Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблемы характерологии в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Характерология в современном литературоведении. 6

1.1
Характер в художественном тексте. 6

1.2
Проблема типа в художественной литературе. 10

1.3
Портрет персонажа в художественной литературе. 12

1.4
Герой и его типология. 17

Выводы
по первой главе. 20

Глава
2. Система образов в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и способы их
создания. 21

2.1
Авторские комментарии. 21

2.2
Мотив дороги в романе. 25

2.3
История чувства главных героев. 30

2.4
Комические персонажи и их функция. 35

Выводы
по второй главе. 38

Заключение. 40

Список
литературы.. 42

  

Введение:

 

Актуальность этого исследования объясняется, прежде
всего, тем, что, хотя до настоящего времени было проведено много исследований
по изучению различных способов создания образов главных героев в романе Джейн
Остин "Гордость и предубеждение", они не раскрывают в полной мере
особенности оригинальности стиля писательницы. Глубокий и всесторонний анализ
сложных образов главных героев романа, их собственный внутренний психологизм,
сложность их понимания, их непоследовательность позволяют нам определить тему
этого исследования как актуальную.

Джейн Остин описывает человеческую природу в своей
работе как сочетание хорошего и дурного. Ее персонажи проявляют в их развитии,
в единстве главного и второстепенного героя, столь непохожем ни на кого и столь
схожем с другими. Это глубоко новаторское понимание природы характера позволило
Джейн Остин создать психологически убедительные персонажи в «Гордости и предубеждениях».
Именно различные компоненты образа героев в той или иной степени направлены на
создание психологического портрета персонажа.

Целью исследования является всесторонний
систематический анализ, научное и теоретическое осмысление изображений основных
персонажей, а также определение основных средств их создания. Для решения этой
задачи сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотрение общих теоретических положений,
соотносящихся с концепцией художественного образа;

2. Изучение системы литературного произведения;

3. Исследование основных средств создания
художественного образа;

4. Определение особенностей авторского стиля Джейн
Остин;

5. Изучение особенностей индивидуального
авторского стиля Джейн Остин, характерного для романа "Гордость и предубеждение";

6. Анализ художественных и лингвистических средств
создания образов героев в романе Джейн Остин "Гордость и предубеждение".

Предметом исследования  в 
настоящей  работе  являются 
образы главных героев и основные средства их создания. Объектом исследования  выступает 
текст  романа  Джейн 
Oстин «Гордость и предубеждение».

Работа 
основывается  на
теоретической  базе,  сформированной  по результатам  систематизации  концепций 
и  положений,  разрабатываемых  в трудах И.В. Арнольд, А.Б. Есина,  Ю.Н. Кaраулова,  А.В. Кухаренко, А.Г. Мaклакова, А.В. Флoри,
Н.С. Вaлгиной, Л.С. Выготского, И.В.Евсеевой и других ученых.

Выбор методов исследования предопределен
характером изучаемого явления. Основными методами исследования являются: анализ
и синтез теоретического материала, отражение и систематизация полученных
данных, метод интерпретации, метод наблюдения и описания, метод филологического
анализа текста романа.

Тезисы работы:

1. В романе "Гордость и предубеждения"
доминируют следующие ключевые темы: любовь, брак и репутация. Главной проблемой
романа "Гордость и предрассудки" является классовый характер
викторианской Англии.

2. Основная идея автора заключается в том, чтобы
показать читателю истинное намерение и, следовательно, наделить главных героев
уникальными чертами характера.

3. Для создания произведения автор прибегает к
измененной реальности, которая становится одним из наиболее важных компонентов.
Связующим компонентом в этом случае является портрет.

4. Полному единству работы способствует
взаимосвязь каждого элемента структуры изображения и их скоординированная
работа в течение сюжета.

Теоретическая новизна работы заключается  в 
расширении  общего  поля 
знаний  по проблематике  исследования 
и  выявлении  индивидуальных  особенностей авторского стиля Джейн Oстин,
проявляющихся в образах главных героев романа «Гордость  предубеждение».

Практическое применение работы  состоит 
в  допустимости использования  итогов 
исследования  при  обучении 
иностранному  языку,  а также  
на   занятиях   по  
стилистике,   аналитическому   чтению, литературоведению, в спецкурсах и
семинарах, посвященных углубленному изучению творчества Джейн Oстин.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе проведенного исследования:

1. Рассмотрены общие теоретические положения,
соотносящиеся с концепцией художественного образа.

2. Изучена система литературного произведения.

3. Проведено исследование основных средств
создания художественного образа.

4. Определены особенности авторского стиля Джейн
Остин.

5. Изучены особенности индивидуального авторского
стиля Джейн Остин, характерного для романа "Гордость и
предубеждение".

6. Проведен анализ художественных и
лингвистических средств создания образов героев в романе Джейн Остин
"Гордость и предубеждение".

Теоретическая значимость исследования обоснована
тем, что расширено  общее  поле знаний 
по проблематике  исследования  и 
выявлении  индивидуальных  особенностей авторского стиля Джейн Oстин,
проявляющихся в образах главных героев романа «Гордость  предубеждение».

Изложены и глубоко проанализированы основные
теоретические и практические положения исследования, включающие в себя
исследование образов главных героев и основных средств их создания.

Предложена модернизация методологической стратегии
изучения произведений современной зарубежной литературы. Текст литературного
произведения необходимо изучать в совокупности текста, контекста и
художественных методов и приемов, используемых автором.

Значение полученных результатов исследования для
практики подтверждается тем, что состоит 
в  допустимости использования  итогов 
исследования  при  обучении 
иностранному  языку,  а также  
на   занятиях   по  
стилистике,   аналитическому   чтению, литературоведению, в спецкурсах и
семинарах, посвященных углубленному изучению творчества Джейн Oстин.

В данной курсовой работе были использованы
различные методы и методологические приемы, а именно анализ и синтез
теоретического материала, отражение и систематизация полученных данных, метод
интерпретации, метод наблюдения и описания, метод филологического анализа
текста романа.

Личный вклад в исследование состоит в постановке
проблемы образа главных героев в романе «Гордость и предубеждение».

Обобщение 
основных  положений  научных 
трудов  по  теме исследования позволяет  раскрыть 
понятие  художественного  образа как одного из основных компонентов
литературного произведения, отражающего главную задумку и идею автора.
Проведенный комплексный и системный анализ образов  главных 
героев позволяет выявить  основные
средства  их создания, особенности  авторского 
стиля  Джейн  Oстин, 
а  также  идейное содержание произведения. В  процессе 
исследования установлено,  что
именно  образ  является объединяющей  деталью 
между  читателем  и 
автором, который, с  одной
стороны, есть  носитель  интенции 
автора,  а  с 
другой  стороны — основа
впечатлений для читателя.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характерология в современном
литературоведении

1.1 Характер в художественном тексте

Для восприятия литературного произведения очень
важны такие понятия, как характер и персонаж. В данной главе нами будет
рассмотрено, в чем заключается особенность литературных персонажей в
художественной литературе.

Общеизвестно, что термин «символ» часто
используется для определения любого персонажа в работе. Персонаж является самым
нейтральным символом, указывающим только на одного героя, действующего в
художественном мире произведения. Персонажами могут быть люди, животные («Муму»
в рассказе И.С. Тургенева[1]), фантастические существа
(Змей Горыныч, Баба Яга) и даже объекты (Пружинка из "Городка в Табакерке"
В.Ф. Одоевского[2]).

"Структура изображения персонажа основана на
сложных техниках вымышленных или диалогических характеристик речи, на различных
путях и формах связей и отношений речи персонажа со стилем автора и речью
других персонажей, на динамике семантических трансформаций и изменений в тексте
и контексте, а также ситуаций действия в литературном произведении, в его
композиционном развитии, в развитии сюжета. И здесь должны быть специфические
формы и законы поэтического или поэтизации", — отметил выдающийся русский
филолог В.В. Виноградов[3].

Персонаж имеет черты эпохи, культуры, социальной
структуры, к которой он принадлежит (а также литературного типа), но в то же
время его поведение определяется индивидуальными психологическими качествами,
воспитанием, его собственной системой ценностей. Именно поэтому художественные
персонажи из литературных произведений так сильно отличаются друг от друга,
поэтому мы легко распознаем и запоминаем каждого из них.

В современной литературной критике нет единства в
определении образа человека в художественных произведениях. Достаточно назвать
термины "характер", "персонаж", "литературный
герой", а также "литературный характер" и, наконец, просто
"образ", чтобы определить наличие терминологической двусмысленности[4].

Причина такой двусмысленности, по всей видимости,
кроется в ряде причин, среди которых мы отмечаем разносторонность образа
человека в литературном произведении, сложной системе художественных средств
его изображения, что было подтверждено терминологически литературной практикой.
Упорядочение концепций и их терминологическое выражение является одной из
главных задач литературной критики в частности.

Одна из проблем, связанных с рассмотрением образа
человека в литературном и художественном произведении, сводится к определению
понятия "характер" в его основных связях. Например, "Словарь
литературных терминов" предлагает следующее толкование: "Литературный
характер … — образ человека в словесном искусстве, который определяет
оригинальность содержания и формы художественной литературы"[5].

Действительно, результатом изображения человека в
литературном произведении, как правило, является образ-символ; в то же время не
каждое такое изображение представляет собой персонажа: во-первых, в
художественном творчестве могут быть даны скудные черты, детали, за которыми
персонаж может только угадываться, и, во-вторых, в некоторых случаях персонажи
даже не имеют характерных черт, но участвуют в литературном действии особым
образом.

Таким образом, вышеприведенное определение, по
крайней мере, не учитывает все случаи изображения человека в устном искусстве.
"Характер" оказывается более широкой концепцией в этом отношении.

С.Г. Бочаров устанавливает связь между понятиями
"характер" и "персонаж": «Мы будем различать
"характер" и "персонаж", "героя",
"действующее лицо" в составе художественного единства, литературного
образа человека: анализом его внутренней структуры станет различение этих
понятий… Отличая "характер" и "персонаж", мы отличаем как
бы "сущность" и "форму" художественной личности»[6].

Эта взаимосвязь концепций позволяет нам говорить о
"характере персонажа", и важно выяснить, в чем состоит суть
установленной связи. На основании выводов С.Г. Бочарова, Е.П. Барышников
утверждал : "С точки зрения фигуративной структуры, литературный герой
объединяет образ как внутреннее содержание характера и его поведение, поступок
(как что-то внешнее). Персонаж позволяет нам рассматривать действия человека,
который изображается как естественный, возвращаясь к какой-то жизненно важной
причине; он является содержанием и законом (мотивацией) поведения литературного
героя"[7].

Такое заявление, по нашему мнению, в одностороннем
порядке раскрывает диалектику человеческого образа, воплощенную в литературе, и
дальнейшее разъяснение автора о борьбе, в результате которой содержание
(характер) и форма (действие) могут меняться местами. Данное заявление касается
уже не базовых концепций, а их конкретных случаев в историческом развитии
литературы.

Таким образом, можно отметить, что в целом термин
"художественный характер" означает образ человека в литературном произведении,
очерченный с определенной полнотой художественной личности, посредством
которого изображен исторически обусловленный тип поведения (действия, мысли,
чувства, речь) и присущая автору моральная и эстетическая концепция
человеческого существования. Художественный характер представляет собой
органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, уникального;
объективного (социально-психологическая реалия человеческой жизни, служившей
прототипом литературного характера) и субъективного (понимания и оценки автором
прототипа). В результате, персонаж в искусстве появляется как "новая
реальность", художественно "созданная" личность, которая,
отражая настоящий человеческий тип, идеологически его уточняет. Именно
концепция литературного образа человека отличает понятие характера в
литературной критике от значения этого термина в психологии, философии и
социологии.

Воспроизведение характера в его разносторонности и
динамике является специфическим свойством художественной литературы в целом (и
большинства театральных и кинематографических жанров на вербальной и сюжетной
основе). Использование изображения персонажей означает отделение литературы как
искусства от синкретической, "долитературной" религиозной литературы
"библейского" или средневекового типа.

Идея характера литературного героя создается
посредством внешних и внутренних "жестов" (включая речь) персонажа,
его внешность, авторские и другие характеристики, место и роль персонажа в
развитии сюжета. Художественная ситуация складывается в соотношении между
работами по своему характеру и обстоятельствам, которые представляют собой
художественное воспроизведение социально-исторической, духовной, культурной и
природной среды. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и
природой, его "земная судьба", а также внутренние противоречия
человеческих личностей воплощены в художественных конфликтах. [1] Тургенев И. С. Муму. — М.:
Махаон, 2016. – 96 с. [2] Одоевский В. Ф. Городок в табакерке.
– М.: Эскмо, 2018. – 48 с. [3] Виноградов В. В.
Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963. [4] Чернец Л.В. Персонаж и
характер в литературном произведении и его критических интерпретациях //
Принципы анализа литературного произведения. — М.: МГУ, 1984. С. 83. [5] Владимирова Н. Г. Характер
литературный. // Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974.
С. 443. [6] Бочаров С.Г. Характеры и
обстоятельства. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом
освещении. Образ, метод, характер. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 316. [7] Барышников Е.П.
Литературный герой // Крат. лит. энциклопедия. Т.4. — М.: Сов. энциклопедия,
1967. С. 317.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы