимулом для внешнего и внутреннего инвестирования. Принимая во внимание эти факторы, необходимо произвести стратегическую политику относительно управления внешними заимствованиями и избегания финансовых, рыночных и бюджетных рисков.
Аспекты данной проблемы представлены в работах многих российских ученых, среди которых: Е. Гайдар, С. Босчаев, М. Бункина, В. Семенов, В. Сурнин, М. Николаев, М. Артеменко, А. Вишнякова и др.
Цель исследования состоит в анализе практики РФ в области задолженности государства для оптимизации государственного долга.
Для достижения цели исследования были поставлены такие задания:
изучить теоретические аспекты государственного долга;
проанализировать государственный долг как элемент финансовой политики: мировой опыт и практику РФ;
предложить мероприятия по управлению государственным долгом.
Объект исследования: проблемы и особенности погашения внутреннего и внешнего государственного долга.
Предметом исследования является практика РФ в области погашения внутреннего и внешнего государственного долга.
Информационная база исследования — экономическая литература, статистическая информация и нормативно-правовые акты.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационная база исследования — законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам мобильности на рынке труда, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, статистическая отчетность РФ.
Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников из 30 наименований, 6 приложений, Основной текст изложен на 32 страницах текста, который включает 5 таблиц, 7 рисунков.
Заключение:
Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы.
Возникновение государственного долга является обычным следствием экономической активности, когда одни страны получают дополнительные доходы, в то время как другие испытывают недостаток средств. Нынешние долговые проблемы западных стран вызваны противоречивостью принципов монетарной политики, которую они проводили последние десять лет, а также чрезмерной самоуверенностью их правительств в эффективности экономик.
Как правило, план по долгу формируется исходя из достаточно консервативных ожиданий по доходам, поэтому в случае, если ситуация с доходами и дефицитом бюджета складывается существенно лучше, чем ожидалось, это уменьшает потребность в увеличении госдолга.
Рекордный за всю историю уровень долговой нагрузки развитых стран (108.5% от ВВП) сочетает с неуверенностью экономических перспектив этих стран и несостоятельностью сдерживать объемы государственных расходов, связанных со старением населения. Рефинансирование рекордно высоких уровней государственного долга, а также сдерживания роста бюджетного дефицита в условиях старения населения развитых стран являются основными источниками рисков для стойкости государственных финансов в среднесрочной перспективе. Высокая долговая нагрузка тормозит темпы экономического роста развитых стран, вызывает давление на уровень процентных ставок, роста рисков ликвидности и платежеспособности государства, предопределяет рост уязвимости государственных финансов к влиянию шоковых ситуаций и сужению потенциала финансового развития государства в будущем.
В 2020 г. программа государственных внутренних заимствований была выполнена с превышением предусмотренных изначально показателей более чем в 2 раза. Потребность в заемных средствах резко выросла на фоне упавших доходов бюджета во время пандемии. Общий объем размещения составил почти 5,3 трлн руб., 60% этой суммы Минфин привлек в сентябре – ноябре. Значительная часть обязательств (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) была привязана к стоимости денег в экономике. Такого рода инструменты в портфеле заняли почти 38% на 1 января 2021 г., тогда как безопасный уровень – 25%.
Россия избавилась от такой долговой нагрузки с начала 2022 года.
Согласно данным оперативного доклада Счетной палаты России об исполнении бюджета за первый квартал текущего года, с января по май внешний государственный долг страны сократился на 2,6 миллиарда рублей.
«Государственный внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2022 года составил $57 143,2 млн (80,8% верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации в размере $70,7 млрд) и уменьшился на $2 558,8 млн, или на 4,3 %, по сравнению с объемом на 1 января 2022 года ($59 702,0 млн). При этом в рублевом эквиваленте государственный внешний долг увеличился с начала года на 369 470,1 млн рублей, или на 8,3%, и на 1 апреля 2022 года составил 4 804 890,0 млн рублей», — говорится в докладе.
За первый квартал расходы на обслуживание внешнего госдолга РФ увеличились на 11,4 миллиарда рублей, что составляет 41,2%, в долларовом эквиваленте на 24,6 миллиона долларов (на 6,6%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Доходы связаны с серьезной волатильности рубля, а также в связи с выплатой 31 марта 2022 года дисконта и накопленного купнного дохода в ходе частичного выкупа евробондов «Россия — 2022».
Согласно данным Счетной палаты, выросли и расходы на обслуживание внешнего госдолга. В первом квартале 2022 года, по сравнению с предыдущим годом, в отечественной валюте рост составил 41,2%, или 11,4 миллиарда рублей.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие государственного долга
Долговой кризис — это несостоятельность государства и субъектов ведения хозяйства обслуживать и погашать свои обязательства как внутри страны, так и внешне. Типология кризисов охватывает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических факторов. При этом разные типы кризисов можно отобразить как цепь, в которой разрыв одного звена, то есть появление фактора одного из типов кризиса, провоцирует возникновение факторов других типов.
По мнению Абрамова В.Л. «государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок» [4, с.80].
Как считает Кучер Г. В. «государственный долг — важна составляющая государственных финансов» [7, с.24]. «Под государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), в т. ч. выданные гарантии за кредитами, которые предоставляют иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям».
Автор Селезнев А. С. трактует «государственный долг — это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных ссуд» [9, с.31].
Иначе говоря, считаем, что государственный долг — это финансовые обязательства государства на определенную дату относительно своих кредиторов. Таким образом, государственный долг возникает в результате выпуска государственных ссуд и привлечения кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета.
Государственный долг Российской Федерации — это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса РФ[1].
Данное определение можно найти в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.
Различают такие основные виды государственного долга исходя из признака, положенного в основу такой классификации (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация государственного долга [8, с.25]
Имеются долговые обязательства Российской Федерации, которые могут быть в виде обязательств по [6, с.34]:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Существование государственного кредитования приводит к появлению государственного долга и необходимости ввода определенной системы управления им.
Назначение государственного кредитования оказывается в первую очередь в том, что оно является средством мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для государства. За направлениями использования различают такие кредиты: на финансирование дефицита бюджета и погашения государственного долга; в поддержку национальной валюты и финансирования платежного баланса; на финансирование инвестиционных и институционных проектов, в том числе под гарантию правительства; на финансирование экспорта товаров (работ, услуг).
В Таблице 1.1 представлен более подробный разбор внутреннего и внешнего долга.