Курсовая с практикой на тему проблемы действия норм о легализации преступных доходов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
СВЯЗАННЫЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА,ПРИОБРЕТЕННОГО
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ В РФ.. 5
ГЛАВА 2. НОВЕЛЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
Введение:
В последнее время все большее значение приобретает
борьба с попытками отмывания доходов, полученных преступным путем. Термин
"отмывание" возник в середине 1930-х годов в США, когда преступные
группы вкладывали доходы от незаконной торговли в сеть прачечных, принадлежащих
этим группам, с целью их отмывания. Отмывание денег — это процесс сокрытия
существования, незаконного происхождения или незаконного использования доходов
и попытка выдать эти доходы за законные.
Легализация денежных средств или иного имущества,
приобретенного преступным путем, является одним из преступлений, совершенных в
сфере экономики, породивших коррупцию, хищение как средство первичного
накопления капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии
недостаточного правового регулирования при переходе к рыночной экономике создал
условия для незаконного накопления капитала в руках физических или юридических
лиц, получившего название "теневого" капитала, оборот которого стал
известен как "теневая" экономика.
Актуальность теме придает тот факт, что отмывание
денег, на современном этапе развития этой деятельности, стало индустрией,
которая не только приносит дивиденды, но и формирует системные взаимосвязи с
наиболее опасными формами деструктивного поведения. Отмывание денег оказывает
негативное влияние не только на экономические, но и на социальные и
политические институты.
Объектом исследования являются общественные отношения,
связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Предметом исследования являются нормы современного
российского законодательства, связанные с пресечением отмывания денег.
Целью нашего исследования является исчерпывающий
анализ методологии расследования отмывания денег и других активов, полученных
преступным путем.
Поэтому, в соответствии с этим, в данной работе были
поставлены следующие задачи:
1. Показать
криминалистические признаки отмывания денег, методы и модели отмывания денег,
особенности отмывания денег в Российской Федерации.
2. Показать особенности
расследования дел об отмывании денег.
3. Осветите российское
законодательство по борьбе с отмыванием денег, поговорите о легализации как о международной
проблеме.
Методологической основой исследования послужили
фундаментальные законы, диалектический материализм и теория познания. А также
используются конкретно — научные методы: системный, сравнительно-правовой,
статистический и другие методы исследования теоретического материала по теме.
Заключение:
Легализация (отмывание) денежных средств или иного
имущества — это процесс перевода денежных средств и имущества, приобретенных
преступным путем, в сферу легального предпринимательства и придания этим
средствам или имуществу мнимого статуса легитимности. Глава 22 Уголовного
кодекса Российской Федерации "Преступления в сфере экономической
деятельности" содержит статьи 174 и 174-1, предусматривающие уголовную
ответственность за данный вид преступления.
Несмотря на положительные тенденции в развитии
законодательства по борьбе с отмыванием денег, положения закона об усилении
уголовной ответственности за ложную финансовую отчетность финансовых учреждений
до сих пор не приняты.
Следует отметить, что в целях подготовки к отмыванию
доходов, полученных преступным путем, владельцы доходов, полученных преступным
путем, также нацеливались на лиц, занимающихся незаконной банковской и торговой
деятельностью. Комиссия составляла 2,5 — 3,7 процента от каждой незаконной
сделки.
Для выявления бенефициарных владельцев компаний,
зарегистрированных в налоговых гаванях, информация, полученная через Интерпол,
имеет важное значение на этапе расследования обвинения. Хотя это не является
доказательством в суде, оно может предоставить правоохранительным органам
информацию для запроса международной правовой помощи у компетентных органов
иностранной юрисдикции, что, в свою очередь, позволит принять законное и
обоснованное решение по материалам проверки.
Следует подчеркнуть, что работа дознавателей,
следователей и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеет
особое значение для выявления и установления признаков отмывания денег на
первоначальном этапе уголовного дела. Именно от их компетентности,
квалификации, знаний и навыков в конечном итоге зависит реализация всех целей и
задач по противодействию этим преступлениям.
Судебно-следственная практика показывает, что наиболее
значимыми и информативными в данном случае являются материалы
Росфинмониторинга, направляемые в органы внутренних дел как по собственной
инициативе, так и по их запросу.
В то же время следует отметить, что в статистике нет
отдельных данных об использовании оффшорных зон для легализации преступных
доходов и, соответственно, о причиненном в результате такого использования
ущербе. В связи с этим представляется целесообразным дополнить соответствующие
статистические формы учета преступлений графами "Преступление, совершенное
с использованием офшоров" и "Вред, причиненный в результате
использования офшоров для совершения преступлений". Эти дополнения
позволят увидеть реальные суммы ущерба, причиненного такими преступлениями, а
также более полно показать уровень их общественной опасности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО
ИМУЩЕСТВА,ПРИОБРЕТЕННОГО ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ В РФ
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, впервые
была введена в российское уголовное законодательство Уголовным кодексом. Это
объясняется тем, что такие деяния стали появляться в общей структуре
преступлений, и международное сообщество включило их в категорию международных
преступлений. Первоначальная редакция этой статьи, действовавшая до июля 2001
года, устанавливала уголовную ответственность за совершение финансовых и иных
операций с заведомо незаконно приобретенными денежными средствами или иным
имуществом, а также за использование этих средств или иного имущества для
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст.
174-1 УК РФ, относятся к категории небольшой тяжести. Они наказываются
одинаково: штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до одного года. Таким образом, наказания
по анализируемым статьям стали относительно безопасными. Но возникает вопрос:
насколько оптимальным и справедливым является такой вид наказания и такой
размер штрафа? Ведь отмывание денег — довольно опасное преступление, и оно
будет караться штрафом, в 9 раз меньшим, чем максимальная сумма отмытых денег
(до 1 миллиона рублей)[1].
При наличии в санкциях статей только одного вида
наказания, да еще и в таких небольших пределах, правоприменители будут, на наш
взгляд, лишены возможности дифференцированно подходить к их назначению. Для
сравнения: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство,
незаконное получение кредита, контрабанда и ряд других фактов, которые связаны
с извлечением дохода или причинением значительного ущерба на сумму до 250 тысяч
рублей, предусматривают, помимо других наказаний, еще и лишение свободы на срок
до 4-5 лет.
Для дальнейшей дифференциации уголовной
ответственности было бы целесообразно включить в рассматриваемые статьи УК РФ
наказание в виде лишения свободы. Легализация, совершенная в крупном размере,
который согласно примечанию к ст. 174 УК РФ равен 1 млн. рублей, образует
квалифицированный состав указанных преступлений (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174-1
УК РФ). Таким образом, все действия, направленные на легализацию в меньшем
размере, являются, по мнению законодателя, менее общественно опасными, и за их
совершение лицо, согласно действующему законодательству, может быть даже
освобождено от уголовной ответственности на основании положений, содержащихся в
ст. 75 УК РФ, либо от наказания (ст. 80-1 УК РФ)[2].
Максимальная сумма легализованных денежных средств,
равная 1 миллиону рублей, по сравнению с суммой, установленной в прежней
редакции статей 174 и 174-1 УК РФ, несколько снижена. Эта сумма на момент
принятия новой версии была равна 1,2 млн. рублей. (пересчитано из минимальной
заработной платы). Следует отметить, что в определенной степени произошло
усиление уголовной ответственности, особенно если речь идет о ч. 1 ст. 174 и ч.
1 ст. 174-1 УК РФ. Однако это лишь первое впечатление, причем ошибочное,
поскольку правонарушения, как уже отмечалось, относятся к категории небольшой
тяжести, а наказания в статьях не предусматривают лишения свободы.
Анализ системы наказаний в других статьях главы 22 УК
РФ показывает, что законодатель не отреагировал должным образом на составы
преступлений, содержащиеся в ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174-1 УК РФ. За
легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем, как самим виновным, так и другими лицами, на сумму свыше 1 миллиона
рублей, предусмотрено самое строгое наказание — лишение свободы на срок до 4
лет. Для сравнения: незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая
с нарушением условий и требований к выдаче разрешения и сопровождающаяся
получением дохода, превышающего 250 тысяч рублей, наказывается лишением свободы
на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 171 УК РФ).
Поэтому можно утверждать, что легализация (признанная
во всем мире как преступление, наносящее значительный ущерб экономике и
правопорядку) является менее опасным преступлением, хотя это, конечно, не так.
Следует отметить, что уголовное законодательство устанавливает более строгую
ответственность только за отмывание денег и иную легализацию имущества в особо
крупном размере (ч. 3 и 4 ст. 174 и 174-1 УК РФ). Таким образом, отмывание
денег на сумму до 1 миллиона рублей, совершенное даже организованной группой
или лицом с использованием своего служебного положения, по-прежнему будет
наказываться штрафом в размере до 120 000 рублей. Это вряд ли соответствует
степени общественной опасности деяний, совершенных в соучастии. К категории
особо тяжких преступлений относится легализация денежных средств или иного
имущества, совершенная организованной группой лиц, которые сами приобрели это
имущество или получили эти средства в результате совершения преступления (ч. 3
ст. 174-1 УК РФ)[3].
Это наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15
лет. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими
лицами преступным путем, совершенная при особо отягчающих обстоятельствах,
аналогичных вышеуказанным, — факт не менее опасный, — на наш взгляд,
необоснованно отнесена к категории тяжких преступлений, поскольку
предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 10 лет. Такая оценка степени
общественной опасности указанного правонарушения не вызывает споров. Повышенную
общественную опасность (так отмечается в международных правовых документах,
посвященных борьбе с отмыванием денег) представляют действия неуполномоченных
лиц, не вовлеченных в совершение правонарушения. Они способствуют и создают
благоприятные условия для совершения оригинальных преступлений, воспроизводства
таких опасных видов, как наркоторговля, продажа оружия, торговля людьми и
проституция. К категории особо тяжких преступлений следует отнести
преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 174 УК РФ: легализация, совершенная
организованной группой, в отношении имущества, приобретенного другими лицами.
Конфискация имущества в санкциях органа особо квалифицированного состава
анализируемой группы преступлений заменена — в связи с ее исключением из
системы наказаний — штрафом в качестве дополнительного наказания в размере до 1
миллиона рублей или иного дохода осужденного за период до трех лет. Однако
такое решение не кажется полностью обоснованным, есть сомнения в его
правильности, несоответствии реальности[4].
Как уже отмечалось, из числа предикатных (основных)
преступлений, в результате которых образуются преступные доходы, исключены:
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ),
уклонение от уплаты таможенных пошлин (ст. 194) и налогов и (или) сборов как
физическими лицами, так и организациями (ст. 198 и 199). Федеральный закон №
162-ФЗ от 8 декабря 2003 года дополнил этот перечень новыми составами
преступлений, внесенными в Уголовный кодекс: неисполнение обязанностей
налогового агента (статья 199-1) и сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199-2). Возвращаясь к
вопросу определения круга правонарушений, которые законодатель не считает
общественно опасными и которые, по его мнению, не связаны с преступным
обогащением, нельзя не отметить следующее.
Из числа преступлений, ведущих к получению преступных
доходов, законодатель исключил преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ —
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Такое решение
представляется несколько поспешным, поскольку в результате совершения данного
деяния значительная часть денежных средств находится за рубежом без законных на
то оснований, по фиктивным хозяйственным договорам; затем переводится в
оффшорные зоны, оказывается на лицевых счетах, и впоследствии эти средства
используются в предпринимательской или иной экономической деятельности. При
совершении данного преступления имеет место преступный доход, полученный в
обход существующих правил регистрации и проведения внешнеэкономических
операций, что также является преступным деянием в соответствии с Уголовным
кодексом РФ. Исходя из вышеизложенного, необходимо исключить ссылку ст. 193 из
статей 174 и 174-1. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо поставить на
обсуждение вопрос об исключении из положения статей 174 и 174-1 УК РФ деяний по
уклонению от уплаты налогов (ст. 198 и 199 УК РФ) и таможенных платежей (ст.
194 УК РФ), которые являются преступлениями, связанными с сокрытием части
средств, подлежащих обязательной передаче государству. Поднимая вопрос о
правомерности исключения некоторых правонарушений, в том числе налоговых, из
круга фактов, которые могут привести к появлению незаконных доходов, некоторые
юристы справедливо отмечают, что "…такой подход, с одной стороны,
представляет собой значительное сужение принципов Совета Европы в этой области,
а с другой стороны, ведет к созданию законодательных лазеек, которыми пользуется
преступный мир"[5].
С учетом высказанных замечаний вызывает недоумение
включение в этот список преступления, предусмотренного ст. 199-2 УК РФ.
Совершая это деяние, лицо повышает степень общественной опасности своих
действий. Он не только не платит установленные законом налоги и сборы, но и
продолжает создавать дополнительные препятствия для компетентных органов, так
как скрывает денежные средства или имущество, за счет которых, согласно
российскому законодательству о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание
недоимки. Положительным моментом вводимых нововведений следует считать
установление крупного размера легализованных средств по статьям 174 и 174-1 УК
РФ (а по другим статьям главы 22 УК РФ — крупный ущерб, доход или крупная
задолженность) в фиксированных денежных суммах, а не в минимальных размерах
оплаты труда[6].
Порядок применения минимального размера оплаты труда
при квалификации преступлений прямо в нем не определен, т.е. имеется пробел в
законе. Некоторые ученые и правоприменители, опираясь на положения общих
принципов уголовного права (о действии закона во времени, об обратной силе
закона, о необходимости толкования всех сомнений в пользу преступника и т.д.)
при квалификации исследуемых преступлений предлагают исходить из той суммы,
которая действовала на момент совершения преступления. Такой подход не ухудшает
положение лица, совершившего правонарушение.
Поправки к уголовному законодательству, касающиеся
этого вопроса, решили эту проблему. [1] Уголовное право России: в 2 т.
/ А. Н. Игнатов. – М.: Спарк, 2015. –780
с. [2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (по состоянию на 30.04.2020) // СЗ РФ. — 1996. — N 25. — Ст. 2954. [3] Уголовный кодекс РФ от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (по состоянию на 30.04.2020) // СЗ РФ. — 1996. — N 25. — Ст. 2954. [4]
Алешин,
К. Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как
преступление международного характера. — СПб.,
2016. — 230 с. [5]
Алиев,
В. М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: Дис. …докт. юрид. наук. — М., 2011. — 450 с. [6]
Болотский,
Б. С, Волеводз, А. Г., Воронин, Е. В., Калачев, Б. Ф. Борьба с отмыванием
доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. — М.: Юрлитинформ,
2011. — 460 с.